Конная статуя согдийского царя Деваштича в его родном городе Панджикенте, Таджикистан.
Диваштич (варианты имени Деваштич, Дивасти) - правитель города Панджикент в
Согдиане, исторической области в Средней Азии на территории нынешних Таджикистана и Узбекистана. Царствование Диваштича пришлось на период арабо - мусульманского вторжения в
Трансоксиану и ему суждено было остаться в исторической памяти как герою сопротивления захватчикам и борцу против исламизации региона.
Мы увидим на примере этого правителя, что распространение ислама в Средней Азии отнюдь не было таким уж мирным*, как о том порой любят заливать исламские проповедники.
Ранние годы жизни.
Согдина и Трансоксиана.
Диваштич был сыном некоего Йодхсетака (Yodkhsetak), принадлежавшего к благородной семье согдийских дехкан (воинское сословие) из Самарканда, предположительной возводившей своё родословие к иранскому шахиншаху из династии Сасанидов
Бахраму V Гуру (правил в 420 - 438 годах). Мужские представители семейства носили титул сур (царь?) и правили частью Согдианы в VI - VII веках. Таковых известно пятеро. Диваштич стал последним из суров.
Самарканд и Панджикент на современной карте.
Около 706 года его избрали правителем Панджикенда вслед за смертью предыдущего - тюркского * принца Чукина Чур Билги (Chukin Chur Bilga). Власть новоизбранного не была абсолютной, он делил её с другими владетельными принцами и князьями. Хотя под его контролем находился только Панджикент, Диваштич носил громкие титулы «царя Согдов» и «правитель Самарканда». В легендах на некоторых монетах, выпущенных при панджикентском дворе содержится упоминание некой Наны. Это могла быть либо дочь Чукина, в браке с которой предположительно состоял Диваштич, либо месопотамская богиня Наная (о ней речь будет ниже).
Фреска из Панджикента, на которой предположительно изображён Деваштич.
В 709/710 годах правитель Самарканда по имени
Тархун был свергнут в результате народного восстания. Самаркандцев возмутила его тесная дружба с мусульманами. На место Тархуна избрали принца Гурака, противника арабов и ислама. Двое сыновей низвергнутого бежали ко двору Диваштича, где встретили самый радушный приём. Этим самым Диваштич ещё более укрепил свои претензии на Самарканд. В 712 году в Согдиану вторглось войско под предводительством арабского полководца Кутайбы ибн Муслима, которое принудило согдийских правителей, в их числе и Гурака с Диваштичем, к покорности. Причём, если Гурак пытался сопротивляться и даже заключил союз с китайцами династии Тан **, то Диваштич сразу же признал власть Омейядских халифов и впоследствии поддерживал с ними дружеские отношения, так что даже пошёл слух о его обращении в ислам, что не соответствовало действительности - он оставался зороастрийцем. В 719 году он даже удалил от своего двора сыновей Тархуна, отправив их к губернатору Хорасана аль - Джарраху ибн Абдаллаху.
Однако своим показным дружелюбием Диваштич, похоже, пускал арабам пыль в глаза, а сам тайком готовил восстание, которое и разразилось в 720 году и в числе его лидеров оказались панджикентский царь и другой согдийский правитель - Карзандж. К своему мятежу они пытались привлечь и согдийского правителя Ферганы ат - Тара. Тот обещал им помощь и убежище в случае неудачного исхода кампании. Но оказался предателем - когда армия Карзанджа остановилась в Хужанде, ат - Тар сообщил омейядскому командующему Саиду ибн Амр аль - Хорасани все необходимы тому сведения о численности и местоположении повстанцев. Арабский командир совершил быстрый марш к Хужанду и наголову разгромил войско Карзанджа, а попутно вырезал в городе 3000 согдийцев.
Затем аль - Хорасани двинулся к крепости на реке Зарафшан, где находился со своими отрядами Диваштич. В битве Диваштич потерпел поражение и скрылся в крепости. Потом он капитулировал перед арабами и оказался в темнице. Впрочем, в заключении к нему относились довольно прилично. Однако вскоре арабы дали понять, что их доброму отношению к гяурам пришёл конец. Надо ведь и покуражиться «во славу Аллаха», джихад - это не только гурии в раю, но и отжатое барахлишко неверных (а также их женщины) в сем грешном мире. И устроили согдам в Панджикенте тоже, что ИГИЛовцы ассирийцам в Мосуле и езидам в Синджаре. Стали грабить и сжигать дома. Сожгли и зороастрийский храм.
