День Ассирийского мученика (Юма д-Саhда Атурая). История памятного дня.

Jan 16, 2017 02:42



Ассирийские беженцы из Ирака направляются к новому месту проживания на берегу реки Хабур в Сирии.

7 августа в приходах Ассирийской Церкви Востока по всему проводится поминальная служба. В этот день ассирийцы вспоминают не только жертвы резни 1933 года в Ираке, когда жители десятков ассирийских селений на Севере Ирака подверглись поголовному истреблению иракской армией (наиболее известное и многочисленное из них - деревня Симмеле, с которой сегодня ассоциируется трагедия 1933 года. Пик резни пришелся на дату 7 августа), но и жертв геноцида во время Первой мировой войны, и сегодняшних мучеников, гибнущих в Ираке от рук террористов ИГИЛ. В странах бывшего Советского Союза стало традицией поминать также и тех, кто пал в ходе массовых репрессий и депортаций в Советском Союзе при Сталине.





Церковь Мучеников в Семеле (Сумайле), Ирак, воздвигнутый в память о жертвах резни. Сюда каждый год 7 августа стекаются ассирийцы со всего Ирака.

Перечисленные трагические события взаимосвязаны между собой, поскольку явились следствием геноцида христианского населения Османской империи, развернутого на фоне Первой мировой войны и окончательно разрушившего очаг компактного расселения ассирийцев в горах Хаккяри.

Осенью 1915 года зажатые во вражеском кольце и вытесненные высоко в горы, турецкие ассирийцы отчаялись получить от России какую-либо помощь. Оружие и боеприпасы были у ассирийцев на исходе. С огромными потерями им удалось пробиться сквозь турецко-курдское окружение и выйти к позициям русских войск в соседнем Северо-Западном Иране. Весной 1915 года сюда вернулись выведенные в начале года русские войска. В их отсутствие иранские ассирийцы также подверглись массовому истреблению. Со временем Россия согласилась на формирование в Иране ассирийских добровольческих отрядов из турецких ассирийцев, но уже вскоре, в 1917-1918 годах в результате революций в России Кавказский фронт распался, и ассирийцы снова очутились один на один с врагом. Героическая оборона Урмии продолжалась около 6 месяцев. У ассирийцев заканчивались патроны. Противник имел огромный перевес в живой силе, что вынудило христиан оставить Иран и направиться в Месопотамию, где дислоцировались английские войска. Этот переход также стоил ассирийцам десятков тысяч жизней. Чуть раньше, в Марте 1918 года вождем курдского племени Шеккаков был предательски убит приглашенный на переговоры ассирийский патриарх Мар Беньямин Шиммон.

После войны территория традиционного проживания ассирийцев в Османской империи была разделена между различными государствами. Нефтеносный район Мосула был включен в подмандатную Британии территорию Ирака, а горы Хаккяри остались за Турцией, которая пыталась оспорить у англичан право Ирака на Мосул, но отказывала ассирийцам в возвращении в родные деревни. Массовая резня ассирийцев в Турции и их проживание на Севере Ирака были использованы англичанами как один из доводов в пользу отторжения Мосула от Турции. В Ираке из ассирийцев были сформированы военные части, находившиеся на службе у Великобритании.

Окончание британского мандата неминуемо ставило вопрос о правовом статусе ассирийских формирований. По согласованию с Великобританией правительство молодого Ирака не только требовало роспуска ассирийских частей, но и настаивало на дисперсном расселении ассирийцев мелкими группами по всей стране. Ассирийцы справедливо видели в этом угрозу самосохранению. Патриарх Мар Ишай Шиммун отказался подписать иракский план расселения ассирийцев, за что подвергся аресту и был впоследствии депортирован на Кипр. В 1930 году Лондон добился выгодного для себя договора с Багдадом, и не был теперь заинтересован всерьез поднимать ассирийский вопрос. Лига Наций в конце 1932 году лишь постановила создать международную комиссию по решению вопроса о будущем расселении ассирийцев. Соседняя с Ираком Сирия еще оставалась под французским мандатом, и разуверившиеся в поддержке англичан ассирийцы обратились к французским властям с просьбой позволить переселиться в Сирию.

«Пока Франция медлила с ответом, около 1000 ассирийцев», оставив «дома с оружием отправилось в Сирию с тем, чтобы впоследствии вернуться за семьями» . 27 июля ассирийцы узнали, что «Франция не дала разрешение, и в первых числах августа стали переправляться обратно через Тигр. На восточном берегу их ожидали иракские войска. В бою за два дня 4 и 5 августа иракцы потеряли убитыми как минимум в двое больше, чем ассирийцы. Такое неудачное «боевое крещение» иракской армии способствовало раздуванию антиассирийской истерии.

Между тем, часть ассирийцев вернулась в Сирию и была интернирована французскими властями. Остальные пробились в свои деревни и разошлись по домам.



Резня ассирийцев на севере Ирака. Розовым цветом отмечена область, в которой все ассирийские деревни были разграблены. Красным - область, в которой ассирийские поселения были подвергнуты наибольшему опустошению.



Другая карта, на которой помечены ассирийские поселения, атакованные арабскими и курдскими погромщиками.

В Ираке был брошен лозунг «Отечество в опасности» и объявлено об «ассирийской агрессии», будто-бы «угрожающей существованию государства». Звучали призывы к «Священной борьбе против захватчиков». В окруженных войсками ассирийских деревнях началось избиение мирного населения. Бедуины и курды активно участвовали в грабежах населения, некоторое время власти не только позволяли им грабить, но даже платили за голову каждого убитого ассирийца. Скрыть информацию о резне не удалось. Готовясь к приезду международной комиссии, иракские власти прекратили доступ грабителей в ассирийские деревни и начали спешно смывать следы преступлений.

При этом правительство торжественно объявило, что иракская армия одержала славную победу. Вернувшиеся в Багдад солдаты были встречены как герои.



Сообщение в канадской газете о трагических событиях на севере Ирака.

Несмотря на попытки иракских властей скрыть правду, дело приняло скандальный характер, и в конце концов было передано в Лигу Наций. Представители Ирака при обсуждении в Лиге Наций были вынуждены признать «неоправданную суровость» армии и грабежи со стороны бедуинов. Тем временем, более 6 тысяч ассирийцев, спасаясь от террора, ушли в Сирию.

Лига Наций создала специальную комиссию по делам ассирийцев, которых предполагалось расселить в Бразилии, но она не дала на это разрешение. Проекты расселения ассирийцев в Британской Гвиане и во Французском Нигере также не осуществились, и в конце концов было разрешено проживать в Сирии (в районе Джазира) тем» из ассирийцев, кто уже там находился. Не уехавшим из Ирака позволили остаться на прежнем месте.



Седьмое августа, написанное на сирийском языке - символ многих ассирийских организаций.

Такую дорогую цену пришлось заплатить ассирийцам за право на компактное проживание на своей исторической родине - в Месопотамии.

Составлено по:

1. http://bar-atra.ru/news/2009-08-11-256 Статья кандидата исторических наук Иосифа
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Simele_massacre
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%B8%D0%BB%D0%B5

UPD: Ассирийцы Санкт-Петербурга 7 августа поминают своих братьев и сестёр по крови, ставших жертвами политических репрессий в СССР.

image Click to view



курды, Сирия, англосаксы, Ирак, Франция, Великобритания, Иосиф Зая, Турция, Северная Пальмира, ассирийцы, геноцид ассирийцев, арабы, Ассирийская Церковь Востока, Сталин - гори в Аду, Левашовское кладбище

Previous post Next post
Up