Вчера на мейле в автоновостях прочел о том, что в Калининграде принято решение штрафовать водителей за выброшенные на дорогу окурки, сигаретные пачки и прочий мусор
http://auto.mail.ru/article.html?id=30306. Замечательная новость, и верное, с точки зрения здравого смысла, решение! Обескуражила иллюстрация к статье: авторы поместили в статью фотографию на которой изображен сотрудник милиции, образ которого явно конфликтует с понятиями: аккуратность, порядок, чистота.
Мало того, при проведении мною микро опроса, у респондентов при взгляде на фото возникали противоположные ассоциации: халатность, бесформенность, расхлябанность, надутость, напыщенность, неповоротливость, тяжесть (были даже два сравнительных образа: как бегемот неповоротлив, как хомяк создает запасы, складывая за куртку). Таким образом, автор статьи отражает свое отношение и к закону и к сотрудникам ГИБДД.
Мое отношение. Раннее...
Я отношусь к тому поколению, чье детство и юность прошли в стране с названием Советский Союз. И это говорит о многом. Когда я вспоминаю образ милиционера из моего детства, то в памяти всплывает детский восторг от того, как на оживленном перекрестке стоит постовой - красивый как игрушечный солдатик, в белых перчатках, с полосатым жезлом и завораживающе красивыми, удивительно четкими движениями, подобно фокуснику управляет потоками машин и пешеходов. В памяти звучат строчки Маршака про Дядю Степу - милиционера. Мой отец (кстати, у него сегодня День Рождения, и ему исполняется 75 лет!), сколько я помню, был всегда на колесах, - сначала у него был мотоцикл Ява, затем - Запорожец, и затем - Жигуленок. Так вот, он раньше называл постовых словами «инспектор», «инспекция». И ни разу тогда я не слышал в этих словах ни презрения, ни другого отрицательного отношения. Мои детские ассоциации - дружит с детьми, красивый, стройный, умелый, ловкий, честный, внимательный, строгий, но справедливый (перечитываю - замечательный образ!).
А что же теперь?
Я давно уже лично знаком с «поведением» «хозяев дорог». Если мы с вами сядем рассказывать «шоферские истории», то я расскажу вам не один десяток случаев, лично со мной произошедших, которые заставили меня навсегда вытеснить из сознания тот чудесный детский образ честного и справедливого «Дяди Степы», заменив его на совершенно противоположный. Конечно, справедливости ради, должен сказать, что иногда приходится встречать корректных, внимательных сотрудников ГИБДД, трижды в моей водительской практике было - «приходящий на помощь». Но все это скорее исключения...
А что же мы видим: большинство постовых в противоположность тому детскому воспоминанию - грузные, неповоротливые, а зачастую просто толстые, одетые в мешковатые, мятые костюмы, расхлябанно стоят на перекрестках, иногда С СИГАРЕТОЙ В ЗУБАХ (поверьте, в Новосибирске мне такое доводилось видеть довольно часто) или неспешно, в развалку передвигаются едва волоча ноги. Лениво, будто нехотя шевелят руками с жезлами, а то и просто как попало машут руками...
Фоносемантический анализ.
Пожалуй, я не смогу точно сказать, когда вдруг возникло слово «мент». Но в какой-то момент это слово (не без участия телевидения) заполонило массовое сознание, вытеснив слова "милиционер", "участковый", "инспектор".
Еще одна смена понятий произошла тогда, когда звучное слово «ГАИ» было заменено на короткое и «гибельнокастрированное» «ГИБДД».
Воспользуемся услугами сайта
http://www.analizfamilii.ru/trade.php и проведем короткий анализ результатов фоносемантической значимости интересующих нас слов по каждому из 25 фоносемантических признаков.
При помощи такого анализа, возможно определить, каким подсознательным влиянием на человека обладает слово. Слова часто несут "завуалированный" смысл. Не многие люди при визуальном восприятии догадываются том, как воздействует слово.
