Мервская митрополия.

Oct 31, 2015 15:06



Памятник архитектуры V-VI веков на территории Мерва, известный как Хараба-кешк (Хароба Кошук) и представляющий собой редкий тип раннехристианской церкви.

Статья А. Бадера, В. Гаибова, Г. Кошеленко.

Те­ма на­стоя­щей ста­тьи - ис­то­рия мерв­ской ми­тро­по­лии - яв­ля­ет­ся ча­стью бо­лее об­щей про­бле­мы - ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва на Вос­то­ке. Эта те­ма не­ко­гда бы­ла дос­та­точ­но по­пу­ляр­ной в рус­ской нау­ке, од­на­ко в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия она не при­вле­ка­ла боль­шо­го вни­ма­нияис­сле­до­ва­те­лей и к ней об­ра­ща­лись толь­ко в свя­зи с опи­са­ни­ем вновь от­кры­тых во вре­мя ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в Сред­ней Азии па­мят­ни­ков, ко­то­рые, по мне­нию ар­хео­ло­гов, яв­ля­лись хри­сти­ан­ски­ми [1].



Ана­лиз этих па­мят­ни­ков со­про­во­ж­дал­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем не­ко­то­рых дан­ных, из­вле­чен­ных из пись­мен­ных ис­точ­ни­ков, го­во­ря­щих о рас­про­стра­не­нии и ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва в этом об­шир­ном ре­гио­не. Од­на­ко, эти дан­ные, как пра­ви­ло, бра­лись не не­по­сред­ст­вен­но из са­мих пись­мен­ных ис­точ­ни­ков, а из тех клас­си­че­ских ра­бот на­ча­ла ве­ка, в ко­то­рых раз­ра­ба­ты­ва­лись про­бле­мы ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва в Сред­ней Азии. Сре­ди этих клас­си­че­ских ра­бот в пер­вую оче­редь не­об­хо­ди­мо на­звать не­боль­шую по объ­е­му, но чрез­вы­чай­но на­сы­щен­ную ма­те­риа­лом ра­бо­та В. В. Бар­толь­да[2].

Од­на­ко, при всей зна­чи­мо­сти этих ра­бот, они сей­час не мо­гут уже слу­жить ос­нов­ной ба­зой для ис­сле­до­ва­ния этой про­бле­мы, в пер­вую оче­редь по­то­му, что с то­го вре­ме­ни, ко­гда они бы­ли на­пи­са­ны рез­ко уве­ли­чил­ся объ­ем ин­фор­ма­ции бла­го­да­ря то­му, что бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны мно­гие но­вые тек­сты, най­ден­ные в Вос­точ­ном Тур­ке­ста­не евpо­пей­скими экс­пе­ди­ция­мив кон­це про­шло­го ина­ча­ле это­го ве­ка[3]. Этот но­вый ма­те­ри­ал за­став­ля­ет по-но­во­му взгля­нуть на мно­гие клю­че­вые во­про­сы ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва в Сред­ней Азии.

Ес­те­ст­вен­но, в дан­ной ста­тье мы мо­жем кос­нуть­ся толь­ко не­боль­шой час­ти про­блем, ог­ра­ни­чи­ва­ясь ис­то­ри­ей толь­ко од­но­го из рай­онов Сред­ней Азии - Мерв­ско­го оа­зи­са. Вы­бор имен­но это­го рай­она для ис­сле­до­ва­ния объ­яс­ня­ет­ся не­сколь­ки­ми фак­тоp­ами. Во-пер­вых, лич­ным пред­поч­те­ни­ем, по­сколь­ку ав­то­ры ста­тьи на про­тя­же­нии мно­гих лет за­ни­ма­ют­ся ар­хео­ло­ги­че­ским изу­че­ни­ем имен­но это­го рай­она. Во-вто­рых, что не­со­мнен­но бо­лее важ­но, - гео­по­ли­ти­че­ским по­ло­же­ни­ем Мер­ва, ко­то­рый на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий древ­ней и ран­не­сред­не­ве­ко­вой ис­то­рии яв­лял­ся свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду Ира­ном и соб­ст­вен­но Сред­ней Ази­ей. Имен­но че­рез по­сред­ст­во Мер­ва про­ни­ка­ли в Сред­нюю Азию не толь­ко ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты, соз­дан­ные на за­па­де, но и идеи. На­при­мер, мы зна­ем из ау­тен­тич­ных до­ку­мен­тов, что в кон­це III ве­ка имен­но Мерв был глав­ным цен­тром про­па­ган­ды ма­ни­хей­ст­ва на Вос­то­ке и ре­зе­ден­ци­ей гла­вы ма­ни­хей­ской церк­ви[4]. Ни­же мы по­ста­ра­ем­ся по­ка­зать, что Мерв за­ни­мал со­вер­шен­но осо­бое ме­сто и в про­цес­се рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ст­ва в цен­траль­ноа­зи­ат­ском ре­гио­не.

