Почему Китай положил глаз на Судан
Поскольку вспомнили о китайских товарищах, надо остановиться на этом поподробнее. У КНР интересы в Судане были немалые, и распад страны ударил по ним так откровенно, что некоторые обозреватели прямо увидели в этом сюжете руку американцев, которые выбили из-под своего китайского конкурента мощную опору в Африке.
Дело в том, что Китай положил глаз на Судан по весьма прозаической причине - отсюда Поднебесная начала получать огромные объемы нефти. Причем, прямо из суданских портов - по морю, вернее, по Индийскому океану.
Известно, что главный поставщик нефти из Африки в КНР - Ангола, обогнавшая по объемам даже Саудовскую Аравию и Иран. А до недавнего времени вторым являлся Судан!
В Китай шли от 50 до 60% суданской нефти. Страна удовлетворяла почти 10% потребностей Пекина в этом виде сырья. Когда западные компании ушли из Судана, Китай немало лет инвестировал в разведку, добычу, нефтепереработку, транспортировку. И при этом не обращал никакого внимания на западные санкции против Хартума.
Но после раздробления Судана в Пекине не то, чтобы о нефти вспоминали. В условиях раскола страны стало очень туманным будущее 15 млрд долларов (!) китайских инвестиций. Здесь на кредиты Китая строились не только нефтепроводы, но и больницы, школы, дороги.
В КНР несколько лет назад даже был принят закон «О содействии трудоустройству», направленный на укрепление китайских общин за рубежом. Это стало законодательной поддержкой в период, когда усилился поток китайских работников в Африку - в Анголу, в Судан и в Нигерию.
Китайцы, надо отдать им должное, моментально сориентировались после отделения Южного Судана. Будешь быстро думать, когда столько денег здесь вложено! КНР с РЮС без раскачки подписали несколько соглашений в нефтяной области, и несколько китайских компаний уже начали инвестировать в нефтяной сектор южно-суданской экономики…
Возвращаясь к недавним временам, добавим, что до поры до времени Судан был единственной в мире крупной нефтедобывающей страной, экспортировавшей сырье в Китай, Индию и Малайзию, а не в США, Европу или Японию.
С помощью Китая Судан превратился за годы из импортера нефти в страну-экспортера. Благодаря чему Китай имеет влияние на президента аль-Башира. КНР однажды даже проигнорировала ордер МУС на арест Омара аль-Башира и пригласила суданского президента в Пекин с официальным визитом. «Я полагаю, что эта поездка поможет в консолидации и развитии традиционной китайско-суданской дружбы и способствует устойчивому сотрудничеству в различных областях», - сказал аль-Баширу президент Китая Ху Цзиньтао.
В течение долгого времени американцы проигрывали в Судане конкуренцию именно Китаю. Нефтяные кампании «Шеврон» и «Эксон-Мобил» вынуждены были искать счастья в соседнем Чаде и потратили там почти четыре миллиарда (!) долларов на строительство нефтепровода, по которому могли поставлять в США до 160 тысяч баррелей нефти в день. В Судане подобный нефтепровод обошелся бы им значительно дешевле, поскольку до океанского берега ближе.
А такое не прощается. В мировой прессе начали появляться публикации с вполне определенным «душком».
«Правительство Судана вместе с англичанами, французами и китайцами активно занимается разграблением национальных богатств собственной страны. Добычу «черного золота» осуществляют, в основном, китайские и французские нефтяные компании, что никак не смущает декларирующего исламские ценности президента аль-Башира», - писала западная пресса со ссылками на WikiLeaks, который, в свою очередь, цитировал американские закрытые документы.
Кампания по дискредитации суданского руководителя шла полным ходом. И китайцев к ней приплели…
Но даже WikiLeaks не напишет о том, как в течение двух десятилетий США оказывали и косвенную, и прямую вооруженную поддержку сепаратистскому движению на юге Судана, стратегически важном с точки зрения контроля над месторождениями и транспортировкой нефти.
Поэтому состоявшийся референдум о разделе Судана, на который вынужден быть под мощнейшим давлением пойти Хартум, - это был ещё один этап той же самой политики.
Да, Запад, в конце концов, под аккомпанемент осуждений аль-Башира за Дарфур и коррупцию, добился раздела Судана! В июле 2011 года в итоге длительного переговорного процесса под патронажем США (а как же без них?!) Хартум согласился на отделение трети своей территории.
