Рано, конечно, подводить окончательные итоги... Так что - в качестве повода к размышлению.
«К нам на утренний рассол прибыл...»
Продолжая тему
песенки с припевом «про ЕГЭ» обратим усталый взор на некоторые отдельные, кое-где еще встречающиеся, заявления средств очень даже массовой информации.
Итак, 21 июля 2009 года интернет-публикация на сайте «Новости NEWSru.com» под не оставляющим равнодушным заголовком «Руководство московских вузов обеспокоено наплывом подозрительных инвалидов: они могут быть фальшивыми» помещает следующую информацию: «Минобрнауки в настоящее время разрабатывает законопроект о равных возможностях абитуриентов при поступлении в вузы, который предусматривает отмену внеконкурсного зачисления. Абитуриентам с льготами будет предоставляться преимущественное право поступления, но оно будет распространяться только на тех поступающих, которые набрали одинаковое количество баллов по результатам ЕГЭ». Оказывается, внеконкурсное поступление собираются отменить! Не поздновато ли? А вот раньше как-то об этом не успелось подуматься (тем более, что предупредительная мера для подобных случаев до поры до времени существовала, но об этом - чуть ниже)? То есть, в лучшем случае, хорошо всем нам известное и постоянно меняющее свой облик «заднее крыльцо» в очередной раз «прижмут» в 2010-м году, хотя, как говорится, «еще всякое может случиться...». С другой стороны - ведь под те же самые «равные возможности», насколько можно было понять одну из центральных идей всей этой глубокомысленнейшей затеи, сама система и разрабатывалась... Так в чем же все-таки заключаются эти пресловутые равные возможности? Что-то здесь явно не так... Почти как в истории с благоустройством московских улиц...
Для тех, кто пребывает вдали от первопрестольного града, объясню - в Москве бешеными темпами «срезают» бордюрный камень с тротуара в местах, стыкующихся с переходом проезжей части и делают обозначенный ярким ядовитейшим цветом пологий спуск-подъем для облегчения перемещения инвалидных колясок (все же, как-никак, лозунг-то есть: Год равных возможностей!). Забота о передвижении по огромнейшему городу лиц с ограниченными возможностями по самостоятельному осуществлению этого самого передвижения - дело нужное и очень важное! Но! Почему-то никто до очень недавнего времени об этом не вспоминал, равно как и о том, что в той же самой столице в тысячу раз больше самых простых (и очень непростых) детских колясок, которые тоже норовят поперемещаться по этому самому городу. Почему о них-то не вспомнили? Или те, кому положено про это вспоминать, пользуются услугами каких-то особых нянечек, от которых воздыханий о неудобствах преодоления таких препятствий в жизни не допросишься даже под угрозой применения физического воздействия? Без лозунгов никак уже не обойтись? Зато теперь можно спокойно въезжать с любой коляской на тротуар с пешеходного перехода, если, конечно, успеешь увернуться от норовящих проскочить туда же (по тому же самому скосу) автомобилей. Причем, если раньше на тротуарах разъезжали и просто парковались только избранные (на всяких там внедорожниках), то теперь - Год равных возможностей! - на этот же самый тротуар спешат все не обремененные совестью водители без различия марок машин.
Настораживает обеспокоенность ректора одного из московских вузов, описываемая в упомянутой выше публикации: «Ректор финансовой академии Михаил Эскиндаров выражает беспокойство в связи с тем, что большинство абитуриентов получили медицинские справки об инвалидности буквально накануне начала приема документов в вузы. "Многие справки получены этой весной", - сообщил он. По словам Эскиндарова, если такие абитуриенты поступят вне конкурса, то они займут порядка 15-20% бюджетных мест. "Мы будем проверять эти справки. Просто люди нашли очень легкий выход из положения: если не получается с ЕГЭ, значит, есть справка", - добавил он». Интерес здесь вызывает как раз возможность (или все-таки невозможность?!) проверять справки, предоставляемые абитуриентами в качестве основания для внеконкурсного поступления на бюджетные места.