Не имея воз­мож­но­сти рас­смот­реть все во­про­сы ис­то­рии хри­сти­ан­ско­го Мер­ва, мы кос­нем­ся толь­ко не­сколь­ких клю­че­вых, с на­шей точ­ки зре­ния, пунк­тов. Пер­вым из них бу­дет во­прос о вре­ме­ни рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ст­ва в этом pе­ги­оне. Это­му во­про­су, в сущ­но­сти,спе­ци­аль­но по­свя­ще­на толь­ко од­на ста­тья, на­пи­сан­ная Э.За­хау в 1917 го­ду[5]. Она бы­ла ос­но­ва­на на един­ст­вен­ном ис­точ­ни­ке - на той час­ти "Хро­ни­ки Се­ер­та", ко­то­рая опи­сы­ва­ла дея­тель­но­сти Бар Ша­бы. Ос­нов­ной вы­вод зна­ме­ни­то­го ори­ен­та­ли­ста был дос­та­точ­но не­га­тив­ным, для не­го ис­то­рия дея­ний Бар Ша­бы - чис­тая ле­ген­да, а све­де­ния, со­об­щае­мые "Хро­ни­кой", име­ют не ис­то­ри­че­ский, а ско­рее ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ский ин­те­рес. По­доб­ный вы­вод был со­вер­шен­но ес­те­ст­ве­нен для нау­ки то­го вре­ме­ни. В ис­сле­до­ва­нии ис­то­рии хри­сти­ан­ско­го Вос­то­ка, в пер­вую оче­редь, в ис­сле­до­ва­нии ис­то­рии тех церк­вей, ко­то­рые позд­нее ста­ли на­зы­вать­ся не­сто­ри­ан­ски­ми, в это вре­мя гос­под­ство­вал ги­пер­кри­ти­че­ский под­ход к ис­точ­ни­кам, опи­сы­вав­шим их ран­нюю ис­то­рию. Как со­вер­шен­но спра­вед­ли­во от­ме­тил срав­ни­тель­но не­дав­но Э. С. Атийя[6], за­пад­ные ис­сле­до­ва­те­ли не мог­ли пре­одо­леть внут­рен­не­го пре­ду­бе­ж­де­ния про­тив хри­сти­ан Вос­то­ка и внеш­ним вы­ра­же­ни­ем это­го бы­ло стрем­ле­ние, ви­ди­мо, час­то да­же не­осоз­нан­ное, при­ни­зить зна­че­ние этих церк­вей, до­ка­зать, что хри­сти­ан­ст­во на Вос­ток при­шло дос­та­точ­но позд­но и т. д.

В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия, од­на­ко, этот под­ход по­сте­пен­но на­чал ме­нять­ся, ис­сле­до­ва­те­ли все в боль­шей сте­пе­ни при­зна­ют цен­ность той ин­фор­ма­ции, ко­то­рая со­дер­жит­ся в ис­точ­ни­ках. В при­ме­не­нии к то­му эпи­зо­ду, ко­то­рый мы сей­час рас­смат­ри­ва­ем, си­туа­ция об­лег­ча­ет­ся еще и тем об­стоя­тель­ст­вом, что мы мо­жем опи­рать­ся на бо­лее ши­ро­кий круг ис­точ­ни­ков, не­же­ли Э. За­хау. Ес­ли его зна­ния одея­тель­но­сти Бар Ша­бы ос­но­вы­ва­лись толь­ко на том тек­сте, ко­то­рый,ви­ди­мо, пер­во­на­чаль­но су­ще­ст­во­вал са­мо­стоя­тель­но и был ин­кор­по­ри­ро­ван в поч­ти офи­ци­аль­ную ис­то­рию не­сто­ри­ан­ской церк­ви, на­зы­вае­мую сей­час "Хро­ни­кой Се­ер­та"[7], то в на­шем рас­по­ря­же­нии име­ют­ся и не­ко­то­рые дру­гие ис­точ­ни­ки. В пер­вую оче­редь не­об­хо­ди­мо ука­зать на еще две вер­сии "Дея­ний" Бар Ша­бы, ко­то­рые бы­ли най­де­ны сре­ди ру­ко­пи­сей во вре­мя рас­ко­пок в Тур­фа­не: со­гдий­скую и си­рий­скую[8]. Еще од­на си­рий­ская вер­сия, не­сколь­ко от­лич­ная по со­дер­жа­нию, име­ет­ся в од­ной из ру­ко­пи­сей хра­ня­щих­ся в Анг­лии[9]. На­ко­нец, Бар Ша­бу зна­ет и араб­ская тра­ди­ция. О нем в очень по­ка­за­тель­ном кон­тек­сте упо­ми­на­ет ал-Би­ру­ни[10].

От­ме­тим, пре­ж­де все­го, од­но об­стоя­тель­ст­во. Сре­ди очень боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва хри­сти­ан­ских тек­стов, най­ден­ных в Вос­точ­ном Тур­ке­ста­не, толь­ко "Дея­ния" Бар Ша­бы име­ют, так ска­зать, цер­ков­но-ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер. Соз­да­ет­ся впе­чет­ле­ние, что для всех хри­сти­ан Сред­ней (точ­нее - Цен­траль­ной) Азии ис­то­рия Бар Ша­бы это ис­то­рия на­ча­ла хри­сти­ан­ст­ва в этом ре­гио­не в це­лом, а не толь­ко в од­ном Мер­ве.