И это, похоже, не предел. Вон, южно-суданский президент Сальваторе Киир Маярдит некоторое время назад «простодушно» поведал о взглядах своих покровителей на будущее страны: «Судан ждет конец, как самой большой державы в Африке. Он в скором времени неизбежно распадется на несколько частей: первым в этом ряду стал Южный Судан, за ним последует Восточный Судан, а потом Дарфур»…
Карта
http://newzz.in.ua/ Недаром же Барак Обама в статье, опубликованной в «The New York Times», назвал референдум на юге Судана в январе 2011 года «историческим»! А госсекретарь Хиллари Клинтон сразу после окончания голосования поспешила заявить о скором исключении Судана из списка стран, поддерживающих терроризм.
Правда, ордер МУС на арест Омара аль-Башира ещё не отозван - ждут от него новых уступок…
Независимость очень дорого стоит
Итак, по уже отработанной в бывшей Югославии схеме было проведено расчленение Судана на два территориальных государственных образования: на Южный Судан (в основном, христианский) и собственно Судан (в основном, мусульманский). Это - первый в новейшей истории случай отделения христианской территории от исламского государства.
Да, на первый план были выставлены религиозные различия, что стало в Судане главным аргументом для отделения юга. Именно христианский юг желал независимости от мусульманского севера. Но… Независимость, она очень дорого стоит. Многие независимые государства на первых, да и вторых, порах оказывались перед тяжелой дилеммой: как жить, не имея средств? Пытаться заработать самим или идти к бывшим колонизаторам за кредитами? И шли, и брали кредиты, и попали эти формально «независимые» страны в новую кабалу - уже финансовую.
Так вот, получив вожделенную «независимость», Южный Судан оказался в довольно двусмысленном положении. Он был, якобы, самостоятелен - Хартум здесь уже не командовал, но жить оказалось не на что.
Казалось бы, справедливость восторжествовала: «христианско-языческий Юг страны освободился от исламского диктаторского режима Омара аль-Башира». Однако, после решения о разделе страны, Судан, который в 1956 году избавился от колониального гнета, может вновь превратиться в послушную марионетку в руках одной из великих держав, - полагает обозреватель Юрий Сосинский-Семихат.
Впрочем, само провозглашение «независимости» и связанные с ним церемонии проходили на Юге довольно цивилизовано.
«Южный Судан стал самым молодым государством мира. На торжественной церемонии в столице страны городе Джуба присутствовали Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Судана Омар аль-Башир. Судан стал первым государством, который объявил об официальном признании южного соседа», - передавали мировые СМИ.
На банкете в Джубе присутствовали лидеры около тридцати стран Африки. Россию представлял спецпредставитель президента РФ по вопросам сотрудничества с Африкой, председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов.
Сразу после этого Россия установила дипломатические отношения с Южным Суданом. Но… Показательно, с кем с первых дней независимости собрался дружить сам Южный Судан. Вот что писала, например, израильская пресса:
«Южный Судан после официального объявления об образовании независимого государства на его территории откроет посольства в 21 стране. В числе стран, где появятся диппредставительства нового государства, ведущие страны Евросоюза: Италия, Франция и Германия, а также Великобритания, США и Израиль.
Кроме того, диппредставительства нового государства начнут работать и в соседних африканских странах - Кении, Уганде и Эфиопии, с которыми Южный Судан тесно связан экономически.
Пока в планах правительства Южного Судана не значится открытие посольств в России и в Китае».
До сих пор у них «не значится»…
Вектор ясен?
Тогда же СМИ появились статьи и южно-суданских богатствах, что должно было доказать мировому сообществу факт самодостаточности нового государственного образования. Например, в статье «Ресурсы и экономические перспективы Южного Судана» писали так:
«Суданская нефть: Южный Судан унаследовал большую часть запасов нефти. Около трех четвертей из примерно 500 000 баррелей нефти в день добывают в Судане с юга, который сейчас представляет одно из самых богатых нефтью стран в Африке. Помимо нефти, есть еще запасы природного газа.
Инфраструктурные проекты: Южный Судан не имеет фактически никакой инфраструктуры. Поэтому руководство страны объявило, что намерено мобилизовать в ближайшие пять лет 500 млрд. долл. для развития инфраструктуры.
