Мотивация

Jun 01, 2014 23:49

На прошлой неделе познакомился с настоящим французским шеф-поваром с настоящим французским именем Франсуа.


Идея встречи исходила от ребят из KFC - показать, что можно сделать из обычных продуктов из их сети. Казалось бы, немудрёный набор, ничего необычного - салатные листья, куриная грудка, пармезан, маринованные огурчики, копчёная грудинка, пара соусов - и готово новое блюдо, симпатишное и вкусное.



Плюс Франсуа показал пару приёмов для украшения, ничего сложного - вот так подрезать, так покрошить, а вон там согнуть подобающе - и выглядит всё куда лучше, чем накромсать как попало. Ну я вот, допустим, съем и накромсанное, а благоверной подавай красивости, так что идеи эти мне ещё пригодятся.



Жаль, соусов таких не подобрать - вроде бы ничего этакого, а макнёшь копчёную грудинку в ореховый (сладкий, между прочим!) соус - и уже совсем другой вкус. Я вообще ореховые ароматы и вкусы люблю почти у всех продуктов, даже у парфюма, потому и кофе с ореховым сиропом попробовал, пока мы с Франсуа разговаривали про жизнь в России, французские и русские гастрономические предпочтения и шансы пробиться на поварском поприще там и здесь.

Выяснилось, что карьеру проще сделать в России, поскольку во французском ресторане ты будешь долго карабкаться наверх в каком-нибудь семейном бизнесе и сначала намучаешься на подхвате, потом, когда уже готов будешь к новым вершинам, всё равно поработаешь помощником без особой мотивации - годами и десятилетиями, а уж потом, если повезёт, сам станешь шефом, да и то, если, как в том анекдоте, у генералашефа своего сына нет. В России же можно рисковать, искать новое, даже бросаться в авантюры, что-то делать первым - и никто не осудит и не покачает головой из консервативных коллег - обычная реакция, говорит Франсуа, европейских поваров в ответ на новинки.
Обсудили мы с ним и французские сыры, и то, что сыр - там, у них, это десерт, а у нас - пласт поверх колбасы на бутере. Правда, голубые сыры, говорит Франсуа, и у них не все любят, а некоторым заходить в специальные сырные магазины и вовсе противопоказано - запашок там на особого любителя.

В KFC нас пригласили, собственно, не только на мастер-класс, но и посмотреть, как устроено всё в современно фаст-фуде. Впрочем, современные рестораны быстрого питания с некоторых пор позиционируют себя именно как рестораны, пусть и «быстрые» - и основания тому есть. Это ведь уже не местечковые заведения с угрюмым сервисом, вонючей кухней и антисанитарией, это вполне себе респектабельные сети, с кондовым интерьером, меню, создавать которое помогали настоящие повара и грамотные маркетологи - в общем, чем не ресторан, пусть и без понтов и крутости.



Мне, кстати, всегда везло с такими заведениями, я их никогда не боялся, не слушал охов и ахов о нездоровой пище - когда ты в командировке, то выбор не так велик, особенно если ты в столице: чёрт его знает, сколько у тебя уйдёт на прокорм, если зайдёшь в навороченное место, даже сами москвичи не всегда знают, на сколько можно попасть в том или ином кабаке, а тут, имея в кармане ограниченную сумму (спасибо постановлению о командировочных выплатах от 2005 года, по которому суточные в моём случае составляют 200 рублей в день), ты точно знаешь, что гамбургер, салатик и кофе обойдётся тебе рублей в сто пятьдесят. Плюс можно - хоть и не везде пока - зарядить гаджеты, и вообще, пересидеть непогоду или дождаться назначенной встречи.