Тревожат и следующие публикации: «
Скандал в вузах Красноярска: обладателей высоких результатов ЕГЭ оттеснили "льготники"» (переложение статьи «
Турнир "блатных" справок. Красноярские вузы подверглись нашествию инвалидов и сирот» из Независимой газеты от 29 июля 2009): «В красноярских вузах началось зачисление на бюджетные места. Впервые конкурс проходил по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако, как выяснилось, высокое количество баллов еще не гарантирует поступления на престижные факультеты. Обладателей лучших результатов по ЕГЭ бесцеремонно оттесняют льготники, имеющие преимущественное право поступления... По мнению людей, хорошо знакомых со спецификой высшей школы, новые правила игры заметно перераспределили коррупционные потоки. Сейчас они перетекают из вузов в медицинские учреждения и комиссии, где изготовление льготных справок - липовых по сути, но с настоящими печатями, поставили на поток». Животрепещущую тему затрагивает и другая публикация: «В некоторых вузах количество заявок на внеконкурсный набор превышает число бюджетных мест, и льготники не дают поступить даже абитуриентам со стобалльным результатом ЕГЭ, передает канал "Вести". По закону вуз обязан зачислить "льготных" абитуриентов. Но у них зачастую плохие результаты по ЕГЭ, нет никакой гарантии, что они смогут учиться в вузе... "Вуз должен провести среди льготников конкурс и решить, сколько мест может выделить для такой категории", - предлагает Сергей Игнатьев, начальник отдела высшего профобразования и федеральных университетов Рособразования. Но закон такой возможности не дает, возражает ректор МГЮА Виктор Блажеев» (с того же сайта
Новости NEWSru.com).
Самый из-умительный (в почти что исконном значении этого слова) выход из созданной с такими нечеловеческими усилиями ситуации детально и красочно расписан большим и очень важным человеком - помощником главы Рособрнадзора Сергеем Шатуновым: «"Допустим, на 20 мест претендуют 100 человек. Вчера этот список из 100 человек появился в приемной комиссии и на сайте вуза. Абитуриенты распределены в нем по количеству набранных баллов. Первые 20 - главные кандидаты на зачисление, у них самые высокие баллы. Если бы все они принесли подлинники, вуз зачислил бы их и закончил набор", - говорит он. "Допустим, из первых 20 человек подлинники принесут десять. 4 августа в приказе на зачисление будут их фамилии. Еще десять, которые не представили подлинники, из кандидатов выбывают. Остается 80 человек - на десять свободных мест, - продолжает чиновник. - 5 августа вывешивается второй список десяти кандидатов с самыми высокими баллами и резервный - в нем 70 человек. К 13 августа вторая десятка должна принести подлинники. Не принесли - место свободно для резерва. 21 августа - последний приказ о зачислении"». Как считает автор заметки, опубликовавший это откровение, «В Рособрнадзоре уверены, что такая методика набора покажет, какие учебные заведения достойны высоких строк в рейтингах. Лучшие наберут абитуриентов в первой же волне». Скажу честно, и я, грешный, попался в эту нервотрепку - одна из выпускниц (набравшая ни мало, ни много, а так себе - двести сорок два балла) «дергалась» (разумеется - вместе со всей семьей! То-то я смотрю: из аптек стали тихо исчезать успокаивающие и обезболивающие средства) аж до самого вечера 23 августа, причем, как выяснилось позднее - перед нею были почему-то лица с более низкими, чем у нее, «балльными показателями». Так вот, оказывается - с какою благой целью («Продлись, продлись, очарованье...») все это задумывалось - чтобы люди не теряли бодрости духа, не расслаблялись, были в форме... Опять же - забота о здоровье оставшегося в живых населения! Как тут не сказать слова безмерной благодарности!? Очень просто: не сказать, и - все тут!
«Это как же, ..., извиняюсь, понимать?»
Поступление в вузы в этом году, насколько можно понять, регламентируется соответствующим «
ПОРЯДКОМ ПРИЕМА ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД», утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 396 от 26 дек. 2008 г. и чуть более поздним (подписанным тем же самым министром А. Фурсенко и зарегистрированным Министерством юстиции РФ 18 марта 2009 г. за № 13528) Приказом Министерства образования и науки РФ № 58 от 24 февр. 2009 г., который имеет весьма громоздкое название: «
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 396 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД», опирающимися, в свою очередь (и не имеющими права ему противоречить), на Федеральный закон «
О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ныне действующей редакции Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-ФЗ, от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ).
Упомянутый Приказ № 58 внес некоторые изменения в предшествующий Приказ № 396 "
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД" от 26 дек. 2008 и, в частности, вот этот пункт: «3.4. Прием граждан с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других) может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка» (отметим, что речь о внеконкурсном поступлении означенных лиц впрямую не идет, однако в предшествующей редакции формулировка была чуть-чуть иная: «Граждане с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие)
могут участвовать в конкурсе как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний»). Так вот где спрятался этот самый конкурс, к которому теперь призывают (см. первый абзац нашей писанины)! А зачем, собственно, его было отменять? - Для равных возможностей! - Для равных возможностей?
