Государство Кавказская Албания во времена правления Урнайра.
Урнайр (IV в.), первый христианский царь Кавказской Албании. Принадлежал к
албанской ветви династии Аршакидов.
Был зятем персидского шаха Шапура [1].
Армянские учёные утверждают, что имя Урнайр имеет армянское происхождение: от «урн» - молот, и «айр» - мужчина, и объясняется как «вооружённый молотом» [2]. А что по этому поводу скажут лезгины и удины?
В его правление в Кавказскую Албанию с проповедью Христианства прибыл равноапостольный
Григорий Просветитель. Под влиянием святого царь Урнайр обратился ко Христу.
В "
Истории страны Алуанк" повествуется, что Урнайр вместе со своими вельможами и воинами прибыл в Армению [3], где принял крещение от св. Григория в присутствии царя Тиридата.
Григорий Просветитель отправил Урнайра в Албанию послав с ним «блаженного мужа, рукоположенного во епископы в городе Риме», для того, чтобы возглавить Алванскую Церковь. Однако историк
Киракос Гандзакский сообщает, что «святой Григорий рукоположил епископом одного из служителей своих, прибывшего с ним из Греции, которого он и отдал царю Урнайру».
То, что происходило в Албании после крещения царя Урнайра, описывается в письме армянского католикоса
Гюта к албанскому царю
Ваче II, содержащемся в «Истории»:
«С этими небесными благами царь Урнайр вступил в Агванию, выучил и исполнил все обряды по правилам апостолов: все приняли небесное помазание и вписались в книгу жизни; были изгнаны бесы из страны вашей, прекратились жертвоприношения… устыдились заблуждения, возвысилась истина, воцарился невидимый свет, удален мрак добровольный, для церкви назначены первые плоды, отделены десятины доходов и жатвы, полей и всех домашних животных; даже и земля досталась на долю её, и всё приняло правильный порядок»
Сам Урнайр и последующие Албанские цари проявили большую заботу об Албанской Церкви и духовенстве, предоставив ему привилегии. Они постарались уравнять духовенство со светской знатью (азатами), создав наряду с дворцовым судом суд церковный.
После смерти Урнайра жители Албании попросили себе в качестве католикоса внука св. Григория Просветителя -
святого Григориса, впоследствии принявшего мученическую смерть от рук язычников недалеко от ныненшнего Дербента.
В албанской церковной традиции царь Урнайр именовался "благословенным" и равноапостольным.
Использованные материалы
1. Мовсес Каланкатуаци «История страны Алуанк». Книга I:
http://vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/aluank1.html 2. Иеромонах Алексий (Никоноров). Христианство в Кавказской Албании. Римско-Византийский период. Принятие Христианства. Царь Урнайр и равноапостольный Григорий Просветитель
Примечания:
[1] По сообщению в "Истории страны Алуанк" Мовсеса Калакантуаци. Скорее всего этим шахом мог быть Шапур II Великий (правил в 309-379)
[2] Р. Ачарян. Словарь армянских собственных имён = Հայոց Անձնանունների Բառարան. - Ер., 1948. - С. 204.
http://nayiri.com/imagedDictionaryBrowser.jsp?dictionaryId=35&query=%D5%B8%D6%82%D5%BC%D5%B6%D5%A1%D5%B5%D6%80[3] По другим данным в Сирию.
https://en.wikipedia.org/wiki/Urnayr Статья, написанная мною для
православной интернет-энциклопедии "Древо" с небольшими дополнениями.