ГАИ (очень яркое слово в котором присутствуют сразу ! 11 признаков) - мужественный (значение признака - 4,02!), простой, злой, грубый, яркий, сильный, быстрый, подвижный, короткий, угловатый, могучий.
ГИБДД (7 признаков) - маленький, низменный, короткий, угловатый, из положительных характеристик нужно упомянуть - безопасный, яркий, быстрый.
Милиция - женственный, маленький, безопасный, добрый, нежный, короткий, хилый. (для сравнения - полиция - тихий, быстрый, короткий).
Мент - женственный, маленький, безопасный, добрый, нежный, медлительный, короткий, хилый
Просто для сравнения проверим как отзывается слово "коп".
14! признаков- мужественный, страшный, тихий, шероховатый, грубый, тусклый, темный, печальный, слабый, быстрый, подвижный, короткий, угловатый, хилый.
знаков)темный печальныйбый,й, хилый (для сравнения - коп й но точно, он имидж складывается ят). и справедливого "вой (как игр
Если вам будет интересно вы можете поэкспериментировать самостоятельно с другими понятиями.
Роль СМИ в формировании образа.
Просто посмотрите сами заголовки последних публикаций на тему милиции и отдельно ГИБДД.
Вспомните яркие образы, созданные на телевидении в передаче «Наша Russia» на ТНТ.
Или просто обратитесь к Интернет. Лично я попробовал и у меня волосы на голове зашивелились! Вам просто достаточно набрать в строке поиска Яндекса слово «милиционеры», как поисковая система вам услужливо предложит возможные варианты:
Со словом «гаишники» - совсем другие ассоциации:
А как у них?
Просто из любопытства попробуем посмотреть, как в массовом сознании выглядит например американский полицейский. Да у них тоже есть толстые полицейские, но СМИ почему то их показывают не часто. Да там тоже есть коррупция, но это демонстрируется крайне осторожно. А когда вы просто опросите людей с чем у вас ассоциируется понятие "американский полицейский" вам начнут перечислять: Закон, Власть, Сила, техническая оснащенность и т.п.
Итак, подведем итоги:
Вопросы
1. Что значит бренд ГИБДД и кто «трудится» над его созданием?
2. Из чего складывается имидж современного сотрудника российской милиции, и в частности, - сотрудника ГИБДД?
Ответы:
1. Во-первых, необходимо признать, что аббревиатура «ГИБДД», как бренд «плохо звучит». А по сути своей, не соответствует истинной функции, выполняемой этой государственной структурой. Во-вторых, над созданием бренда ГИБДД трудятся некомпетентные в этом деле специалисты. Речь идет не о том, что они плохие милиционеры - это совсем не так. Речь идет о том, что они никакие идеологи. В-третьих, над «созданием» бренда ГИБДД (а точнее - его смысловым значением) «трудится» третья сила и направление ее деятельности является антиобщественным, направленным на дестабилизацию общества, а не на общественное благо. Для нейтрализации действия этой силы нужна - грамотно разработанная государственная концепция и целенаправленные действия, направленные на ее реализацию.
2. Имидж сотрудника ГИБДД складывается из того, что в первую очередь ВИДЯТ, СЛЫШАТ и ЧУВСТВУЮТ водители на дорогах (и внешний вид инспекторов, их поведение, их слова, их интонации, и их отношение в участникам движения). Во-вторых, он складывается из народного фольклора (то о чем водители говорят, и как они говорят). В-третьих, от конкретных ситуаций, в которых водителям приходится вступать в контакт с сотрудниками ГИБДД. В-четвертых, от общего фона, на котором этот контакт происходит (здесь играет роль: а) за что вас остановили на дороге - реальное это нарушение или у вас просто ВЫМОГАЮТ ДЕНЬГИ, б) какова плотность движения, в) качество дорог. Есть еще в-пятых, в-шестых, в-седьмых и т.д. Но что я знаю абсолютно точно, имидж сотрудников ГИБДД в общественном (коллективном) сознании складывается в результате действий (или бездействия) КАЖДОГО СОТРУДНИКА ГИБДД.