Вера, Надежда, Любовь

Apr 08, 2023 03:45


         Под верой в наше время, когда происходит утрата всех изначальных смыслов, как правило понимается принадлежность к той или иной конфессии. Или принятие неких утверждений без доказательств, как говорится, на веру.

Но если посмотреть словари, то мы находим слово «вервь», явно однокоренное с верой. А значит оно - верёвка, или участок земли, отмеренный верёвкой. Но верёвкой не только меряют, но и связывают. Отсюда и другое значение слова вервь - древняя общинная организация на Руси, упомянутая в Русской правде, причём речь идёт именно о территориальной общине, освобожденной от кровнородственных связей, однако члены такой общины (люди) связаны круговой порукой. То есть будет логично предположить, что исконное значение слова вера и есть связь. Какое же отношение она имеет к религии? Да самое прямое: западный христианский писатель и оратор Лактанций (ок. 250-325 годов) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Это и есть Вера. Любопытно также, что religio - по латыни означает и «совестливость», «благочестие». Тут интересна связь, идущая от латинских корней, между верой, как связью человека с Богом, и совестью. Многие не знают, что в Российской империи считалось азбучной истиной, что совесть - врождённое религиозное чувство. То есть совесть и вера органичные взаимодополнения. Что интересно, это одинаково как для Руси, так и для античного Рима.





Исследуем этот вопрос с другой стороны. Поскольку мы говорим о человеке, надо бы понять, что такое человек в норме или в идеале. Так сказать, в проекте или в замысле Творца. О теле говорить не будем, поскольку мы друг-друга идентифицируем не по внешним особенностям организма, а по личностным характеристикам, определяемым индивидуальным сознанием. Начнём с выявления того, чем человек отличается от иных представителей живой природы. В чём его уникальность как биологического вида homo sapiens. И как бы ни было кому-то обидно, это отнюдь не разум, а воля. Животным миром правят инстинкты, что не лишает животных способности думать. Но только в пределах потребностей, заданных инстинктами. Самосохранение, питание, размножение и т.д. И человек тоже не лишён инстинктов и часто им следует. Однако ему дарована Воля, которая может преодолеть инстинкты, например, подавить их в интересах общества или ставить какие-то другие задачи, выходящие за рамки инстинктов. Воля - это механизм развития и самосовершенствования.

Но если человек - творение Всевышнего, то должен быть заложен и механизм, определяющий куда или на что воля должна быть направлена. И такой механизм есть, все о нём знают. Это совесть и стыд. Причём совесть действует для предупреждения, до того, как человек что-то совершит. А стыд - после, побуждая к раскаянию. То есть это подсознательное понимание, что есть добро и что зло. И тут хотелось бы обратить внимание на следующий факт: времена меняются, а вместе с ними и представления о добре и зле. Однако стыд и совесть продолжают работать в сознании людей как эмоциональная реакция даже не на поступки, а на стадии замысла.

Это можно объяснить только наличием связи между нашим сознанием и Всевышним. Тогда у нас получилось, что Вера - первичный образ мира, мировоззрение, данное человеку свыше в дополнение к инстинктам, что и определяет человечность. Но Всевышний ещё и поддерживает связь с каждой душой, в чём и проявляется его Милость. И важно то, что всё, что выше написано, работает вне какой-либо зависимости от конфессиональной принадлежности.

Как учил пророк Мухаммад, «каждый человек, независимо от национальности, рождается с верой в Единого Бога, т. е. мусульманином (мусульманин в переводе с арабского - человек, покорившийся Единому Богу). И уж впоследствии родители делают из него иудея, христианина или многобожника».

Вывод: Вера как естественная связь души с Всевышним изначально присуща каждому человеку.

Есть чувство правды в сердце человека,

Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

Объемлет в краткий миг оно.

М.Ю. Лермонтов. Мой дом.

При этом, как правильно указывал Л. Толстой, сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. И действительно, всё сказанное имеет смысл только при бессмертии души, что объясняет и цель человеческой жизни. Но не следует путать Веру и те или иные вероучения (конфессии).

И тут нам самое время вспомнить про атеистов. Их позиция прежде всего в том, что всё происходит как бы само собой. Силой неразумной природы. И мы сейчас и без Бога всё объясним…. Объяснили?

