Россия и Евразия. Декабрьские тезисы

Dec 18, 2016 00:11



Если кто-то полагает, что освобождение сирийского города Алеппо от боевиков-исламистов и стремительное развитие отношений России и Японии, это - события не связанные между собой, мы не согласимся. Ведь в Эпоху экономическо-финансово-политическо-культурной Глобализации вопросы Pealpolitic уже не могут оцениваться и рассматриваться вне Общепланетарной - да простят меня читатели за такой «замах» - стратегической ситуации.
Сегодня - день в день - мы видим полное освобождение сирийского города № 2 Алеппо и впечатляющие результаты визита Владимира Путина в Японию. Что их объединяет? Мощнейшее продвижение интересов России по необъятным пространствам Евразии. Мир, действительно, глобализирован, и это придает любому процессу в любой точке Земли форму одной из многочисленных деталей развития общей тенденции - к объединению Человечества. Другое дело, что не найден пока ответ на вопрос: «Во имя чего Человечеству объединяться?»
Ведь, в процессе Глобализации сегодня появляются многие цели, сплошь и рядом противоречащие друг другу. В этом процессе полно конфликтов и немало войн. В этом процессе выражаются интересы «увядающих» центров силы и их сопротивление напору стран, набирающих мощь, авторитет и влияние. Зачастую, этот напор становится настолько мощным, что приводит к довольно быстрому переформатированию международных систем, которые ещё недавно казались незыблемыми. Уже ЕС трещит на наших глазах, тому уж четверть века, как нет СССР и Варшавского договора, а про колониальную систему, про рабство, молодежь и не знает…
Большое число наблюдаемых процессов переформатирования происходит в Евразии - на самой большом материке Планеты. И, хотя эти пространства весьма многообразны и по природным условиям, и по культуре живущих здесь народов, и по уровню их развития, одно абсолютно объективно и понятно: Россия является самой крупной страной Планеты и её земли простираются от Тихого океана до морей Атлантики. Поэтому происходящие и развивающиеся в Евразии события - как международное сотрудничество, так и международные конфликты - непосредственным образом «выходят», хоть и в разной степени, к нашим границам.
И, если мы станем рассматривать происходящее - от Алеппо до Токио, от Киева до Кабула, от Берлина до Мосула - в форме единого, пусть и многогранного, процесса развития Евразии, то придем к абсолютно объективному выводу о том, что он затрагивает нас напрямую. Это не тот случай, когда Копенгагену совершенно неинтересны события в Сеуле: далеко и непонятно. Мы себе такого позволить не можем, а потому и занялась Россия комплексным подходом к наблюдению, оценкам и принятию решений относительно общей ситуации в Евразии. Это нужно и по политическим, и по торгово-экономическим мотивам, и в связи с необходимостью купировать угрозы, которых на просторах Евразии сейчас совсем немало.
Скажем больше - именно Евразия сегодня, в годы 2010-е, стала самым небезопасным регионом Планеты. Такого концентрированного по времени и пространству числа военных конфликтов нет ни на одном континенте Земли. И эти конфликты, как бы они не назывались - «гибридные войны», «джихад» или как-то ещё - разгорелись вблизи границ России. И подходы к их тушению напрашиваются также комплексные. Мы здесь не раз писали о том, что пора в Азии создавать систему коллективной безопасности. И уже есть площадка для подобной инициативы - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Более того, в 2017 году в её составе будут представлены крупнейшие государства Азии - Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан. А потом к ним присоединится и Иран. Чем не форум для выработки решений по ликвидации очагов напряженности у границ этих стран-великанов?

