Сделано в СССР.

Jul 23, 2014 13:01




Подборка фотоаппаратов, выпущенных в СССР: хотя подавляющее их большинство является клонами западных моделей,
но среди них были и интересные устройства, с которыми у многих связаны тёплые воспоминания.




Зенит-19
Различных моделей фотоаппаратов «Зенит», выпускаемых Красногорским механическим заводом, было немало, но «Зенит-19»
по праву считается одной из лучших. Этот аппарат имеет зеркальный видоискатель с отображением более 90% кадра
(у более ранних моделей - лишь чуть больше 60%) и электронно-управляемый ламельный затвор, отрабатывающий выдержки от 1 до 1/1000 с
(у более ранних «Зенитов» диапазон выдержек составлял от 1/30 до 1/500 с). Аппарат производился до 1988 года, самыми надёжными считаются модели,
выпущенные в 1984 году или позже - они оснащались переработанным затвором (отличить такие камеры можно по выдержке синхронизации,
которая составляет 1/125 с вместо 1/60 у моделей со старым затвором).




Алмаз-103 и Алмаз-102
Камеры «Алмаз» стали первой и последней попыткой советских инженеров создать профессиональную репортёрскую малоформатную камеру.
За образец был взят Nikon F2 - очень надёжная профессиональная камера со сменными видоискателями и фокусировочными экранами.
Специально для камеры были разработан принципиально новый механизм зеркала и металлический ламельный затвор с вертикальным ходом,
способный отрабатывать выдержки от 10 до 1/1000 с. Для присоединения объективов использовался байонет К (как на зеркальных камерах Pentax).
Модель «Алмаз-103» считалась базовой и не оснащалась встроенным экспонометром, а вот «Алмаз-102» уже имел TTL-экспонометр
с цифровой индикацией экспозиции в диапазоне +/- 2 ступени.
К сожалению, «Алмазы» стали легендарными по совсем другой причине - как самые ненадёжные советские камеры.
На заводе-производителе (ЛОМО) не было оборудования для изготовления деталей с необходимой точностью.
Из-за проблем с обработкой детали кулачкового механизма в затворе делали не из стали, а из латуни, которая быстро давала стружку,
попадающую в механизмы камеры и заклинивающую их. В результате «Алмазов-103» было выпущено чуть менее 10 тыс. экземпляров,
а «Алмаз-102» - всего порядка 80 (не тысяч, а экземпляров) из-за проблем с поставками необходимой электроники.



ЛОМО Компакт-Автомат
Наверное, самый знаменитая советская камера, которая дала начало целому движению - так называемой «ломографии».
Представляет собой «мыльницу» с фокусировкой шкального типа (т.е. «на глазок») и автоматической установкой экспозиции.
Камера оснащалась довольно резким объективом Минитар-1 с фокусным расстоянием 32 мм и светосилой f/2.8.
Наверное, единственный советский фотоаппарат, который производится до сих пор (по заказу Ломографического общества).




Горизонт
Это сейчас мы, избалованные цифровыми технологиями, воспринимаем панорамы как нечто само собой разумеющееся.
А в плёночные времена съёмка панорамных кадров была связана с гигантским количеством сложностей. Как ни странно,
в Советском Союзе производилась одна из лучших в мире панорамных камер - «Горизонт». Объектив и затвор в этой камере были
установлены на вращающемся барабане, размер кадра на стандартной 35-миллиметровой плёнке составлял 24х58 мм.
Одним из секретов успеха «Горизонта» был объектив - очень резкий четырёхлинзовый анастигмат «МС ОФ-28П»,
который изначально разрабатывался для военных применений. В советские времена купить «Горизонт» было очень сложно,
поскольку подавляющая часть камер шла на экспорт.