И если нет Веры, то я - центр мироздания. И у каждого своя правда, как сейчас любят говорить. А справедливость - выдумка. При этом есть и такие атеисты, которые верят в бессмертие души. Ну как бы на это надеются, то есть моя-то душа конечно бессмертна, но Бога всё равно нет, это природа так устроила. Финт здесь в том, чтобы не признавать субъектность и волю Творца, а природа не субъектна по определению. Собственно говоря, атеизм есть проявления эгоцентричного (Я-центричного) мировоззрения, в котором вся вселенная крутится вокруг меня и справедливость всегда определяется с позиции субъективно понимаемого личного блага. Но надо заметить, что такая позиция характерна не только атеистам, т.е. людям, отрицающим существование Бога, но и многим представителям различных конфессий, строго выполняющим ритуально - обрядные процедуры, придерживаясь атеистического мировоззрения. Но отрицание Бога остаётся отрицанием, только в разных формах: идеалистический атеизм или материалистический.

Об атеизме достаточно, вернёмся к бессмертию души. Если душа бессмертна, то очевидно, что именно она, а не наш биологический организм имеет ценность для Всевышнего. Что же ценно? В первую очередь субъектность, то есть наличие воли! Воля ведёт разум, а не наоборот. Но, как написано выше, Бог даёт знать каждому, действует ли он в русле Промысла через совесть и стыд. Имеет место прямой информационный обмен, в ходе которого мы воспринимаем сигнал Всевышнего как соответствующие эмоции. Следование этому сигналу даёт толчок разуму, который в своём развитии поднимается до способности к творчеству, т.е. приближению к Богу. Стремление к со-Творению в русле Промысла - это и есть смысл человеческой жизни, о чём прямо сообщает Коран: человек создан как наместник Аллаха на земле (30 аят суры аль-Бакара). Если дорастёт. Поэтому Христос и говорил: «…с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (от Луки, 16:16). Усилие, как следует из контекста, должно быть строго индивидуальным и прежде всего нравственным, на основе данной от рождения Веры, которая есть органичное свойство души, обеспечивающее связь с Творцом. По мере осознания человеком этого факта, восприятия его разумом, вера укрепляется, что проявляется как Надежда на обретение Милости Всевышнего или благодати, спасения души. А чем больше Надежды, тем больше сила души. Сила души - не пустой звук. Она проявляется как Любовь. Что это такое, я уже писал в статье о патриотизме, поэтому нет нужды повторять. Но повторю главное: Любовь не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом. Любовь самодостаточна, её источник в ней самой, это идущее от щедрости души вдохновенное Свыше творчество, ведущее к развитию, увеличивающему степень гармонии в мире. Это не эмоция и не привязанность к кому-либо или к чему-либо, а совокупность совершенства благих качеств личности, гармонично сочетающихся. Так учил апостол Павел.

Выше описано то, что является, по замыслу Творца, нормой для человека. Мы приходим в этот мир для усовершенствования нашей души, которая уникальна, поэтому и путь у каждого свой. Но все мы - путники, ищущие свою дорогу в сады Аллаха. И Вера, Надежда, Любовь - вехи на пути нормального человека. И было бы прекрасно, чтобы на этом пути все помогали друг другу. Понятно, что в жизни это не так, поскольку часто инстинкты, данные человеку для выживания, берут верх над Верой.

Вопрос не в том, чтобы инстинкты подавить, а в том, чтобы подчинить их воле. Это получается не у всех и не сразу. Но бывает и так, что воля и разум направлены на обслуживание инстинктов. Инстинкты, выполняя свои полезные функции, могут подчинить волю. Это проявляется в форме разного рода привязанностей. Надо понимать, что привязанность - это не Любовь. Разница в том, что чем больше у человека привязанностей, тем обременительней для него жизнь и тем больше он страдает, когда приходит время с ней расстаться. За привязанности всегда надо платить, часто много. Это и есть то, что называют продать душу, поскольку безобидные привязанности вырастают в страсть, а страсть - в одержимость.

Как это происходит? Голос совести в общем-то легко заглушить, чтобы получить прямо здесь и сейчас нечто вожделенное. И тут мы выходим на понятие греха, что интересно, как и Вера, вне конфессиональное. Так что же такое грех?