Са­мое крат­кое из­ло­же­ние ис­то­рии Бар Ша­бы вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: он при­над­ле­жал к чис­лу тех хри­сти­ан - жи­те­лей Си­рии, ко­то­рые бы­ли за­хва­че­ны во вре­мя пер­сид­ских по­хо­дов сю­да и пе­ре­се­ле­ны в Ме­со­по­та­мию. Он изу­чил си­рий­ский и пер­сид­ский язы­ки и был из­вест­ным вра­чом. Имен­но его из­вест­ность в этом ка­че­ст­ве при­ве­ла его ко дво­ру са­са­нид­ско­го ца­ря Ша­пу­ра. Бар Ша­ба из­ле­чи­ва­ет от ка­кой-то бо­лез­ни се­ст­ру (она же, со­глас­но зо­роа­ст­рий­ским обы­ча­ям, и же­на) ца­ря - Ши­ра­ран. Она в про­цес­се ле­че­ния зна­ко­мит­ся с хри­сти­ан­ским ве­ро­уче­ни­ем и при­ни­ма­ет его. Ко­гда царь уз­на­ет об этом, его пер­вое же­ла­ние - каз­нить свою се­ст­ру-же­ну. Од­на­ко, пом­ня, что со­всем не­дав­но он за по­доб­ное же "пре­сту­п­ле­ние" уже каз­нил дру­гую свою же­ну, царь, не же­лая но­во­го скан­да­ла, на­хо­дит дру­гое ре­ше­ние. Он пе­ре­да­ет Ши­ра­ран в же­ны сво­ему род­ст­вен­ни­ку, за­ни­мав­ше­му пост мар­зба­на Мер­ва, в на­де­ж­де, что в этом от­да­лен­ном рай­оне она бу­дет вне об­ще­ния с хри­стиа­на­ми. Пе­ред от­прав­ле­ни­ем в Мерв Ши­ра­ран до­би­ва­ет­ся от пер­сид­ских епи­ско­пов воз­ве­де­ния в епи­скоп­ский сан и Бар Ша­бы.

По при­бы­тии в Мерв Ши­ра­ран ак­тив­но за­ни­ма­ет­ся хри­сти­ан­ской про­па­ган­дой, ко­то­рая, ес­те­ст­вен­но, име­ет ус­пех. По ее при­ка­зу ме­ст­ные ар­хи­тек­то­ры стро­ят цер­ковь. Не зная, ка­ким дол­жен быть план по­доб­но­го со­ору­же­ния, они стро­ят эту цер­ковь по пла­ну цар­ско­го двор­ца и цер­ковь по­лу­ча­ет на­зва­ние "Кте­зи­фон".

По­сле ро­ж­де­ния ре­бен­ка у Ши­ра­ран (при­хо­дя­ще­го­ся пле­мян­ни­ком ее быв­ше­му му­жу) она до­би­ва­ет­ся от сво­его бра­та-ца­ря раз­ре­ше­ния на при­езд в Мерв Бар Ша­бы. По­след­ний при­бы­ва­ет в Мерв с не­сколь­ки­ми свя­щен­ни­ка­ми, бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми и не­об­хо­ди­мой цер­ков­ной ут­ва­рью. Он ос­вя­ща­ет цер­ковь и раз­вер­ты­ва­ет ак­тив­ную мис­сио­нер­скую дея­тель­ность. Жи­те­ли Мер­ва в мас­со­вом мас­шта­бе при­ни­ма­ют кре­ще­ние, во мно­гих мес­тах об­лас­ти Мер­ва стро­ят­ся церк­ви. Бар Ша­ба поль­зу­ет­ся ис­клю­чи­тель­ной лю­бо­вью сво­ей па­ст­вы и ко­гда он уми­ра­ет, ее го­ре столь ве­ли­ко, что Гос­подь, сжа­лив­шись над ней, вос­кре­ша­ет Бар Ша­бу, ко­то­рый по­сле это­го еще че­тыр­на­дцать лет ос­та­ет­ся во гла­ве хри­сти­ан Мер­ва. Имя Бар Ша­бы воз­глав­ля­ет спи­сок мерв­ских епи­ско­пов. Де­ти же Ши­ра­ран и ее му­жа-мар­зба­на, хо­тя и ста­ли зо­роа­ст­рий­ца­ми, но тем не ме­нее со­хра­ни­ли за­ве­щан­ное им их ма­те­рью бла­го­же­ла­тель­ное от­но­ше­ние к хри­стиа­нам.

Для со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей яв­ля­ет­ся не­со­мнен­ным, что в ос­но­ве этих со­об­ще­ний ле­жит ис­то­ри­че­ский факт и что пер­вым епи­ско­пом Мер­ва дей­ст­ви­тель­но был Бар Ша­ба. Дис­кус­сии идут по бо­лее ча­ст­ным во­про­сам. Глав­ным из них яв­ля­ет­ся во­прос о вре­ме­ни жиз­ни Бар Ша­бы. Прак­ти­че­ски для всех ис­сле­до­ва­те­лей, ка­сав­ших­ся это­го во­про­са (а их, к со­жа­ле­нию, не мно­го), вре­мя жиз­ни Бар Ша­бы - этоIV век. Они ис­хо­дят из то­го, что царь Ша­пур, упо­мя­ну­тый в тес­те, -это Ша­пур II[11]. При этом ни один из ав­то­ров не бе­рет на се­бя трудобъ­яс­нить, по­че­му этот царь на­зван сле­дую­щим об­ра­зом: Ша­пур, сын Ар­да­ши­ра. От­цом же Ша­пу­ра II был Хор­мизд II. Толь­ко один царь са­са­нид­ской ди­на­стии но­сил имя Ша­пур, сын Ар­да­ши­ра, и этот царь - Ша­пур I.В поль­зу это­го ре­ше­ния го­во­рит и дру­гая ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­щая­ся втек­стах, го­во­ря­щих о жиз­ни Бар Ша­бы. В ча­ст­но­сти, упо­ми­на­ет­ся оса­даНи­зи­би­на ца­рем Пер­сии.