Пахотные земли. Территория Южного Судана размером с Францию, а население 8,5 млн. человек. 84% пахотных земель страны используются под посевы. Если здесь выращивать аграрную продукцию эффективно то, по некоторым оценкам, Южный Судан мог бы прокормить более миллиарда человек, то есть всю Африку (или Индию или Китай).
Природные ресурсы: страна обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, большинство из которых остается невостребованным. Есть железо, медь, хром, цинк, вольфрам, серебро, золото и уран.
РЮС выражает амбиции стать центром африканских стран и всего мира таким же, как Дубай и Сингапур».
Вот так! Прокормим Китай с Индией, и сами будем как новый Сингапур! И кто же это нагнал такой «пурги» в головы южно-суданцев? Послушать, так здесь будут строить Новые Васюки!
«Почему в провинции нет никакой игры мысли? - вопрошал собравшихся васюкинцев Остап Бендер. - Знаете ли вы, что ваш «Шахматный клуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки? Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний!
- Но деньги! - застонали васюкинцы. - Много тысяч денег! Где же их взять?
- Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто… Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Построят железнодорожную магистраль Москва-Васюки. Это - раз. Два - это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три - поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров…
Аэропорт «Большие Васюки» - регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн»...
Нет, мы не против, если будет «РЮС = Дубай = Сингапур», но есть же предел мечтаний…
Сообщалось и о том, что, новоиспеченный глава Южного Судана С.Киир заключил соглашение с президентом Кении о строительстве в кенийском городе Ламу порта (пристани?), который будет использоваться для импорта и экспорта товаров трех стран - Кении, Южного Судана и Эфиопии, а также обсудил проект создания железной дороги, которая соединит две страны.
Ей Богу, иногда кажется, что «товарищ Бендер» с нами…
Перспективы нефтедобычи в Судане после раскола чрезвычайно взволновали иностранцев. Ещё в январе 2011 года, в канун референдума, министерство нефти Судана объявило о том, что французский нефтяной гигант - компания Total, приступит к нефтедобыче в Южном Судане.
Министр нефти страны также заявил, что американские компании смогут возобновить нефтедобычу на Юге, где сконцентрировано 75% всех запасов нефти.
Но, сказка о том, что 75% некогда общих нефтяных запасов оказались теперь на территории РЮС (Республики южный Судан), обернулась былью - качать нефть на экспорт отсюда можно только через территорию Судана. Т.е. без договоренностей с ненавистным Югу Хартумом нельзя продать ни одного барреля нефти! Северный Судан контролирует все трубопроводы, по которым нефть Юга идет на экспорт.
Карта нефтяных месторождений Судана
http://images.google.ru/ Это кто там мечтал о молочных реках с кисельными берегами?
А всё уперлось в пресловутый «презренный металл» - в распределение доходов от нефти. Ситуация прямо повторила российско-украинскую «газовую войну». В январе 2012 года Южный Судан приостановил работу нефтепровода, по которому нефть поступала в Судан, в ответ на то, что Северный Судан ранее запретил двум танкерам с южно-суданской нефтью выйти из порта из-за неуплаты таможенной пошлины, установленной Севером для Юга. В свою очередь Юг считает грабежом стоимость транзита - 22 доллара за баррель.
Ничего не напоминает? Только, в отличие от нас, два Судана взяли в руки оружие и сцепились по-настоящему.
«Все согласны с тем, что у Судана и у Южного Судана нет никаких причин воевать друг с другом. Два новообразованных государства пообещали своим международным «опекунам» в течение года урегулировать оставшиеся неразрешенными вопросы: демаркацию неутвержденных 20% границы, статус живущих на севере южан и находящихся на юге северян, раздел нефтяных ресурсов страны», - примирительно писала французская газета «Le Figaro» после разделения Судана.
И, тем не менее, конфликт разразился. Да ещё какой!
Очаг нестабильности в этой части Африки гарантирован надолго
Но, прежде чем переходить к этой скорбной странице нашей суданской повести, обратимся к оценкам произошедшего раскола страны. Вот что говорили эксперты.
«Расчленение Судана на два государства, инициированное Соединёнными Штатами и одобренное Организацией Объединённых Наций, - это продолжение политики двойных стандартов, ставшей нормой международного поведения Америки еще во время агрессии НАТО против Югославии и отделения Косова от Сербии», - уверен политолог Юрий Гаврилечко.