Дело в том, что наше сознание в своей основе работает с неким образом или картиной мира. Это как общие, так и детальные представления об окружающем нас мироздании. Можно сказать, что это и есть мировоззрение. И часть этого мировоззрения - сам человек. Но данная свыше свобода воли позволяет формировать мировоззрение самостоятельно, поверх, так сказать, базовой прошивки сознания. Да, совесть можно загнать туда, откуда её слышно не будет.

Но тем самым вы нарушаете нормальную работу сознания, механизм связи, который выше был обозначен как Вера. Однако это, как я только что сказал, базовая, нестираемая прошивка сознания. Её разрушение вначале влечёт тревогу, которую тоже можно подавить, вызывая в себе положительные эмоции. Как их вызвать? Это легко, надо просто поддаться инстинктам: вкусная и обильная еда, секс, шопинг, доминирование над другими людьми, алкоголь, наркотики, наконец. Всё это - разного рода привязанности, потребление, переходящее физиологически обусловленную меру. Проблема в том, что такое лекарство имеет краткосрочный эффект, а тревога нарастает, переходя в бессознательный страх, а потом в ужас. И выход только в увеличении дозы, постоянном повышении собственного потребительского статуса. Отсюда и ненасытная жадность. Но есть и другие формы проявления одержимости, все мы тут исследовать не будем, достаточно описания общего механизма. Суть его - вопреки окружающей реальности поддерживать собственную картину мира, в которой те или иные поступки и мысли оправданы, а голос совести в сознание не проникает. Это и есть гордыня, начало сатанизма.

Вы вечно молитесь своим богам

И ваши боги всё прощают вам.

Но всё это до времени, попущение Божье не безгранично. Попущение, кто не знает, это тот диапазон, которым ограничивается злая воля. А за его пределами для носителей такой воли заканчивается мера бытия.

Поэтому все разговоры о том, что у каждого своя правда - это только самооправдание. И нужно помнить, что говорил император Марк Аврелий: Безумие думать, что злые не творят зла. Добро и Зло объективны, люди знали это всегда.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:9-21);

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше (сура «Фуссилат», аят 34).

На этом можно бы и закончить, но надо упомянуть, что существование человека немыслимо вне общества. Но и многие животные живут в стаде или стае. И внутри стаи (стада) животные вполне осмысленно оказывают психоэмоциональное воздействие на себе подобных, устанавливая жёсткую иерархию во взаимоотношениях. Но нужно понимать, что это - потребительская иерархия: кто имеет право на самок и лучший кусок. Однако в человеческом обществе, начиная с известных истории времён, следовать животным программам поведения считалось недостойным и предосудительным. Напротив, все исторически устойчивые общества требовали от своих членов такого осмысленного поведения, которое было бы ориентировано на достижение неких (в разных обществах и в разных исторических периодах различных) общественно - полезных целей, вплоть до самопожертвования в определённых обстоятельствах. При этом общество принимало на себя долг оказания всевозможной помощи выжившим (при утрате здоровья) и помощи их близким в случае гибели. Однако такое поведение невозможно в обществе, где отсутствуют нравственные стандарты - попросту говоря, общепринятые понятия, что есть добро и что зло.

Как эти понятия формируются? Всё начинается с хозяйственной деятельности, смысл которой - жизнеобеспечение определённого сообщества в преемственности поколений. Но в их основе всегда - нравственная оценка: труд это хорошо (добро), а лень - плохо (зло). Так возникают первичные производственные культуры: земледелие, скотоводство, ремёсла и так далее. Очевидно и то, что у земледельцев и кочевников нравственные стандарты будут различаться, что приводит к необходимости отличать своих от чужих, но ещё раз - различение происходит прежде всего по нравственным критериям. Даже кровные родственники могут быть признаны чужими, если нарушат какие-то запреты и табу. Последующее развитие экономики всегда усложняет социальную структуру, что ведёт к пересмотру нравственных стандартов. Например, для одних обществ нравственно приемлемы работорговля и рабовладение, для других - нет. Следовательно, господствующие в обществе нравственные стандарты определяют производственную культуру.

Кроме того, существует объективная тенденция к укрупнению сообществ: семья, род, племя, этнос, народ, нация, цивилизация, наконец. В какой-то момент формируется государственность, под которой следует понимать не что иное, как определённую культуру управления. Но это уже отдельный, интересный, но очень сложный вопрос. Может быть, в другой раз.
Previous post Next post
Up