Та­ба­ри под­твер­жда­ет, что имен­но при Ша­пу­ре Iпер­сы оса­ж­да­ли этот го­род[12]. Но наи­бо­лее важ­ное под­твер­жде­ние имен­но этой да­ти­ров­ки при­хо­дит со сто­ро­ны ал-Би­ру­ни, ко­то­рый пря­мо ука­зы­ва­ет, что Бар Ша­ба при­был в Мерв "при­мер­но че­рез две­сти лет по­слесмер­ти Мес­сии"[13]. Та­ким об­ра­зом, есть все ос­но­ва­ния по­ла­гать, чтожизнь и дея­тель­ность пер­во­го мерв­ско­го епи­ско­па при­мер­но од­но­вре­мен­ныс цар­ст­во­ва­ни­ем Ша­пу­ра I. Что оз­на­ча­ет эта раз­ни­ца с точ­ки зре­ния аб­со­лют­ной хро­но­ло­гии? Ша­пур II цар­ст­во­вал с 309 по 379 го­ды[14], при этом он взо­шел на пре­стол в со­вер­шен­но мла­ден­че­ском воз­рас­те. Сле­до­ва­тель­но, в та­ких об­стоя­тель­ст­вах дея­тель­ность Бар Ша­бы долж­на от­но­сить­ся к пе­рио­ду на­чи­ная при­мер­но с 30-ых го­дов IV ве­ка. Ес­ли же мы при­мем дру­гое ото­жде­ст­в­ле­ние, ко­то­рое, как мы ста­ра­лись по­ка­зать, име­ет боль­ше прав на су­ще­ст­во­ва­ние, то вре­мя дея­тель­но­сти Бар Ша­бы при­дет­ся на 242-272 го­ды.

С на­шей точ­ки зре­ния, ис­то­рия мерв­ской церк­ви долж­на на­чи­нать­ся имен­но с се­ре­ди­ны III ве­ка. В под­держ­ку этой идеи, кро­ме тех фак­тов, ко­то­рые мы уже при­ве­ли, мож­но до­ба­вить еще сле­дую­щее со­об­ра­же­ние: в вос­точ­ной тра­ди­ции су­ще­ст­во­ва­ло пред­став­ле­ние о том, что мерв­ский епи­скоп при­ни­мал уча­стие в Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре[15]. Сам этот факт вряд ли пра­ви­лен, но он от­ра­жа­ет су­ще­ст­во­вав­шие то­гда пред­став­ле­ния о древ­но­сти этой церк­ви.

Не­об­хо­ди­мо ука­зать так­же еще на один факт, свя­зан­ный с ран­ней ис­то­ри­ей хри­сти­ан­ст­ва в Мер­ве. Мы не бу­дем его спе­ци­аль­но ана­ли­зи­ро­вать, ибо это уве­ло бы нас слиш­ком да­ле­ко от ос­нов­ной те­мы ста­тьи, но при­вес­ти сам этот факт счи­та­ем не­об­хо­ди­мым. В со­чи­не­нии Кли­мен­та "О две­на­дца­ти апо­сто­лах" пря­мо го­во­рит­ся о том, что апо­стол Фо­ма еван­ге­ли­зи­ро­вал жи­те­лей Мар­гиа­ны[16]. Ши­ро­ко из­вест­но, сколь слож­ной яв­ля­ет­ся про­бле­ма вы­яв­ле­ния то­го ре­гио­на, где про­те­ка­ла дея­тель­но­сти это­го апо­сто­ла и сколь­ко раз­но­ре­чи­вых мне­ний вы­ска­за­но на этот счет. Мы счи­та­ем наи­бо­лее пра­виль­ной ту точ­ку зре­ния, со­глас­но ко­то­рой апо­стол Фо­ма про­по­ве­до­вал имен­но на тер­ри­то­рии Пар­фии и в сфе­ру его дея­тель­но­сти по­па­ла в той или иной сте­пе­ни и Мар­гиа­на[17]. Од­на­ко, этот во­прос ну­ж­да­ет­ся в спе­ци­аль­ном глу­бо­ком ис­сле­до­ва­нии.

Вто­рой сю­жет, ко­то­рый нам ка­жет­ся не­об­хо­ди­мым сей­час об­су­дить хо­тя бы са­мым крат­ким об­ра­зом, - это роль мерв­ских епи­ско­пов (а за­тем ми­тро­по­ли­тов) в об­ще­цер­ков­ных де­лах церк­ви Вос­то­ка. При ску­до­сти дан­ных ис­точ­ни­ков соз­да­ет­ся впе­чет­ле­ние, раз­де­ляе­мое мно­ги­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми, что в си­лу сво­ей от­да­лен­но­сти от ос­нов­ных цен­тров го­су­дар­ст­ва и церк­ви мерв­ские хри­стиа­не бы­ли по­гру­же­ны в свои ме­ст­ные де­ла, ни­как не свя­зан­ные с глав­ны­ми про­бле­ма­ми, вол­но­вав­ши­ми ос­нов­ные мас­сы ве­рую­щих. Од­на­ко, это мне­ние вряд ли спра­вед­ли­во. Мерв­ские епи­ско­пы (а за­тем - ми­тро­по­ли­ты) при­ни­ма­ли уча­стие ли­бо лич­но, ли­бо че­рез спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ных ими лиц в боль­шин­ст­ве со­бо­ров пер­сид­ской церк­ви[18]. Кро­ме то­го, в ис­то­рии этой церк­ви был пе­ри­од, ко­гда имен­но по­зи­ция мерв­ско­го ми­тро­по­ли­та ока­за­ла ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на ход со­бы­тий. Мы име­ем в ви­ду со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха-ка­то­ли­ко­са Ши­лы, за­ни­мав­ше­го пре­стол в 505 - 521/522 го­дах.

