Афраат "Персидский мудрец". Ассирийский подвижник и духовный писатель.

Apr 09, 2016 22:46

В относящихся к V и VI векам рукописях Британского музея содержатся 23 «тахвиата», или проповеди, автора которых эти рукописи однажды называют «персидским мудрецом» и дважды «Map Иаковом». Из самих этих произведений можно почерпнуть сведения, что автор был «сыном завета», то есть аскетом, однако не отшельником, а высокопоставленным духовным лицом; неясно, имел ли он сан епископа. Из того же источника становится ясно, что деятельность автора приходится на первую половину IV века и что она протекала в сасанидском Иране. Вероятнее всего, он родился между 260 и 275 годами, а умер вскоре после 345 года.

Знакомство с творениями «персидского мудреца» обнаруживает и Георгий, епископ арабов (+ 724), который отзывается о нем как об «ученейшем, даровитом и исключительно начитанном в Священном Писании», но при этом не называет по имени. Имя автора первым открывает бар Бахлул (+ 963) в своем «Сирийском лексиконе»: это Афраат (Afrahat, эллинизированный вариант - Aphrahates). Этот факт подтверждают Илия бар Шинайа (+ 1049) и Бар-Эбрей (+ 1286), называющий его «Фархадом» (Farhad). He заслуживает доверия сообщение, что Афраат находился в монастыре Map Матфея, как то утверждается в источниках XIV века.

Другая старая, но ложная традиция смешивает Афраата с Иаковом, епископом Нисибинским. Так поступает, например, Геннадий Марсельский (+ ок. 492-505) в своем сочинении «О знаменитых мужах» (De viris illustribus). Фавст Византийский в своей «Истории Армении» (конец IV века) утверждает, что Иакова Нисибинского называли «персом». Отождествляют Афраата с Иаковом Нисибинским и древние армянские переводчики. Эта точка зрения не согласуется с высказываниями самого Афраата, что он жил во время правления Шапура II, то есть в эпоху, когда Нисибин находился под властью римлян.



Сочинения.

Сохранились 23 проповеди, или гомилии, Афраата, из которых первые десять, как свидетельствует сам автор, написаны в 337 году, следующие одиннадцать - в 344 году, а последняя - в 345 году, то есть в начале жестоких гонений Шапура II на христиан. Десять первых проповедей посвящены увещательным и аскетическим темам, в то время как в остальных Афраат более всего полемизирует с иудеями, которые были в тех местах учены и многочисленны. Гомилиям предпослано послание, полностью дошедшее лишь в армянском переводе, в котором оно ложно приписывается Григорию Просветителю.

1-я проповедь - «О вере» - содержит древнейший Символ веры. 2-я проповедь - «О любви». 3-я - «О постах». 4-я - «О молитве». 5-я проповедь написана в то время, когда надвигалась война с Римской империей, которой, как уже прнявшей христианство, Афраат желал победы. 6-я проповедь обращена к аскетам и рассматривает вопрос о достижении состояния совершенства, и прежде всего о смирении и действенности Духа Христова. 7-я - «О покаянии» - против ригоризма в вопросе отпущения грехов. 8-я - «О воскресении мертвых». 9-я - «О смирении». 10-я - «О пастырях». Имеются в виду пастыри душ, которых Афраат побуждает к ревности о Христовом деле. 11-я проповедь - «Об обрезании» - направлена против иудеев. 12-я - «О Пасхе» - также имеет антииудейскую направленность. 13-я- «О субботе». 14-я составлена в форме письма, написанного по поручению некоего Собора и обращенного к епископам и мирянам Селевкии-Ктесифона; в нем сурово порицается поведение духовенства. 15-я - «О различении пищи» - против иудеев. 16-я - «О народах, заступивших место избранного народа». 17-я - «О божественном родословии Христа». 18-я - «О девстве». 19-я - «Против иудеев, которые говорят, что они снова соберутся воедино». В этой проповеди Афраат высказывает мнение, что, согласно пророкам, никогда не случится так, что иудеи восстановят царство в Палестине. 20-я - «О помощи нуждающимся». 21-я - о надвигающемся гонении на христиан. 22-я - «О последних временах». 23-я - «Об акинаке» (de acinace), то есть о благословении, которое было сокровенно в лозе Израиля и которое процвело у других народов. В этой проповеди Афраат много рассуждает о библейской хронологии.

Учение.

Афраат, живший вдали от античной цивилизации, обнаруживает в своих трудах богословие, свойственное весьма ранним ступеням развития христианской мысли: в силу этого богословие Афраата имеет немаловажное значение. Почти то же можно сказать и о его духовных наставлениях; дело в том, что это первое свидетельство аскетизма у христиан Персии. Наибольшее значение творчество Афраата имеет, однако, для истории, так как Афраат представляет собой первого христианского писателя в державе Сасанидов.