[Spoiler (click to open)]
Вот в каком ключе развиваются события, и в Москве уже давно и предметно ведут политику, смысл которой - обеспечение Безопасности границ России во имя Развития нашей страны и нашего народа. Мы не можем не видеть, как сопрягаются в одну общую картину разнообразные, на первый взгляд, события, происходящие сегодня, в декабре 2016 года и на пространствах Евразии, и на подступах к её Ойкумене. Вот об этом наши сегодняшние тезисы.
Начать бы надо с очень успешного визита Владимира Путина в Японию. Там был совершен, по большому счету, прорыв в двусторонних отношениях. При этом прорыв не был обусловлен территориальными уступками островов, на чем десятилетиями настаивают японцы. И вот - острова российские, а прорыв - двусторонний. Значит, можно договариваться?
И все же, прежде чем перейти к впечатляющим результатам переговоров в Японии (а там одних документов подписали целых 68 - когда такое было?!), предложим несколько тезисов о происходящем вокруг России для того, чтобы наши усилия по нормализации отношений со Страной восходящего Солнца заиграли бы новыми - геополитическими - красками. Вот, на фоне каких событий - либо в переплетении с ними - президент Путин и премьер-министр Абе искали решение двусторонних проблем.

Алеппо и Мосул

Операция по освобождению Алеппо от террористов завершилась, сообщил журналистам 16 декабря начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской.
Это означает перелом, возможно, коренной, в этой затянувшей войне. В Европе и ряде стран ближневосточных - просто истерика по поводу победы в Алеппо. Как будто Асад освободил не родной Алеппо, а чужой «Париж». Они видят, что этот раунд, затеянной ими Игры, выиграли сирийцы с помощью русских и других своих союзников. Дальше - положение боевиков-террористов станет ещё тяжелее. Обозреватель Евгений Норин в связи этим пишет: «После окончательного разгрома гарнизона Алеппо высвобождается масса сил для решения по-настоящему насущных задач. Требуются силы для разгрома анклава под Растаном в центральной Сирии, для добивания Восточной Гуты, для деблокады анклавов лоялистов в Идлибе и Дейр-эз-Зоре. Вторичное освобождение Пальмиры может потребоваться для решения части этих задач. Ситуация сдвинулась с мёртвой точки, и на горизонте, пусть и очень далеко, маячит победа в войне».
При этом, на другом конце войны - в Ираке, вокруг города Мосул происходит нечто совсем странное с точки зрения реализации заявленных задач от лица широкой коалиции во главе с США. С места событий передает известный российский блогер и писатель Георгий Зотов:
«За два месяца армии не удалось пробиться даже на окраины. Контролируют только пару пригородов - на севере и на юге. И то - тот пригород, что я был в воскресенье, ИГИЛ уже обратно вернул. Напомню, что группировка, что штурмует Мосул - 100 000 человек (на минуточку, такой же была численность контингента СССР в Афганистане), + авиация, танки и артиллерия.
Беженцы из лагеря рядом рассказывают, что Мосул утюжат «в белый свет, как в копеечку». Бьют, не глядя, по площадям. Американцы бросают бомбы куда попало, в том числе, и в своих - хоть официально опровергнуто, что они уничтожили по ошибке авиаударом роту иракских солдат, но на фронте все это подтверждают. Население вообще никто не жалеет - им гуманитарных коридоров не открывали, как в Алеппо. Госпитали мочат только так с оправданием - «там могут лечить террористов».
Прессу пускают только за три километра от линии фронта. Когда начинается авианалёт, сваливают сразу все и без лишних рассуждений, ибо американцы «славятся» своим высокоточным оружием, в чем уже убедилась иракская рота».
То есть ждать победы над ИГИЛ в районе Мосула можно ещё очень долго, коли воюют в таком стиле. Военный обозреватель Виктор Баранец замечает, что долгое топтание американо-иракского войска под Мосулом затягивается, хотя операция здесь должна была завершиться освобождением города от исламистов ко дню избрания нового президента США 8 ноября. При этом американцы смогли совершить в условиях осады вот что: «Один из коридоров для выхода террористов из Мосула был открыт. И по этой самой дороге боевики как раз и подтянулись к Пальмире… Нельзя забывать, что и под Раккой были прекращены боевые действия «коалиции», и был открыт коридор для того, чтобы террористы ушли оттуда. Подобное произошло ещё в ряде других городов. Таким образом, становится совершенно понятно, что действительно это всё было спланировано. Причём все боевики пришли к назначенному времени в назначенную точку».
Из этого вывод - американцам совершенно не нужно быстро завершать войну в этом чувствительном для России регионе мира. Отсюда до наших границ - всего несколько сот километров, поэтому дел здесь будет ещё немало. Уже заметно, что в Вашингтоне приготовили Москве западню по имени «Афганистан 2.0», однако, они не учли, что этот сценарий здесь не сработает по одной вполне явной причине - Москва эту «ловушку» видит, а из истории афганской войны сделаны все необходимые выводы.