Собственно, половина весенних выходных я провёл как раз в KFC - Сашка неподалёку от одного из их заведений играет в шахматы, участвуя в турнирах, а мне пришлось по три часа сидеть и дожидаться её. И, что поделать, сидел, потихоньку редактировал что-то или читал (кстати, вот в этом заведении, прямо напротив цирка, с розетками было поскуднее - наверху обнаружилась только одна, да и до той экономные производители зарядок для гаджетов не позволяли дотянуться проводом) или даже записывал наблюдения, как это:

СТИКСЫ
Сидел сегодня в KFC, ждал, когда Сашка сыграет на шахматном турнире.
Людей в заведении было мало, а наверху и вовсе никого, только однажды на второй этаж поднялась пара - мужчина и женщина, оба чуть старше шестидесяти: она в старом длинном пуховике, он - в потёртом, но добротном крытом полушубке.
Они ели длинные полоски из куриного филе - кажется, эти полоски называются стиксами, с английского, так было написано в рекламном листке на подносе. Мужчина сосредоточенно кормил из своих рук женщину этими кусочками; она улыбалась, но ела, заставляя и его попробовать, потом вытирая у него соус с уголков рта. У него было что-то с рукой - он менял руки, встряхивая время от времени правой, будто защемило нерв на локте, но продолжал кормить подругу.

Когда они встали, и он сначала помог одеться ей, а потом стал неловко натягивать полушубок, она сзади на несколько секунд прижалась щекой к его спине, а он это время замер и не двигался, чтобы не толкнуть её.
Потом они спускались по лестнице, он помогал ей, протянув ту, больную руку, а она старалась на неё не слишком сильно опираться, но всё же держалась за него, чтобы не обидеть.

Стиксы я потом попробовал.
Ничего особенного, курица как курица, только со специями.
Только суховатая немного, на любителя.

Любителем стиксов у нас, кстати, оказалась Сашка, они ей понравились, потому что из филе, а я всё же больше люблю крылышки отсюда же.

А что касается самой сети - мне было интересно понять, как тут обстоит с двумя пунктами.
Во-первых, что происходит с жиром, в котором жарятся эти самые крылышки и прочее - насколько регулярно он меняется, соблюдаются ли нормы-правила-госты. Вопрос был не праздный - один из первых ресторанов быстрого питания в Новосибирске в девяностых практиковал замену отработанного жира на новый раз в несколько дней, чем повысил количество изжог и гастритов на квадратный километр. Лично я там не травился, но попал однажды на соответствующие обжаренные сосиски в тесте - традиционное блюдо на дорогах на Урале, как у нас беляши или самса. С той несчастной сосиски я еле выжил, потому про жир поинтересовался у наших хозяев всерьёз. Оказалось, что в жир, который постоянно очищается (не знаю, видно ли на фото, но жир реально прозрачный и чистый), производится не более десяти закладок порций, после чего он меняется.


В общем, времена изменились в несопоставимо лучшую сторону.

А ещё меня всегда удивляло, как люди работают в компаниях, где есть все эти командные троки, тренинги, «мы самые лучшие» и прочие мотивационные лозунги, соревнования и ступеньки роста. Сам я никогда в таких махинах не работал, по ступенькам не карабкался, потому и было интересно понаблюдать, насколько комфортно в таких местах другим.
В общем, всё что хотел, я увидел - вполне понятно, что в такие места идёт работать молодёжь, её-то как раз и нужно мотивировать, зажигать, устраивать соревнования лучших в профессии, декларировать светлые вершины - и не просто манить ими, а показывать, что ты достиг поставленной цели и за это получаешь вот такую милую плюшку-приз, а завтра можешь получить их уже десять, или повышение, если не будешь щёлкать клювом и не опозоришь корпорацию.


(Вот такая девушка с симпатичной татушкой нас знакомила с кухней заведения.)



И всё же, мотивация мотивацией, а человека не переделаешь. И потому вдвойне было приятно, когда я, только зайдя с утреца в KFC на встречу с Франсуа и ребятами из команды ресторана, с холода, с дубака последних весенних деньков (привет столичной жаре - у нас в Новосибирске тепла пока так и не было, реально мёрзнем и ночью до заморозков доходит), попросил стаканчик с кофе, - и черноволосая девочка за стойкой сделала мне очень достойный эспрессо, улыбнувшись так, что я позабыл про непогоду и сонливость. И мне теперь даже немножко неловко, что я не помню, как её зовут.
На следующей неделе снова поведу Сашку на шахматный турнир - не поленюсь и специально узнаю имя той девушки.
Просто так, без всякой мотивации.

Фото Михаила Докукина.
Previous post Next post
Up