В сохранившей силу части
Приказа № 396 есть специальный раздел (п. 8 ч. I), трактующий о лицах, принимаемых в вузы вне конкурса, в котором перечислены:
«*дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
*дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
*граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
*граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным...
*военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет...
*граждане других категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации»
За одним очень небольшим исключением этот перечень буквально соответствует ч. 3 ст. 11 (частично - ч. 3.1 и ч. 3.2) Федерального Закона 125-ФЗ «
О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и это исключение, как ни странно - как раз те самые «граждане других категорий»... Но вот этих самых других категорий в полном виде найти так и не удалось. Есть отдельные списки, касающиеся
лиц (и их детей), пострадавших в результате техногенных катастроф (и, разумеется - принимавших участие в ликвидации последствий этих катастроф), а вот в вопросе ознакомления с остальными категориями образовался некоторый пробел, который очень хотелось бы восполнить. Не стоит забывать, что мы сейчас говорим о лицах, обладающих правом поступления вне конкурса, а не о лицах, которым предоставляется преимущественное право на поступление в вузы, речь о которых также идет в ч. 3 ст. 11 ФЭ-125 и в Приказе № 396! Но уж если обратиться к соответствующим формулировкам, касающимся этих лиц, то в Приказе № 396 опять-таки всплывают неизвестные ФЗ-125 «граждане других категорий»! Прямо - наваждение какое-то! Буду крайне признателен и безмерно благодарен тем, кто найдет в размещенном по указанному интернет-адресу тексте ФЗ-125 этих пресловутых «граждан» (если найдете в печатном тексте Закона - еще лучше, но тогда для успокоения общественности прошу дать точную ссылку на издание с указанием страниц и строк)! Может быть у меня плоховато со зрением? Или с каким другим органом? С нетерпением жду и перечитываю интернет-версию.
«Если на клетке слона увидишь надпись “буйвол”...»
Хорошо, если инвалидность I и II групп (а именно эти группы поименованы в ФЗ) можно, как оказалось, получить вот так запросто - на время (если обратиться к вездесущему и всезнающему интернету, то вдруг появляется: «
Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления первой группы инвалидности: * неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц; * неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц; * неспособность к ориентации (дезориентация); * неспособность к общению; * неспособность контролировать свое поведение... Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты. Категория “ребенок-инвалид” устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет») и с «реальностью» справок все в порядке («
В Федеральном медико-биологического агентстве уверяют и успокаивают: все инвалиды подлинные, и нечего раздувать проблему. А руководитель агентства Владимир Уйба считает, что тему раздувают те, кому невыгоден ЕГЭ, кто потерял на новых правилах поступления в вуз немалые деньги. «Мы проверили 29 регионов, - рассказал Владимир Уйба. - Проверили 29 субъектов по выдаче справок. Проверили Краснодар, проверили Оренбург, проверили Москву. Ни одного, ни одной подложной справки мы не увидели») попытаемся понять, сколько же в самом деле может быть «внеконкурсников»? Для начала припадем к самому главному и очень даже
официальному источнику: «[КП]- Но спрогнозировать, что будет вал льготников, было нетрудно. Мы в "КП" еще в апреле писали о том, что у нас 137 категорий льготников. И что, похоже, все места в престижных вузах займут льготники и олимпиадники...
