Продолжение
(Начало
здесь)
2.2. После мощной, как показалось Чудинову, артподготовки пришла пора выдвигать вперед основные силы.
2.2.1. Сказано - сделано: "
Я заинтересован в выявлении мелких надписей, которые видны, в первую очередь, на крупных монетах. Поэтому я опустил мелкие монеты и выбрал следующую крупную. Она пришлась на объяснение слова «алтарь»".
С простыми "неявными надписями" и здесь все в порядке - они (иначе и быть не могло!) на месте: "Первая буква «Р» находится в углублении между двумя нижними листьями венка, вторая буква «И» размещена между этими листьями и ухом, две последних, «МА», можно прочитать внутри ушной раковины. Получается слово РИМА". Другими словами, листья венка расположены именно так, чтобы их контуры давали возможность составить русские буквы "Р" и "И", а ухо сделано так, чтобы в нем уместились сразу две русские же буквы "М" и "А". Молодец! Постарался на славу! Это я - о художнике, занимавшемся изготовлением матрицы для данной конкретной монеты... Как чувствовал, что не пропадет его "скорбный труд" и найдется-таки, пусть и почти что через две тысячи лет, хоть кто-нибудь, кто прочитает то, что он и его собратья-тайнописцы зачем-то запрятали в самых обычных монетах! Поразительное чувство надежды!
2.2.2. Но есть в процессе "чтения" этой монеты и некоторые новшества: "Имеется надпись и под подбородком. Там, в тени, читается надпись МИР ЯРА. <...> Тень на переносице и перед правым глазом образует надпись: МИR-РИМ". Вот так встреча! Старые знакомые - "теневые надписи"! (см. п. 1.1. данного обзора и другие варианты "теневых чтений" на материале "русских этрусков" в
п. 2.6.3). Обратите, пожалуйста, внимание на чудо-формулировки: "там, в тени", "тень образует надпись".
Приведем аналогичные (но не идентичные!) изображения монет интересующего нас типа (
№ 2676 по каталогу
D. Sear;
№ 266 по каталогу "
Roman Imperial Coinage";
№ 397а по каталогу H. A. Seaby
"Roman Silver Coins" Vol. 2. Легенды: CAESAR DIVI F DOMITIANVS COS VII и PRINCEPS IVVENTVTIS):
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Как уже догадался внимательный читатель, в приведенных изображениях, кроме иконографии (о некоторых особенностях, касающихся портретного сходства см.
здесь) и легенд, общим является положение источника света при фотосъемке - кроме, пожалуй, экземпляров №№ 8 и 9, резко выделяющихся из этого ряда (заинтересовавшиеся могут, для "полноты картины", заглянуть и
сюда). Так что же получается? "Если солнце светит в глаз", то у нас есть неявные надписи на подбородке, а если светит прямо в... другое место,
11) то - они исчезают?
2.2.3. Скорее всего, вас, уважаемые вдумчивые читатели, удивляет такой "научный" подход. Меня - тоже. А вот самого Чудинова - ну нисколечки... Кстати сказать, на илл. 10) и 13) лучше, чем на остальных, видно - что именно пряталось "в тени" и частично поистерлось на использованном Чудиновым изображении: борода...
Конечно, для поиска невидимых или трудноразличимых невооруженным глазом деталей, возможно нанесенных на матрицу для чеканки монет, логичнее было бы выбрать высококачественную фотографию (желательно - с использованием макросъемки) экземпляра в "отличном" или, хотя бы "очень хорошем"
состоянии (
Советы нумизмату. Вологда, 1992. С. 12), но... Чудинов же взял первое попавшееся...
2.3.
Следующая фотография, "
прочитанная" Чудиновым, тоже изображает потертый экземпляр и именно в этих потертостях отыскиваются неявные надписи...
Достаточно коротко по данному случаю я уже высказался
здесь. Если говорить более подробно, то вполне очевидно, что позаимствованная Чудиновым из интернет-словаря фотография восходит вот к этой (в
этом собрании - № 4):
При большущем желании (которого у Чудинова - хоть отбавляй!) можно, конечно, и в потертостях отыскать то, что очень хочется найти и что - только по этой самой причине - обязано быть найденным... При такой изначальной установке (которую мы наблюдали и в предшествующих эпизодах) любые возражения против правомерности и методологической состоятельности обнаружения "неявных надписей" Чудиновым будут отметаться, как обычно, с порога...
Сколько же здесь вшейвсего! КопайсяЧитай - не хочу... "
На фрагменте внутри большой прямоугольной рамочке в обращенном цвете можно прочитать текст: ЯРА ХРАМ. В рамочке чуть ниже без обращения цвета читаются выпуклые буквы и тени между локонами волос: ЦАРЬ РИМА И МИМ". Конечно, конечно, но лучше, все же было бы взять что-нибудь
более четкое и достоверное... Хоть - без обращения цвета, хоть - с его обращением...
Правда этот исторический персонаж (имп.
Гордиан III), в отличие от предыдущего, похоже, гладко выбрит, поэтому тень подбородка - неинформативна. Да и в носу не поковырятьсяпоискать - тени маловато!
Окончание
следует...