«Балканизация суверенных африканских стран, подстрекаемая Западом, напуганным увеличением роли в Африке КНР и Индии, по сути, началась отделением Южного Судана. Но и многие другие африканские страны сталкиваются с сепаратистскими проблемами. В интересах Запада вновь перекроить карту Африки в поисках возвращения собственного доминирования», - пишут С.Гафуров и Д.Митина.
«Если перед референдумом о разделе Судана Хартуму было важно продемонстрировать добрую волю и ослабить международную изоляцию страны (пусть даже ценой роста сепаратистских настроений в провинциях Южный Кордофан, Голубой Нил и Дарфур), то для США приоритетом является ослабление Хартума, рассматриваемого, в качестве «проводника идей радикального исламизма в Африке», и… облегчение доступа к энергетическим ресурсам континента», - так ставил диагноз в связи с этими острыми приступами суданской «независимости», эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
В своем обзоре он со знанием дела пишет:
«Отделение Юга никоим образом не отменяет его тесной экономической привязки к Северу, где сосредоточена вся портовая инфраструктура, склады и нефтепроводы. В настоящее время на севере проживает от 1 до 2 млн. выходцев из южных районов, и многие из них основательно включены в административное управление и экономическую жизнь Севера.
Сами южные племена (их около 600) и малые группы раздираются внутренними противоречиями.
Только в 2009 году произошло несколько межплеменных столкновений, связанных с борьбой за скот и пастбища. Нетрудно догадаться, что теперь межплеменные столкновения в Южном Судане, вызванные борьбой за гуманитарную помощь и доходы от продажи энергоресурсов, возобновятся с новой силой.
Правящая группировка РЮС окончательно распадется на этнические «фракции» - динка, нуэр, шиллук и т.д. Учитывая воинственный характер многих скотоводческих племен, населяющих Южный Судан, вероятность возобновления вооруженной конфронтации здесь весьма высока.
Официальная Джуба по привычке будет обвинять в провоцировании межплеменной розни северян.
Тут же найдутся многочисленные поводы, в первую очередь, - спор за принадлежность богатым нефтью районом Абьей. Этот этно-конфессионально смешанный район, где политически доминируют ветвь негроидного племени динка и арабо-мусульманское меньшинство. Здесь залегают основные месторождения суданской нефти, и скорее всего, Абьей скоро станет объектом острого соперничества между Вашингтоном, Парижем и Пекином.
Карта Абьей ttp://img.beta.rian.ru/
Ясно, что и у Хартума, и у Джубы найдутся свои «доброжелатели», готовые помочь «решить вопрос», в том числе, поставками оружия.
Таким образом, очаг нестабильности в этой части Африки гарантирован надолго. И лишь интересы западных и китайских энергетических компаний могут до поры до времени воспрепятствовать Южному Судану повтор пути Руанды и Сомали», - делает вывод Андрей Арешев.
«По итогам «переформатирования» Большого Ближнего Востока перед нами вырисовывается новая геополитическая ситуация. Такие активные региональные игроки, как Египет и Ливия, в ближайшее время не смогут играть сколько-нибудь значительной роли в регионе. Судан отброшен в своем развитии на пару десятилетий назад и в ближайшей перспективе обречен на внутренние разборки со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до превращения в «землю войны» и пристанище террористических группировок», - уверен обозреватель Игорь Панкратенко.
«Чтобы локальный хаос был более управляемым и «стабильным», заложена еще одна мина - спорная территория между Севером и Югом Судана (центр в городе Хеглиг - С.Ф.)», - предполагает эксперт Александр Дудчак.
Последнее очень важно для оценки перспектив ситуации. А они не блестящи.
Корреспондент «РИА Новости» Юлия Троицкая только что передала из Хартума: «Правительство Республики Южный Судан (РЮС) впервые после обретения независимости утвердило официальную карту новой страны, на которой часть спорного пограничного района Хеглиг отнесена к территории РЮС.
Утвержденная карта Южного Судана включает нефтеносные районы, включая часть Хеглига. Эти районы представлены на карте РЮС, как территория Южного Судана.
При этом те же самые районы на суданских картах включены в состав Судана.
Согласованный проект договора о демаркации границы между Суданом и Южным Суданом так и остался неподписанным из-за военного конфликта, вспыхнувшего на границе двух стран, общая протяженность которой около 1800 километров».
Нет границы - есть проблемы…
Окончание в блоге "
Судан: острые приступы «независимости» - 3"