Салют
Фотоаппарат, который называли «советским Хассельбладом» - собственно, за его образец при конструировании и был принят Hasselblad 1600F.
Предназначен для съёмки кадров размером 56х56 мм на среднеформатную плёнку типа 120 или 220. Все аксессуары для «Салюта»
полностью совместимы с ранними «Хассельбладами», включая плёночные задники, сменные аксессуары и объективы.
Камера оснащалась фокальным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды. Всего в СССР производилось
13 объективов с байонетом В, предназначенных для использования с «Салютом» и «Салютом-С».




Зоркий-4
Фотоаппараты семейства «Зоркий» были, наверное, в каждой советской семье. Самым массовым из них был «Зоркий-4»,
который производился практически без изменений с 1956 по 1973 годы, его совокупный тираж составил более 1 млн 700 тыс. штук.
Как и предыдущие варианты «Зорких», четвёртая модель оснащается шторным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды
и использует объективы с соединительной резьбой M39x1. Кстати, встроенного экспонометра в «Зорком-4» нет,
поэтому для создания фотошедевров необходимо было или прикидывать экспозицию на глазок, или пользоваться ручным экспонометром.



Киев-2
Ещё одна легендарная советская дальномерка, легендарность которой в основном сводится к тому, что она представляет собой точную копию Contax II,
а ранние партии камер даже собирались из деталей Contax, большой запас которых (вместе с оборудованием для производства)
был вывезен из Восточной Германии в счёт репараций. За счёт удачной конструкции дальномерные фотоаппараты «Киев»
производились практически без изменений до 80-х годов. По сравнению с другими советскими дальномерками имели очень большой
и светлый видоискатель, оснащались ламельным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 (в ранних моделях - до 1/1250) секунды,
для присоединения объективов использовался байонет Киев/Contax.




Ленинград
В Советском Союзе производилось немало клонов немецких дальномерных камер. Однако помимо «ФЭДов» (которые являлись плохими копиями Leica)
и «Зорких» (представлявших собой дальнейшее развитие «ФЭДов»), в СССР производился и по-настоящему уникальный аппарат под названием «Ленинград»
(1953-1954 годы). Интересен он в первую очередь тем, что в нём использовался пружинный механизм, позволявший производить серийную съёмку
со скоростью до 3 к/с, причём завода хватало на 12 кадров. Остальные характеристики также были хороши для своего времени: ламельный затвор
с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды, база дальномера 57 мм, необычный видоискатель с коррекцией параллакса и «зеркальной зоной»
вместо обычного для традиционных дальномеров «двойного пятна». В камере используется сменная оптика с резьбой М39х1
и рабочим отрезком 28.8 мм (такие же, как «ФЭДы» и «Зоркие»).




Смена-8М
С этого примитивного фотоаппарата (на иллюстрации выше) начался творческий путь многих советских и постсоветских фотолюбитей.
Шкальная фокусировка (то есть «на глазок»), минимальный набор выдержек и диафрагм, отсутствие экспонометра - всё это при должной
сноровке не могло помешать получению неплохих снимков, тем более что «Смена-8М» оснащалась неплохим и довольно резким объективом
типа триплет с фокусным расстоянием 43 мм и светосилой f/4.






Киев-10 и Киев-15
На киевском заводе «Арсенал» производились не только дальномерные, но и зеркальные камеры. Самыми интересными моделями,
были «Киев-10» и «Киев-15», причём выпущенный в 1965 году «Киев-10» стал не только первой советской камерой с автоматической
установкой экспозиции, но и первой в мире (!) камерой с режимом приоритета выдержки. К сожалению, в нём применялся устаревший
селеновый экспонометр, который к тому же располагался снаружи на корпусе камеры. Этот недостаток был исправлен в «Киеве-15»
(производившемся с 1976 года), который уже оснащался TTL-экспонометром на базе сернисто-кадмиевых фоторезисторов (CdS).
Главным недостатком камер был уникальный и ни с чем не совместимый байонет. Советские объективы для «Киева-10» и «Киева-15»
имели обозначение «Автомат» (например, «Гелиос-81 Автомат»).

А у Вас какой был, если был?
А какой сейчас?

Previous post Next post
Up