Ассирийский учёный-энциклопедист Бар-Эбрей (Хебреус).

Nov 08, 2015 21:32




Я знаю немного, но то, что знаю, - знаю в совершенстве.

Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей (1226, Малатья, Конийский султанат, ныне территория Турции, - 30 июня 1286, Марага, Иран) - ассирийский (сирийский) церковный деятель, писатель и учёный-энциклопедист.

Бар-Эбрей - прозвище, означающее «сын еврея». Однако его отец перешёл в христианство. Поскольку основные сочинения Бар-Эбрея написаны по-сирийски и по-арабски, известен он больше по арабизированной форме своего имени - Абу-ль-Фарадж.



Ранние годы.

Абу-ль-Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья (Мелетина) в семье крещёного еврея врача Аарона (арабское имя - Харун бин Тума аль-Малати). Семья была достаточно состоятельной, поэтому Абу-ль-Фарадж с юных лет мог обучаться сирийскому, греческому и арабскому языкам, затем - богословию и философии. Под руководством отца и других известных врачей города он также приобщался к врачебному искусству.

В 1243 году, опасаясь наступления монгольской армии, большая часть населения города бежала в Халеб. Однако врач Аарон с семьёй остался в Малатье и уже в 1244 поступил на службу к одному из монгольских военачальников, с которым некоторое время разъезжал по завоёванным территориям. В том же году Аарон был отпущен со службы и перебрался вместе с семьёй в Антиохию, столицу Антиохийского княжества. Здесь Абу-ль-Фарадж продолжил своё образование. Вскоре он стал монахом одного из яковитских монастырей, а позднее отправился в Триполи.

Церковная деятельность.

В 1246, на двадцатом году жизни Абу-ль-Фарадж был посвящён яковитским патриархом в епископы Губоса (близ Малатьи) и принял имя Григорий. Год спустя он стал епископом Лакабены, а в 1253 был переведён с тем же чином в Халеб. В 1264 году новый патриарх назначил Абу-ль-Фараджа мафрианом яковитов Месопотамии, он оставался на этом посту до самой смерти.

Абу-ль-Фарадж не раз бывал в Мараге и Тебризе, столице государства Хулагуидов, встречался с ильханами Абагой и Текудером. В 1268 году он совершил поездку сначала в Тебриз, затем в Марагу, где в яковитском монастыре читал лекции о Евклиде. Через четыре года там же Абу-ль-Фарадж читал о «Вселенной» Птолемея. Мафриан способствовал строительству культовых сооружений в этих городах: по его распоряжению в 1272 году была построена молельня новой церкви в Мараге, а в 1282 - новая церковь в Тебризе.

Поскольку Абу-ль-Фарадж старался защитить перед монгольскими правителями всех христиан, независимо от принадлежности к различным течениям, в своё первое посещение Мараги, где яковитов было мало, он был с почётом встречен всеми христианами города. Смерть Абу-ль-Фараджа, последовавшая в том же городе 30 июня 1286 года, была с горечью воспринята жителями. Католикос Ассирийской Церкви Востока Мар Ябалаха III призвал горожан в знак траура не открывать лавок и не вести торговлю. Яковиты, "несториане", армяне, православные - исполнили просьбу католикоса.

Почитается святым в Сирийской Яковитской Церкви

Труды.

Абу-ль-Фарадж был одним из самых плодовитых и выдающихся сирийских писателей. Во всех его сочинениях виден добросовестный и критический исследователь, который старается глубже вникнуть в причинную связь событий. Современники называли его Красой века (Farîd al zamân) вследствие его отличных познаний во всех науках.

Главный исторический труд Абу-ль-Фараджа «Хроника» излагает все познания его и его предшественников в области истории и состоит из двух частей. Первая часть, посвящённая гражданской и политической истории, известна под названием «Chronicon syriacum» и была издана П. И. Брунсом и Г. В. Киршем в 1789 г. Второй том содержит историю сирийской церкви, а также несториан и антиохийского патриархата, - издан Ж. Б. Аббелоосом и Т. Ж. Лами (3 тома, Лёвен, 1872-74).

Некоторые отрывки его обширного богословского сочинения «Сокровища тайн» (Aussar râfe) сделались известны благодаря Бернштейну, стараниями которого они изданы в Бреславле.

Полное собрание грамматических трудов Абу-ль-Фараджа выпустил аббат Мартен «Oeuvres grammaticales d’Aboul-Faradj dit Bar Hebraeus», ч. 1 и 2, (Париж, 1873), а его краткую сирийскую грамматику издал Берто (Гётт., 1843).

Автобиография его напечатана Ассемани в «Bibliotheca orientalis» (т. 2), где вместе с тем помещён полный перечень сочинений Бар-Эбрея. В последние месяцы своей жизни Абу-ль-Фарадж работал по просьбе друзей над составлением на арабском языке извлечения из его обширнейшего исторического сочинения. Это извлечение издал Е. Покок под названием «Abulpharagii historia dynastiarum» (Оксфорд, 1663).

Отсюда.

Дополнительно:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83-%D0%BB%D1%8C-%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B6_%D0%B1%D0%B8%D0%BD_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%BD

https://en.wikipedia.org/wiki/Bar_Hebraeus

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Abulfarage/framepred.htm

Его афоризмы:

http://aphorism-citation.ru/index/0-5

Его "Книга занимательных историй":

http://lib.ru/POEEAST/ABULFARADZH/kniga_zanimatel_nyh_istorij1.txt

Сирия, Христианская Солидарность, учёные, ассирийцы, святые, Месопотамия, Сирийская Яковитская Церковь, ассиро-яковитские святые, чудо-юдо

Previous post Next post
Up