Гиваргис (Георгий) Михран - Гушнасп (575 - январь 615), христианский мученик и церковный деятель, почитаемый
Ассирийской Церковью Востока.
Гиваргис (пребывая в зороастризме носил имя Михран-Гушнасп) родился в аристократической иранской семье в Кашкаре (область на левобережье Тигра). Его отец был остандаром (губернатором) Нисибина, дед по отцу - градоначальником в Новой Антиохии (одной из частей пятиградия столицы империи Сасанидов), дед по матери - мобедом, то есть зороастрийским жрецом. Юношу определили пажом во дворец шахиншаха для продвижения по служебной лестнице и занятия государственных должностей. Когда в окрестностях столицы вспыхнула эпидемия чумы, Михран - Гушнасп бежал из города в одно из своих имений и доверил управление землей и всем имуществом христианину. В 595 году, как сказано в источниках, «Бог избрал Михран - Гушнаспа для служения истинной вере», и он принял крещение из рук Симеона ибн Джабира, епископа Хиры, который в 593 году крестил
лахмидского царя Нумана.
Обращенный cменил имя, став Гиваргисом (Георгием), освободил своих рабов, раздал имущество родственникам и удалился в пустыню. Епископ Симеон рукоположил его в священника. В селении Бет Растак области Адиабена он стал учиться в школе, выучил Псалтырь так, что «отвечал Давида». Его родная сестра последовала примеру брата и была крещена католикосом Ассирийской Церкви Востока Сабришо (596-604), приняв имя Мария. Оба решили посвятить жизнь отшельничеству и совершили паломничество в ассирийские монастыри на
горе Изла. В Нисибине Мария ушла в женский монастырь, а Гиваргис стал учиться в Нисибинской духовной школе под руководством настоятеля Дадишо. Он сопровождал епископа Хиры Симеона в поездке в Константинополь. По возвращении оттуда выполнил свой обет и стал монахом обители
св. Авраама Кашкарского, руководимой в то время его преемником Дадишо. В этом монастыре Гиваргис находился вместе с
Бавваем Великим, одним из самых выдающихся богословов Церкви Востока. По сведениям «Хроники Сеерта», там же Гиваргис написал «Книгу, опровергающую веру магов и разоблачающую все их ложные таинства», сочинение направленное против государственной религии Персии - зороастризма.
После смерти патриарха-католикоса Григория I (608-609) епископы Ассирийской Церкви Востока полагаясь на обширные знания Гиваргиса и прежние связи в кругах иранской аристократии, привлекли его к составлению коллективного послания шахиншаху с просьбой разрешить избрание нового католикоса. В сопровождении 2 священников и 2 диаконов Гиваргис прибыл в царскую резиденцию. На просьбу христиан
Хосров II Парвиз ответил, что для получения разрешения они должны подтвердить истинность своей веры. По одним данным, придворный царя предложил устроить словесное состязание представителей Церкви Востока и ассирийцев -
яковитов (сторонников
миафизитства), по другим - яковит Гавриил Шигарский, личный врач шахиншаха, сам вызвал оппонентов на словесное единоборство. Епископы Церкви Востока определили группу участников диспута со своей стороны, включив в нее митрополитов Адиабены и Бет-Гармая (Гармакана), Гиваргиса и 2 епископов. Гиваргису и другому «несторианскому» клирику - Хенанишо было поручено составить текст исповедания веры. В «Деяниях» соборов Церкви Востока V-VII веков он помещен в виде приложения к Собору Григория I (605).
Диспут представителей «несториан» и миафизитов по вопросу о природе Христа состоялась весной 612 года. Несторианские источники сообщают о победе единоверцев. По данным «
Хроники Сеерта», Хосров II, ознакомившись с текстом несториан, заявил:
«Если и существует истинная христианская вера, то это - вера Нестория».
Но из послесловия к тексту исповедания веры следует, что благоприятное для представителей Церкви Востока заявление монарха не было поддержано практическими действиями. Под влиянием яковитского окружения Хосров II не решался открыто поддерживать их оппонентов. Разногласия двух ветвей христианства в Иране еще более обострились после того, как при поддержке
царицы Ширин * яковиты попытались отобрать у «несториан» монастырь св. Сергия. Благодаря Гиваргису монастырь удалось отстоять, но эта победа стоила ему жизни. По доносу придворных яковитов** Гиваргис был обвинен в отступничестве от зороастризма*** и заточен в тюрьму. В течение года и 8 месяцев его подвергали пыткам и истязаниям, требуя отречения от христианства. Не добившись согласия, в январе 615 года его распяли на сенном рынке сасанидской столицы Бех Ардашир (
Ктесифон). Верующие сняли тело мученика с креста и похоронили в обители св. Сергия. Частицы мощей Гиваргиса были доставлены в другие монастыри.
Подробное жизнеописание мученика составлено современником Бавваем Великим, как было сказано выше, знавшим Гиваргиса лично. Краткий вариант Жития содержится в Анонимной сирийской хронике времени Сасанидов и более поздних сирийских сочинениях.
Память святого мученика Гиваргиса Ассирийская Церковь Востока празднует 14 января.
Примечания:
* Царица Ширин, известная прежде всего как героиня многочисленных романтических литературных произведений на Востоке, была по происхождению ассирийкой из Хузестана и сначала принадлежала к «несторианской» Церкви, но потом склонилась к поддержке миафизитов.
** Наглядный пример того как о-очень часто одни христиане из-за церковных разногласий натравливали на других таких же последователей Христа карательные органы государства, в данном случае к тому же ещё и языческого. Соответствует ли это духу христианской любви - вопрос риторический... Потребовалось ещё полторы тысячи лет, прежде чем «несторианский» и яковитский патриархи
обнялись как братья. И яковитский патриарх, выступая с проповедью в «несторианской» церкви (в Москве) сказал: «Мы были когда-то одним народом, но доктрины и политика, навязанные нам другими, разделили нас!»
*** Законы империи Сасанидов строго настрого запрещали переход из зороастризма в христианство. Значительная часть мучеников Ассирийской Церкви Востока Сасанидского периода - это именно персы, принявшие христианство.
Составлено по:
http://www.pravenc.ru/text/164955.html