Этой публикацией я начинаю серию постов о нескольких храмах города Белозерска. Об их интересных особенностях и, даже, загадках.
Фотографий в этих постах будет сравнительно немного, а текста значительно больше. И так, начнём....
На территории, окружённой валами, сразу приковывает к себе взор пятиглавый Спасо-Преображенский собор конца XVII века.
В XVIII веке храм подвергался переделкам - были растёсаны и украшены новыми наличниками оконные проёмы, изменения коснулись и кровельного покрытия.
Так выглядел соборный комплекс в начале XX века.
А так оставшийся в одиночестве Собор выглядит в начале XXI века.
Но замечателен этот собор своим иконостасом конца XVIII - начала XIX века. Этот иконостас по своей форме восходит к триумфальной арке. Он кардинальным образом отличается от традиционных русских иконостасов, которые представляют собой сплошную преграду, отделяющую алтарную часть храма от помещения для молящихся, и состоят из горизонтальных рядов икон. Иконостасы такого типа появляются в ранних базиликальных постройках Петербурга под влиянием архитектуры и декора алтарей западноевропейских католических храмов.
Таким этот иконостас видел век назад С.М.Прокудин-Горский.
А так он выглядит сейчас, спустя сто лет.
Авторство в создании этого иконостаса приписывается выдающемуся скульптору и архитектору Ивану Зарудному. По его проектам были созданы иконостасы Петропавловского и Исаакиевского соборов в Петербурге. В зарудненских работах среди орнаментной резьбы появилась круглая скульптура, ставшая на протяжении целого столетия важным элементом убранства алтарной части русских церквей того времени постройки.
Хотя в середине XVIII века и наблюдается возврат к созданию традиционных русских иконостасов в понимании высокой или протяжённой преграды, но в многообразиях интерьеров церквей того времени изредка продолжают встречаться и иконостасы с признаками триумфальных арок. Примером этого может служить иконостас Большой церкви Зимнего дворца в Петербурге, созданного в 1761-62 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.
И только в последней четверти XVIII века вновь появляются иконостасы типа Триумфальной арки. Одним из первых среди них был иконостас церкви села Никольское (ныне Никольское-Гагарино близ г.Руза) под Москвой, выполненный по проекту И. Старова в 1774-1776 годах (И.Э.Грабарь «История русского искусства», Изд.М.Кнебель. Том III, стр. 340-342). Но наибольшее сходство с концепцией белозерского иконостаса обнаруживается в проектах 1774 и 1778 годов великого архитектора русского классицизма - Матвея Казакова. Эти проекты мало чем отличались друг от друга и, скорее всего принимались в качестве образцовых. По первому проекту был выполнен иконостас Пречистинского дворца в Москве (
http://www.ng.ru/culture/2000-02-09/7_treasures.html), по второму - иконостас церкви Спаса Нерукотворного села Рай-Семёновское недалеко от Серпухова (
http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=805) (Но!!! оба иконостаса - мраморные).
Автор исследования о «классической Москве» Николаев Е.В. пишет, что «с пречистенским иконостасом в точности совпадал по схеме и во многих деталях иконостас Троицкого собора в Калуге…. По-видимому, казаковский иконостас полюбился и был повторен, быть может, не один раз». В том же труде Николаева Е.В. есть и такая информация: «После сноса Пречистенского дворца в 1779 году и до середины 1920-х годов его иконостас находился в кремлёвской церкви Петра и Павла». (См.: Москва в старинных изображениях. Каталог выставки. М. 1926 год; Николаев Е.В. «Классическая Москва», М. 1975 год), а также «Иконостас церкви в Рай-Семёновском был уничтожен в 1960-е годы» (См.: Николаев Е.В. «Классическая Москва»,).
Влияние классицизма чувствуется и в растительных резных орнаментах Белозерского иконостаса. Эти орнаменты имеют очень много аналогий с архитектурным декором зданий, созданных зодчими русского классицизма, и прежде всего Матвеем Казаковым (см. интерьеры здания Сената 1776-1788 г.г., церкви Филиппа митрополита 1777-1788 г.г., дом Барышникова 1797-1802 г.г., Петровского путевого дворца 1775-1782 г.г., фасад Павловской больницы 1775-1782 г.г. - все здания находятся в Москве (
http://mir.icsmir.ru/~jul/kazakov/index.html). См.: Ильин М. «Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX века» М. 1975, илл. 59, 132, 150, 151, 188, 211-212).
В 1787 году Белозерский уезд вошёл в состав Новгородской епархии. В государственном архиве Новгородской области хранится экземпляр Церковной и ризничной описи г. Белозерска и его уезда 1797-1798 годов. Этот экземпляр описей в своём составе имеет Опись церковного имущества Белозерского Преображенского собора. Опись эта составлена 1 мая 1798 года протоиереем Симеоном Обуховым «с братией», а копия была переписана с оригинала в ноябре 1801 года.
Судя по этой описи, в конце XVIII - начале XIX века в интерьере собора шли работы по обновлению декоративного убранства. К моменту составления описи уже были готовы «новые резные иконостасы» с местными иконами у северной, южной и западной стен. Предалтарного резного иконостаса ещё не было: стояли царские врата, очевидно, XVII века, по сторонам которых находились две древние местные иконы - «Преображение» и «Богоматерь Владимирская», более известная как образ Богоматери "Умиление Белозерская".
Датируется эта икона первой в широких хронологических границах XII - первой половины XIII веков. Известно, что в 1931 году икона Богоматерь Белозерская была вывезена и сейчас находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. А в Соборе находится список с этой древней иконы.
В 1801 году напротив описания этих икон была сделана следующая приписка: «В оном соборе иконостас новой столярной с резьбой натуральной работы подле царских врат местные образы Господа Вседержителя, а по левую Богоматери, сидящих на престоле, писаны разными красками на золоте уставною греческою работою даяние купца Ивана Горина».
Имя заказчика иконостаса Спасо-Преображенского собора связано ещё с одним замечательным памятником Белозерска - церковью Иоанна Предтечи (Троицкая).