Панджикентский экс - правитель тоже плохо закончил. Губернатор Ирака и другие высшие руководители Халифата хотели его освободить. Но аль - Хорасани имел не сей счёт иное мнение. По его приказу Диваштича распяли на стене зороастрийского погребального здания, так называемой «
башни молчания», а уже мёртвому отрубили голову и отправили посылкой в Ирак. Такое самоуправство аль - Хорасани вышло ему боком и он через какое - то время лишился поста хорасанского губернатора (но не только из - за этого, у него вроде и другие косяки были).
Религиозная принадлежность.
Хотя во времена Диваштича в Согдиане были распространены буддизм и манихейство, он сам и большинство его подданных исповедовали зороастризм. Правда, зороастризм, несколько отличавшийся от государственной религии Сасанидской империи. Так называемый «согдианский зороастризм». Этот вариант маздаяснийской веры испытал на себе влияние даже древних месопотамских культов. Согды, например, почитали богиню
Нанаю, олицетворение чувственности и сладострастия, известную нам из аккадско-ассирийско-вавилонских сказаний. Её культ был распространён в Сирии и Иране, а из Ирана попал к Согдам и
к армянам.
Богиня Наная на барельефе вавилонского царя
Мели - Шипака II.
Потомки Диваштича.
Сын Диваштича Тархун (не путать с упомянутым выше правителем Самарканда) попал в плен и содержался в Ираке. Там он оставил потомство и три поколения его семьи жили в иракских землях. Правнук Тархуна Микал ибн аль - Вахид переселился в Хорасан в начале IX века и дал начало знаменитой аристократической
семье Михалидов, служившей различным хорасанским династиям.
Письменные источники.
Архив Деваштича, случайно обнаруженный в 1932 году в Таджикистане на развалинах крепости Муг-К’ала на горе Муг (замок *’bγr = *Aparγar арабских источников), представляет собой важный источник согдийских текстов (74 документа). Некоторые письма принадлежали самому Деваштичу. Среди писем Деваштича, документ В-17 является наиболее интересным для политической и дипломатической истории Согда первой четверти VIII в. В этом письме содержатся совершенно ясные указания на то, что Деваштич считал себя вассалом кагана - речь идёт, по-видимому, о кагане восточных тюрок. Весьма примечательно и сообщение Деваштича о посещении его ферганским царем. Интересны сведения о военных отрядах восточных тюрок и китайцев, прибывших к Деваштичу.
Подробнее здесь:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/II/3_sogd_pism_Mug/text.htm Несколько лет назад в фондах музея на городище Афрасиаб в Самарканде был обнаружен фрагмент документа на коже, предположительно из архива царя Диваштича
В современном Таджикистане.
В современном Таджикистане, где, несмотря на приверженность подавляющего большинства населения суннитской версии ислама, всячески декларируется и преемственность с доисламской иранской культурой***, Диваштич почитается как борец с иноземными захватчиками. В Панджикенте установлена его конная статуя - фотография приведена в шапке поста.
Составлено по:
1.
https://en.wikipedia.org/wiki/Divashtich2.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%82%D0%B8%D1%873.
http://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6938/ Примечания.
* Как арабы-мусульмане остервенело штурмавали Бухару, будущую цитадель среднеазиатского ислама, и складывали пирамиды из отрубленных голов её защитников можно прочитать здесь:
http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/uzbekistan/sights/bukhara_history ** Тюрки появились на правобережье Амударьи ещё в VI веке. Они оседали на землях
Большого Ирана и активно перенимали персидскую культуру. Вообще персидское культурное влияние на тюрок трудно переоценить. Например, как среди тюркских народов распространены сказания о Фархаде и Ширин!
** что впрочем, ему не помогло. Китай, похоже, и в те времена был «бумажным драконом» - с виду страшный, а на деле малохольный.
*** даже
штандарт президента Таджикистана скопирован с Дирафши Кавиан - знамени Сасанидов.
Фото памятника Деваштичу в Панджикенте в других ракурсах:
1.
2.