Aug 16, 2014 19:05
Сказка о царе Салтане как вольный пересказ космогонического мифа
Общий структурный анализ
1. Пролог на небесах
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
В небесной сфере, до сотворения мира, три девицы, ангелы-теурги, прядут, создавая время (прялка - обычный символ времени) и предлагают различные варианты (или аспекты) творения.
Первая - простое разрастание витальности (повариха, кормление)
Вторая - создание формы-оболочки (ткачиха, полотно)
Третья видит возможность рождения новой сущности, живого существа, полноты с самостоятельными функциями и судьбой.
Царь-демиург выбирает последнюю, как равную себе по величию замысла (берет в жены).
Первые две, отвергнутые, или оставшиеся на незавершенной стадии развития, превращаются в демонические силы, включенные, тем не менее, в общий план космической мистерии.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
2. Бочка
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Мир-яйцо, семя грядущего творения, будучи извергут из небесных сфер, плывет по океану-хаосу, заключая в себе полноту, мужское и женское начало, готовый оплодотворить материю хаоса.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.3. Осторов
На пустом еще острове, где имеется одно лишь «мировое древо», бочка-яйцо раскалывается, оплодотворяя создаваемый мир.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Мужское начало, как деятель, начинает освоение создаваемой вселенной.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
4. Первый поступок, совершаемый им в новом мире - разделение черного и белого, добра и зла, выбор, совершаемый в пользу белого лебедя, а не черного коршуна:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела
С этого момента происходит замещение: акцент с матери-царицы в сюжете снимается, ее место занимает царевна-лебедь...
5. Возникновение нового мира
... которая начинает магически создавать новый мир, наполняя его видимостью-майей.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой
6. Коммуникация с горним миром
Все прочие идеи наполнения новой вселенной царевич черпает в доме Отца, в медитативно-молитвенном опыте, с помощью царевны-лебедя отправляясь туда в виде комара и т.д. и подслушивая там разговоры о возможных чудесах. А царевна-лебедь, магически-творческое начало, их реализует, пока наконец, сбросив личину, не раскрывается сама в своем истинном образе невесты.
При это сама она является по сути олицетворением всего космоса:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Таким образом брак с нею сына Бога есть завершение времени, соединение земли и неба, завершающая полнота.
7. Горний Иерусалим и всеобщее спасение (в том числе и духов зла)
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.