В качестве источников Афраат использует лишь Священное Писание, в цитировании которого проявляет большую ученость и глубину понимания. Из Ветхого Завета он привлекает почти все книги, а из Нового чаще всего Евангелия и [Послания] апостола Павла, но не цитирует соборных Посланий и Откровение Иоанна Богослова. Евангелие цитируется по «Диатессарону» Татиана, апостол Павел - по старому сирийскому переводу (Vetus Syriaca), а Ветхий Завет - по переводу Пешитты. Помимо Библии Афраат привлекает только «аграфы» неясного происхождения. До некоторой степени творчество Афраата подверглось влиянию раввинистической культуры и книжности.

1. Троица.

Провозглашается в славословии (проповедь 1-я). «Слава и честь да будет Отцу и Сыну и Его живому и Святому
Духу из уст всех, кто хвалит Его горе и долу, во веки веков. Аминь». Дух (женского рода!) есть «мать» аскета и сообщается нам Христом. Дух есть Мудрость, и Он просветил пророков. Нелегко понять, когда речь идет о Духе как лице Троицы, а когда - о безличной благодати. Святой Дух живет в крещеном человеке, а после его смерти возвращается ко Христу, своей «природе» (ср. ниже).

2. Христология.

Не зная о Никейском Соборе, Афраат в православном духе учит, что Христос был Богом. Ибо «Он был от начала у Отца Своего» «в царствии Своем» «в вышних» «в доме Отца Своего».

Афраат утверждает: «В Тебе [Христос] мы хвалим Самосущее Существо, которое отделило Тебя от Своей сущности и послало нам», где слово Itutha («сущность») обозначает высшее существо, невозникшую сущность и является именем Бога. Помимо этого Афраат, указывая на взаимообщение свойств, пишет: «Всевышний, Он смирил Свою славу. Обитавший в вышних, Он не имел места, где приклонить голову... Бог и Сын Божий, Он принял образ раба».

Когда Афраат рассуждает о способе соединения Христа с телом, его рассуждение не вполне ясно: «Когда Он [Христос] вернулся к Тому, Кто Его послал, Он принес с Собой нечто, чего раньше не носил, по слову Апостола: И нас воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6)».

Искупление совершено жертвоприношением «жертвы Агнца» которая отменила собой все остальные жертвы. Смерть Христа умертвила смерть. Это схождение победителя Христа в царство смерти изображается Афраатом в драматической форме, с элементами, восходящими в конечном счете, по-видимому, к персидской литературе.

3. Таинства. Афраат пишет, что крещение было установлено Христом, когда Тот омыл ноги апостолов. Крещение - это «знак жизни»: в нем смываются грехи, после того как священник совершил призывание [Св. Духа] над водами.

Говоря о Евхаристии, Афраат использует очень яркие выражения, чтобы передать отчетливое впечатление реального присутствия [Христа]. Евхаристия - это жертвоприношение, предсказанное пророком Малахией; оно дает жизнь.

Целая проповедь (7-я) посвящена покаянию. В ней духовные врачи призываются к тому, чтобы прилежно исцелять уязвленных кающихся, избегая вредной суровости. Скорее всего, в проповеди речь идет не о монашеском откровении помыслов, но о самом таинстве [покаяния]: он говорит, что те, кто не хочет приступать к покаянию, «умирают второй смертью». В свою очередь те, кто выслушивает исповедь, не могут открывать ее остальным.

По-видимому, Афраат имеет в виду таинства миропомазания и елеосвящения, когда, воздавая хвалу елею, говорит, что он содержит в себе знак «таинства жизни, благодаря которому становятся христианами, священнослужителями, царями и пророками; он просвещает тьму, помазывает больных и чрез свое сокровенное таинство возвращает кающихся».

Говоря о священниках, что они «приняли возложение рук», Афраат косвенно упоминает таинство священства.

4. Антропология.

Человек состоит из тела, души («нафша») и духа («руха»). Последний получается человеком при крещении, если тот благочестив, и после смерти возвращается ко Христу, к своей «кьяна» (сир. kjana; этот термин следует переводить как «природный источник» или «сфера»), в то время как душа, скованная сном, пребывает вместе с телом. Такая гипнопсихия имеет, по-видимому, иранское происхождение. В конце концов дух, по Афраату, при воскресении вернется с небес и прославит и тело, и душу.

5. Аскетика.

Духовные наставления Афраата носят умеренный и спокойный характер. В основном они посвящены любви - как любви, которую следует созерцать в Боге, так и любви, которую следует проявлять к Богу и ближнему. Программа Афраата направлена на достижение спокойствия души посредством веры, которая деятельна в любви.

Из книги Ортис де Урбина, Игнасио. Сирийская патрология [перевод с лат. М. В. Грацианского]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 283 с.. Стр. 47-53.

ассирийцы, ассирийские святые, Иран-Иран, Ассирийская Церковь Востока

Previous post Next post
Up