Эти со­бы­тия от­ра­же­ны в ря­де ис­точ­ни­ков. Суть их за­клю­ча­ет­ся в том, что по­сле смер­ти Ши­лы поя­ви­лось два пре­тен­ден­та на пат­ри­ар­ший пре­стол: Нар­се и Ели­сей. Мы не бу­дем вхо­дить в рас­смот­ре­ние всех про­блем это­го кри­зи­са. От­ме­тим толь­ко, что в церк­ви и у то­го и у дру­го­го пре­тен­ден­та бы­ли зна­чи­тель­ные груп­пы сто­рон­ни­ков. Си­туа­ция ос­лож­ня­лась тем, что са­са­нид­ское пра­ви­тель­ст­во так­же не име­ло еди­ной по­зи­ции по это­му во­про­су. При шах­ском дво­ре име­лись сто­рон­ни­ки обо­их кан­ди­да­тов. Ели­сей ока­зал­ся из­бран­ным бла­го­да­ря ре­ши­тель­но­му вме­ша­тель­ст­ву ми­тро­по­ли­та Мер­ва Да­ви­да, при­быв­ше­го в сто­ли­цу со мно­ги­ми епи­ско­па­ми[19]. В этой кол­ли­зии, ви­ди­мо, на­до об­ра­тить вни­ма­ние на то, что по еди­но­душ­но­му мне­нию ис­точ­ни­ков Ели­сей имел сво­их сто­рон­ни­ков не толь­ко сре­ди хри­сти­ан; по сло­вам "Хро­ни­ки Се­ер­та", "ему вы­ра­жа­ли бла­го­рас­по­ло­же­ние ма­ги". Мож­но пред­по­ла­гать, что в не­сто­ри­ан­ской церк­ви су­ще­ст­во­ва­ли оп­ре­де­лен­ные кру­ги, за­ин­те­ре­со­ван­ные в мир­ном со­су­ще­ст­во­ва­нии с са­са­нид­ским го­су­дар­ст­вом и ми­тро­по­лит Мер­ва при­над­ле­жал к чис­лу их ру­ко­во­ди­те­лей.

Еще один сю­жет из ис­то­рии Мерв­ской ми­тро­по­лии, ко­то­рый дол­жен быть рас­смот­рен, хо­тя бы са­мым крат­ким об­ра­зом, - это про­бле­ма хри­сти­ан­ской мис­сии. Мы уже го­во­ри­ли о том, что в пре­де­лах об­лас­ти Мер­ва пер­вые ус­пе­хи ее бы­ли свя­за­ны с дея­тель­но­стью Бар Ша­бы. Нет ос­но­ва­ний со­мне­вать­ся в том, что и в даль­ней­шем про­дол­жа­лось рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва по все­му Мерв­ско­му оа­зи­су. Не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние на два фак­та. Мо­нет­ный двор Мер­ва пред­став­ля­ет со­бой един­ст­вен­ный мо­нет­ный двор Са­са­нид­ской им­пе­рии,где на про­тя­же­нии дос­та­точ­но дли­тель­но­го вре­ме­ни вы­пус­ка­лись мо­не­ты, имею­щие знак кре­ста на обо­рот­ной сто­ро­не, что без­ус­лов­но го­во­рит об осо­бой ро­ли это­го ве­ро­уче­ния здесь[20]. Вто­рой факт - это ин­фор­ма­ция ал-Би­ру­ни о ре­ли­ги­оз­ной си­туа­ции в этом рай­оне в его вре­мя, то есть спус­тя три­ста с лиш­ним лет по­сле араб­ско­го за­вое­ва­ния. Аль-Би­ру­ни пи­сал, что "и сей­час боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Хо­ра­са­на - хри­стиа­не"[21]. Нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний со­мне­вать­ся в точ­но­сти его ин­фор­ма­ции. Для нас эта ин­фор­ма­ция важ­на тем, что в са­са­нид­ское вре­мя имен­но Мерв был сто­ли­цей и глав­ным цен­тром Хо­ра­са­на.

Од­на­ко, Мерв­ская ми­тро­по­лия сыг­ра­ла вы­даю­щую­ся роль в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ст­ва за пре­де­ла­ми соб­ст­вен­но об­лас­ти Мер­ва и Хо­ра­са­на, в це­лом. Мы, в ча­ст­но­сти, зна­ем о дея­тель­но­сти ми­тро­по­ли­та Ильи, ко­то­рый при­об­рел по­чет­ное про­зви­ще "апо­стол тю­рок". Его жизнь от­ра­же­на в ря­де ис­точ­ни­ков, но са­мое кра­соч­ное опи­са­ние не­ко­то­рых эпи­зо­дов ее, свя­зан­ных с его мис­сио­нер­ской дея­тель­но­стью, со­дер­жит­ся в так на­зы­вае­мой "Хро­ни­ке Гви­ди"[22].