Урегулирование в Сирии

Показательно, что вслед за освобождением Алеппо прозвучали очень важные заявления. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что скоро в Москве состоятся переговоры России, Турции и Ирана по ситуации в Сирии. «Попробуем достичь перемирия по всей Сирии и начать переговоры о политическом урегулировании», сказал он.
Владимир Путин сказал на пресс-конференции в Токио о новой договоренности с президентом Турции: «Мы договорились с президентом Эрдоганом о том, что будем предлагать конфликтующим сторонам, мы со своей стороны - правительству Сирии, а президент Турции - представителям вооружённой оппозиции, продолжить процесс мирных переговоров на мирной площадке. В качестве такой площадки могла быть столица Казахстана Астана».
Итак - Астана. Казахстан. Ещё одну крупную страну Евразии Москва и Анкара привлекают к процессу урегулирования в Сирии. То есть, перед нами ещё один элемент выстраивания будущей системы безопасности в Азии. И заявление это сделано в Токио. Вот какой элегантный дипломатический язык использует Россия, фактически, объединяя пространства Евразии единым политическим действием с заданной целью - сирийское урегулирование.
Можно также обратить внимание на то, как часто стали «сверять часы», а потом и принимать совместные решения Москва и Анкара. Эрдоган явно взял курс на партнерство с Россией, а значит, у нас на юго-западном направлении хорошие перспективы для мирного сотрудничества. И это совсем немало, если вернуться к вопросу о безопасности наших границ.
Следующие тезисы также укладываются в эту логику.

Катарская метаморфоза

Наверно, не надо здесь вспоминать о том, сколь натянутыми оставались в течение многих лет отношения между Россией и эмиратом Катар, небольшом, но чрезвычайно богатом государстве Персидского залива. Минусов в наших отношениях было достаточно, а вот плюсы долгое время не просматривались.
Однако в логике выстраивания безопасного контура границ России роль Катара с некоторых пор пересмотрена. После смены власти в стране - сын сменил на посту Эмира своего отца - отношения пошли по нарастающей. И вот, во что это выросло совсем недавно. То соглашение, о котором пойдет речь, - это важный элемент нынешних тезисов.
Пресса активно писала, что 12 декабря «Роснефть» договорилась о покупке у итальянской Eni доли (30% плюс возможность выкупить в будущем ещё 5%) в блоке Шорук на шельфе Египта. Именно там находится газовое месторождение Зор, которое, по оценкам, может содержать до 850 млрд кубометров газа. Перспектива такова, что «Роснефть» развивает свой бизнес на площадке СПГ (сжиженного природного газа). При этом накануне пришла информация, что «Роснефть» «видит возможности сотрудничества» с Катаром в области трейдинга и логистики по сжиженному природному газу (СПГ), в частности, в рамках египетского проекта Зор.
Интересен комментарий от эксперта Александра Собко: «Спекуляций на тему, почему же произошло сближение позиций Катара и России, было много, мы зайдём с традиционной нефтегазовой стороны. И при таком подходе, связующее звено находится быстро - это компания ExxonMobil. Со стороны России, ExxonMobil - один из стратегических партнёров «Роснефти». Компании вместе бурили первую скважину на российском месторождении «Победа» в Арктике, компании являются совладельцами в проекте «Сахалин-1», где сейчас добывается нефть, но планируется и создание завода СПГ. Стоит напомнить, что три года назад Владимир Путин наградил главу ExxonMobil Рекса Тиллерсона «Орденом Дружбы» за «значительный вклад в укрепление сотрудничества в топливно-энергетическом секторе». А сейчас именно Рексу Тиллерсону Дональд Трамп предложил пост госсекретаря США».
Сложить картинку из этих нескольких фактов, полагаю, труда не составляет.

Продолжение. " Россия и Евразия. Декабрьские тезисы - 2"

Алеппо, Мосул, Абэ, Барак Обама, Черное море, Владимир Путин, Евразия, внешняя политика России, Украина, Япония, визит

Previous post Next post
Up