О воде, обществе и человеке

Mar 27, 2012 04:30

Немножко "философии" по мотивам обсуждения в  предыдущем посте, и все той же работы Бергмана и Лукмана.

Вода ведет себя одинаково и в малых масштабах и в крупных. Но одно дело смотреть на ручеек, а другое "вариться" в притоках верховья р. Катунь. (или хотя бы пройти Ревун в мае)








Так же и общество ведет себя одинаково и в малых группах, и в масштабах стран и континентов.

Причин у поведения воды много - это и угол падения, и уровень самого потока, и рельеф дна, и структура берега. Река по весне и река после сухого лета - две разные реки. Река естественная и река разбитая работой драги, или работой взрывников - так же две разные реки. Да и вообще в одну реку дважды не войти.

Причин у общества так же - не счесть. Двух одинаковых культур не бывает, как и двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб.

Поставить на реке плотину - не значит изменить суть воды, это значит лишь изменить один из факторов, влияющих на её поведение. Наладить в обществе тотальный контроль - не значит изменить суть общества, это так же: лишь перемена одного из факторов, влияющих на его поведение.

Вот только река состоит из воды, а общество состоит из отдельно взятых людей. Превращаясь в озеро река по сути остается водой. Общество становясь иным все равно остается обществом.

Люди же меняются намного сложнее, чем создаваемая ими структура.

Каждый так или иначе влияет на каждого, и любой так или иначе зависит от всех, а все никогда не зависят от кого-то одного (как бы им того не хотелось).

Правила задающие поведение реки продиктованы внешними причинами. Препятствие "бочка" (встречная волна, бьющая против течения реки) вызвана резким V-образным перепадом высот (вода падает вниз, а потом ей вдруг снова приходится идти вверх - это образует падающий против течения язык). Препятствие "шавера" (возвышающийся вал воды) вызвана банальным подводным камнем (река просто обходит камень сверху), и при малой воде мы видим камень, а при большой воде можем ничего и не заметить. "Слив" - это банальный водопад, высотой от полуметра до трех. И т.д. и т.п.

Правила задающие поведение общества, созданы людьми. Мы покупаем хлеб, потому что никто не будет растить, молоть и печь хлеб просто так. Мы платим музыкантам, потому что  занимаясь только творчеством человек тоже должен иметь возможность себя прокормить, а значит творчество тоже должно ценится. Мы не нарушаем закон, потому что не хотим что бы его нарушили в отношении нас (лишение свободы по сути то же нарушение закона, применимое к тем, кто его нарушил).

Часто правила общества словно бы внешние по отношению к человеку. Не я придумал школу, не я придумал разделение труда и денежный товарооборот, но я вынужден учится и я же вынужден зарабатывать на хлеб.

Но не меньше в нашей жизни и наших собственных правил. Начиная от суеверий придуманных самими для себя, и заканчивая правилами организации досуга и быта.

Правила задающие поведение реки меняются вслед изменению внешних причин. Правила задающие поведение общества не изменятся, после исчезновения их первопричины. Даже если не будет физической необходимости в разделении труда и денежном товарообороте - люди еще долго будут продолжать играть в "монополию". В обществе правило и есть причина.

Самое страшное в общественных правилах, что их нельзя отменить в одиночку. В одиночку правила можно только нарушить, но пока большинство играет по старым правилам - будут работать старые правила, несмотря на все их очевидные недостатки.

Еще правила можно обойти, выйти за их пределы, т.к. они не могут объять весь спектр вероятного.  Это можно сделать  и в одиночку и группой. Но если дважды обойти правила одним и тем же путем, появиться лишь новое правило, которое можно вплести в ряд уже существующих. Это основа основ современной культуры - здесь часто создающие новые правила становятся самыми успешными игроками.

От правил можно отказаться. Можно и воду сделать паром. Но без правил уже нет общества. Правила есть как в основном обществе, так и в параллельном. Правила есть как в культуре, так и в контркультуре. Правила есть как в законах и уставах больших и малых групп, так и в голове отдельно взятого человека. Правило регулируют и определяют как жизнь целых континетов, так и совместный быт двух простых людей.

Любое действие повторенное дважды - порождает правила. Появившись правило уже не зависит от своего творца. Любое последующее действие определяется опытом и правилами предыдущих. Реальность такова, что нельзя делать каждый шаг принципиально отличным от предыдущего, хотя при этом каждый шаг все так же уникален. Повседневность так или иначе упорядочивает действия, делает их объективными.

Основа движения воды рек - падение воды сверху вниз. Основа движения человека в обществе - это беспрерывное противоречие между правилами всех и реальностью одного. В попытках переиграть судьбу, каждый лишь дополняет её талмуд. Каждый человек сам себе кукла и кукловод.

Мы все свободны в создании новых правил, мы все вынужденны учитывать правила созданные до нас. Общество это казино, из которого нет выхода. Человек конечен, поэтому даже переиграв всех, кто был до него человек оставляет выигрыш и новые правила тем, кто будет после него.

Единственно возможная борьба за свободы и единственно возможная свобода - это борьба против игры, это свобода от правил.

Каждая революция в мире, мысли, вере предлагает человеку новы подлинный мир, мир без игры, мир без правил, мир где все-все-все по настоящему. А итог? Так или иначе итогом становится новая игра...

Подлинно человек свободен, лишь во время создания правил. Создав правила человек вновь оказывается в игре. Постоянная смена условий и правил, постановка новых задач и поиск новых решений (либо подтверждение и защита старых правил и решений) - это и есть диалектическая природа социального.

Мысли, Социология и мысли, Литература и ресурсы

Previous post Next post
Up