Дру­гое на­прав­ле­ние мис­сии - это Ки­тай. Вы­даю­щая­ся роль вы­ход­цев из Мер­ва в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ст­ва в этой стра­не ста­но­вит­ся яс­ной бла­го­да­ря тем до­ку­мен­там, ко­то­рые со­брал и опуб­ли­ко­вал П. Са­эки[23]. Не по­вто­ряя то­го, что со­дер­жит­ся в этих до­ку­мен­тах, мы бы хо­те­ли об­ра­тить вни­ма­ние на од­но об­стоя­тель­ст­во в этих до­ку­мен­тах рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва в Ки­тае тес­ней­шим об­ра­зом ста­вит­ся в связь с пре­бы­ва­ни­ем в Ки­тае де­тей по­след­не­го са­са­нид­ско­го ца­ря и их при­бли­жен­ных и не­мно­го­чис­лен­ных вои­нов. Учи­ты­вая, что по­след­ним ме­стом Са­са­нид­ско­го го­су­дар­ст­ва, где дей­ст­во­вал Иез­ди­герд (и, со­от­вет­ст­вен­но, его по­том­ки), был Мерв, а так­же при­ни­мая во вни­ма­ние роль хри­сти­ан­ст­ва в Мер­ве этой эпо­хи и то об­стоя­тель­ст­во, что Иез­ди­герд был по­ки­нут свои­ми со­рат­ни­ка­ми из дру­гих об­лас­тей Им­пе­рии, мы мо­жем пред­по­ла­гать, что имен­но вы­ход­цы из Мер­ва, со­про­во­ж­дав­шие по­том­ков по­след­не­го са­са­нид­ско­го ца­ря в их бег­ст­ве в Ки­тай, сыг­ра­ли зна­чи­тель­ную роль в рас­про­стра­не­ни­ии хри­сти­ан­ст­ва в этой стра­не.

По­след­ний сю­жет, ко­то­рый мы бы хо­те­ли об­су­дить в этой ста­тье -это оцен­ка тех ар­хео­ло­ги­че­ских ма­те­риа­лов из Мер­ва и его ок­ре­ст­но­стей, ко­то­рые счи­та­ют­ся свя­зан­ны­ми с хри­сти­ан­ст­вом. К их чис­лу от­но­сят­ся так на­зы­вае­мый "оваль­ный дом"[24], ко­то­рый счи­та­ет­ся не­сто­ри­ан­ским мо­на­сты­рем, па­мят­ник на­зы­вае­мый Ха­ро­ба Ко­шук[25], рас­по­ло­жен­ный к се­ве­ру от Мер­ва, ко­то­рый счи­та­ет­ся цер­ко­вью, и не­ко­то­рые час­ти нек­ро­по­ля это­го го­ро­да[26].

Ес­ли в от­но­ше­нии Ха­ро­ба Ко­шук, ви­ди­мо, не мо­жет быть осо­бых со­мне­ний и этот па­мят­ник по сво­ей пла­ни­ров­ке и уст­рой­ст­ву схо­ден с дру­ги­ми вос­точ­но­си­рий­ски­ми церк­вя­ми. Со­всем по-ино­му об­сто­ит де­ло с "оваль­ным до­мом". Рас­по­ло­жен­ный в се­ве­ро-вос­точ­ный час­ти го­ро­ди­щаГя­ур-ка­ла, этот па­мят­ник был рас­ко­пан Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­ги­че­ской ком­плекс­ной экс­пе­ди­ци­ей и был оп­ре­де­лен ав­то­ра­ми рас­ко­поккак хри­сти­ан­ский, точ­нее не­сто­ри­ан­ский, мо­на­стырь. Од­на­ко, это оп­ре­де­ле­ние вряд ли спра­вед­ли­во. Срав­не­ние это­го со­ору­же­ния с под­лин­ны­ми мо­на­сты­ря­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся на тер­ри­то­рии се­вер­ной Ме­со­по­та­мии[27], до­ка­зы­ва­ет, что "оваль­ный дом" ни­как не мо­жет счи­тать­ся мо­на­сты­рем. Это со­ору­же­ние име­ет ряд не­боль­ших ком­нат, рас­по­ло­жен­ных по его пе­ри­мет­ру, ко­то­рые счи­та­ют­ся кель­я­ми.

Од­на­ко, да­же ес­ли при­нять это оп­ре­де­ле­ние, то от­сут­ст­ву­ют дру­гие, не­об­хо­ди­мые для функ­цио­ни­ро­ва­ния мо­на­сты­ря по­ме­ще­ния, та­кие как мо­на­стыр­ская цер­ковь, тра­пез­ная, скрип­то­рий и т. д. "Оваль­ный дом" ско­рее яв­ля­ет­ся ка­ким-то го­су­дар­ст­вен­ным скла­дом, не­же­ли мо­на­сты­рем. Кро­ме то­го, не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду и ту ин­фор­ма­цию о мерв­ских мо­на­сты­рях, ко­то­рая со­дер­жит­ся в "Кни­ге бла­го­да­ти". В этой кни­ге упо­ми­на­ют­ся три жи­те­ля Мер­ва, ко­то­рые яв­ля­лись ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­сты­рей. Один из них ос­но­вал мо­на­стырь в Па­ле­сти­не, два дру­гие - в об­лас­ти Мер­ва[28]. При этом в тек­сте под­чер­ки­ва­ет­ся, что эти мо­на­сты­ри бы­ли рас­по­ло­же­ны в пус­ты­не. По­это­му боль­шее пра­во на то, что­бы счи­тать­ся мо­на­сты­ря­ми име­ют пе­щер­ные ком­плек­сы в рай­оне Таш­ке­при или не­дав­но об­на­ру­жен­ный на­ми об­шир­ный под­зем­ный ком­плекс с ос­тат­ка­ми рос­пи­сей, рас­по­ло­жен­ный в цен­тре Юго-Вос­точ­ных Ка­ра­ку­мов, ко­то­рый еще не был объ­ек­том ис­сле­до­ва­ний.

Наи­бо­лее ин­те­рес­ная си­туа­ция с мерв­ским нек­ро­по­лем. На час­ти тер­ри­то­рии его был най­ден уча­сток, где в аб­со­лют­ном бес­по­ряд­ке ле­жа­ли ко­ст­ные ос­тан­ки мно­же­ст­ва лю­дей. Ис­сле­до­ва­те­ли, изу­чав­шие этот уча­сток, ре­ши­ли, что здесь на­хо­дят­ся по­гре­бе­ния хри­сти­ан, по­гиб­ших в ре­зуль­та­те го­не­ний[29]. При этом со­вер­шен­но не бы­ло при­ня­то во вни­ма­ние то об­стоя­тель­ст­во, что в ог­ром­ной мас­се сви­де­тельств о му­че­ни­че­ст­ве хри­сти­ан в Са­са­нид­ском го­су­дар­ст­ве со­вер­шен­но от­сут­ст­ву­ют сви­де­тель­ст­ва о го­не­ни­ях в Хо­ра­са­не. Ал-Би­ру­ни, со сво­ей сто­ро­ны, зна­ет толь­ко об од­ном слу­чае му­че­ни­че­ст­ва в этом рай­оне и он спе­ци­аль­но от­ме­ча­ет, что это про­изош­ло "уже в на­ше вре­мя" (то-есть при ара­бах)[30]. Все то, что го­во­ри­лось вы­ше, по­зво­ля­ет пред­по­ла­гать, что по­ло­же­ние хри­сти­ан­ст­ва в Мер­ве дос­та­точ­но силь­но от­ли­ча­лось от его по­ло­же­ния в бо­лее за­пад­ных час­тях Са­са­нид­ско­го го­су­дар­ст­ва.

За­вер­шая свою ста­тью, мы хо­те­ли бы еще раз вер­нуть­ся к то­му, с че­го мы ее на­чи­на­ли. В на­стоя­щее вре­мя су­ще­ст­ву­ют дос­та­точ­но бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для то­го, что­бы на но­вом уров­не раз­ви­тия нау­ки вер­нуть­ся к ре­ше­нию мно­гих важ­ных про­блем ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва в сред­не­ази­ат­ском ре­гио­не. Без их ре­ше­ния не бу­дет пол­ной ни ис­то­рия са­мо­го хри­сти­ан­ст­ва, ни ис­то­рия на­ро­дов Сред­ней Азии.

СНОСКИ

[1]См. Бо­ри­сов А. Я., Си­рий­ская над­пись на со­су­де из Та­ра­за // ИАН Ка­зах­ской ССР, вып. 1/46, Се­рия ар­хео­ло­гии, 1948; Дрес­вян­ская Г. Я., Оваль­ный дом хри­сти­ан­ской об­щи­ны в Ста­ром Мер­ве // Тру­ды ЮТА­КЭ, т. XV, Аш­ха­бад, 1974; Она же, Нек­ро­поль Ста­ро­го Мер­ва // Древ­ний Мерв. Сбор­ник ста­тей (Тру­ды ЮТА­КЭ, т.XIX), Ашхабад, 1989; Она же, Раннехристианские археологические памятники Мерва до арабского завоевания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ташкент, 1968; Кызласов Л. Р., Ак-Бешим // ТККАЭЭ, Т. 2, М., 1953; Лившиц В. А., Согдийцы в Семиречье: лингвистические и эпиграфическин свидетельства // Письменные памятники. Проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВАН. Ч. 1-2, 1981; Массон М. Е., Клад раннехристианских золотых бляшек и медальонов из Геок-Тепе // ИАН ТССР, серия общественных наук, 1956, N 5; Пугаченкова Г. А., Хароба-Кошук // ИАН ТССР, 1954, N 4; Ремпель Л. И., Некрополь древнего Тараза // КСИИМК, вып. 69, 1957.

[2]Бартольд В. В., О христианстве в Туркестане в домонгольский период. Спб., 1893, переиздана - Бартольд В. В., Сочинения, Т. 2, Ч. 2, М., 1964.

[3]Подробнее о новых публикациях см. Кычанов Е. И., Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // ПС, Вып. 26 (89), 1978; Никитин А. Б., Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984; Он же, Христианство // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос, языки, религии. М., 1992; Петрушевский, К истории христианства в Средней Азии // ПС, Вып. 15 (78), 1968.

[4] См., например, тексты в книге: Мanichaean Literature. Representative Texts chiefly from Middle Persian and Parthian writings, Selected, introduced and partly translated by Jes P. Asmussen, Delmar (New York) 1975, c. 20-24, а также: Sundermann W., Mitteliranische manichдische Texte kirchengeschichtlichen Inhalts, Berlin 1981.

[5] Sachau E., Die Christianisierung-Legende von Merv // Festschrieft fьr Wolf Wilhelm Grafen von Baudissin, Giessen, 1918.

[6]Atiya A. S., A History of Eastern Christianity, London, 1968, p. 241.

[7]Scher M.A., Dib P., Histoire nestorienne (Chronique de Sйert), I partie, fasc. 2 // Patrologia orientalis, T.5, Paris 1910, p. 252-257.

[8]Soghdische Texte II. Von F. K. Mьller, dr. Lentz // Sitzungberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften. Philologish-historische Klasse, XXVII, 8, Berlin, 1934.

[9]Nau F., Un martirologue et douze mйnologes syriaques // Patrologia orientalis, T. 10, Paris, 1915, p. 45.

[10]Абурейхан Бируни, Памятники минувших поколений (Перевод М. А. Салье) // Абурейхан Бируни, Избранные произведения, Т. I, Ташкент, 1957, с. 330.

[11]Cм., например, Fiey J. M., Chrйtientйs syriaques de Horasan et du Sagestan // Le Musйon, LXXXVI, Louvain, 1973, p. 75 sq. Та же самая статья вторично опубликована в виде отдной из глав общей работы о сирийском христианстве на Востоке. См. Fiey J. M. , Communautйs syriaques en Iran et Iraq des origines а 1552, London, 1979.

[12]Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabari ьbersetzt und mit ausfьrlichen Erlдuterungen und Ergдnzungen versehen von Th. Nцldeke (ErstauЯgabe 1879). Postmechaniker Nachdruck, Leiden,1973, SS. 31-32.

[13]Абурейхан Бируни, Памятники...с. 330.

[14]См. Frye R. N., The History of Ancient Iran, Munchen, 1984, p. 361.

[15]Histoire nestorienne inйdite (Chronique de Sйert), Premiиre Partie (1), Publiй par Mgr Addai Scher // Patrologia orientalis, T.4, Paris, 1908, p. 276-277.

[16]Считаем необходимым привести этот очень важный текст полностью: Qwma'" de; Pavrqoi", Mhvdoi", Pevrsai", JIrkavnoi", Baktrivoi", Margivoi", khruvxa" ejlakivsqh toi'" tetravsi mevresin aujtou'. (Hyppolyt. De duodec. apostolis).

[17]Мы пытались предложить свое решение в статье, которая находится в печати. См. Koshelenko G., Bader A., Gaibov V., Beginning of Christian Penetration into Merv // Iranica Antiqua.

[18]Synodicon orientale ou Recueil de Synodes Nestoriens, publiй, traduit et annotй par J. B. Chabot // Notices et extraits des manuscrits de la Bibliotиque Nationale et autres bibliotиques publiй par l'Acadйmie des inscriptions et belles-lettres, Tome 37, Paris 1902: Соборы 424, 486, 497, 554, 585 годов.

[19]Histoire nestorienne (Chronique de Séert). Seconde Partie. (1). Publiй et traduite par M. Addai Scher // Patrologia orientalis, T. V, Paris 1911, p.147-152; Maris Amri et Slibae, De patriarchis nestorianorum commentaria ex codicibus vaticanis edidit ac latine redidit H. Gismondi, Pars altera, Amri et Slibae textus versio latina, Romae 1897.

[20]Loginov S. D., Nikitin A. B., Sasanian Coins of the late 4-7th Centuries from Merv // Mesopotamia, XXVIII, 1993, p. 271-272.

[21]Абурейхан Бируни, Памятники...с. 317.

[22]Guidi I., Chronica minora // Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores syri, series 3, T. 4, Pars prior, Paris 1903; Th.Nцldeke, Die von Guidi herausgegebene syrische Chronik ьbersetzt und commentiert // Sitzungsber. der philos.-hist. Classe der Kaiserl. Akad. der Wiss., Bd. 128, Abh. 9, Vienne 1893.

[23]The Nestorian Documents and Relics in China. By P. Y. Saeki, Tokyo, 1937, pp. 453-459.

[24]Дресвянская Г. Я., Овальный дом...с. 155-181.

[25]Пугаченкова Г. А., Хароба-Кошук...с. 37 сл.

[26]Дресвянская Г. Я., Некрополь...с. 122-163.

[27]Palmer A., Monk and Mason on the Tigris Frontier. The early History of Tur `Abdin. Cambridge, 1990; Brock S. P., Notes on Some Monnasteries on Mount Izla // Brock S. P., Syriac Perspectives on Late Antiquity. London, 1984.

[28]Le livre de chasteté composé par Jesusdenah, évêque de Bagran publié et traduit par J.-B. Chabot // Mélanges d'archéologie et d'histoire (École Française de Rome), 16e année, 1896, Paris, 1896, N 36, 37, 87.

[29]Дресвянская Г. Я., Некрополь...с. 159.

[30]Абурейхан Бируни, Памятники...с. 318.
Опубл. в сб. "Традиции и наследие Христианского Востока" (м., 1996)

Отсюда.

Иран-Иран, Хорасан Священный, Хорасан, Мерв, Ассирийская Церковь Востока, Сасаниды

Previous post Next post
Up