[А. Фурсенко] - Вы знаете позицию министерства: мы последовательно выступаем за упорядочение льгот. Мы должны создавать условия, при которых ребята могли бы, независимо от их состояния здоровья, от того, где они живут, получать один и тот же уровень образования. Неправильно идти по пути предоставления льгот!». Как лихо и со знанием дела ответил на каверзный вопрос недаром столько лет занимающий свой пост министр! Как все гладко и «политкорректно»! А Приказы, подписанные тем же министром? А, впрочем, ладно, идем дальше. Самое главное: появилась цифра - 137 категорий льготников. Уже хорошо. Есть повод поупражняться в арифметике и сравнить численность «законных» и невесть откуда взявшихся категорий. Запомним - публикация беседы датирована 30-м июля многострадального 2009 года. Идем дальше и... оказывается, неделей раньше была опубликована несколько отличная информация об этой самой численности (статья «
Рособрнадзор хочет сократить список льготников при поступлении в вузы»): «Рособрнадзор настаивает на сокращении перечня категорий россиян, имеющих право на льготы при поступлении в вузы, и надеется, что осенью соответствующий законопроект будет рассмотрен Госдумой. В настоящее время льготами при поступлении в вузы пользуются 153 категории граждан РФ» (выделено мною, а
здесь - приведено в другой редакции: «В России сейчас более 150 категорий льготников, которым положены различные «послабления» при поступлении. Вне конкурса в вузы могут поступить дети-сироты и инвалиды, участники и инвалиды боевых действий и ряд других категорий граждан. Им достаточно получить минимальный положительный балл на ЕГЭ, по-старому - «тройку», чтобы иметь все шансы быть зачисленными в вуз на бюджетной основе»). Еще одно упражнение, но уже - не для простой арифметики. Теперь - задача посложнее: надобно понять, где же «настоящая цифра». Сомневаться в словах самОго, horrible dictu (а еще страшнее - не сказавши подумать!), так сказать, сАмого, не возразившего против названного корреспондентом числа, как-то боязно... Скорее всего - писарь в штабе что-то напутал. Ведь, скажите на милость, не может же такого вот, например, быть на самом деле: министр с сожалением констатирует падающую численность выпускников в этом году, по сравнению с недавними временами - «
Вследствие демографического провала: миллион триста тысяч выпускников 11-х классов было в 2006 году, в этом году - менее 900 тысяч, в 2012 году - 730 тысяч. Это означает, что уже в этом году большое количество вузов останется без студентов», а на другой странице того же самого официального сайта скромно вывешена совсем другая цифра: «
В апреле, мае и июне 2009 года ЕГЭ сдавали 995 295 выпускников школ 2009 года и выпускников прошлых лет (в 2008 году - 1 095 781 чел.), доля выпускников текущего года от общего количества участников ЕГЭ составила 93,9%», с учетом которой несложные подсчеты дают численность, превышающую помянутые министром 900 тысяч (она же приводится и
здесь)... Но это - так, к слову... Нельзя же ко всякой щепке придираться, когда такой лес в расход пошел...
Но вот неясность с численностью «льготников» все же остается. И откуда их столько? Узнать бы! «...До первой звезды - нельзя! Ждем-с!».
«О сколько нам открытий чудных готовит...»
О тенденции к расширению возможностей внеконкурсного поступления может свидетельствовать
исключение не успевшим выветриться из памяти Приказом № 58 из текста п. 71 своего предшественника выделенных слов: «Зачисление должно проводиться
на основании результатов конкурса после завершения вступительных испытаний, в том числе дополнительных вступительных испытаний, и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий» (аналогичное упоминание о конкурсе, вроде как бы уже и ненужном для поступления удалено и из
п. 79 Приказа № 396, однако, по совершенно непонятной причине осталось в
п. 81... Может быть в интернет-версии допущены опечатки в этих ключевых местах? Или я опять что-то пропустил? Покорнейше прошу «помощь зала»!
Как тут не вспомнить, основательно напрягшись, интересные предложения, прозвучавшие в
Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина, датированном 17 апр. 2006 г.: «...внести поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании", устанавливающие категории граждан, которым предоставляются льготы для поступления в высшие учебные заведения на бюджетные места. В частности, к таким категориям граждан, могут быть отнесены дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, дети из сельской местности; участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу по призыву и контракту; лица, пострадавшие от террористических актов. Для подростков из малообеспеченных семей нужно предусмотреть бесплатное обучение на подготовительных курсах. В целом, как представляется, речь может идти о восстановлении в несколько модернизированном виде существовавшей ранее системы льгот для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Необходимо также расширить внеконкурсный прием в вузы победителей олимпиад и других категорий граждан с высокими творческими достижениями». Заметим, однако, что речь мягко ведется о льготах, а не о внеконкурсном поступлении, но вот, когда дело доходит до дела...
«...Как у вас сажают брюкву? С кожурою или без?». В качестве десерта...
По поводу «веерной рассылки» копий документов в неограниченное количество вузов - что тут сказать... Единственным, как мне кажется, препятствием, сдерживающим буйную фантазию абитуриентов на этом пути был пункт 35.1 Приказа № 396: «35.1. При направлении документов по почте поступающий к заявлению о приеме прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих его личность и гражданство,
нотариально заверенные ксерокопии документов государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ, а также иные документы, предусмотренные настоящим Порядком». Как можно было догадаться выделенные слова исключены Приказом № 58. Не надо тратиться на нотариуса! Достаточно потратиться на сами ксерокопии...
В качестве «утешительного приза», самИм, так сказать, сАмым, предусмотрен вот какой ход: «
Я уже сказал моим коллегам-ректорам, что мы рассматриваем возможность зачисления на первый курс большего количества ребят, чем предполагалось первоначальным планом приема. Сейчас мы готовим для этого юридические основания. Но с тем чтобы после первой сессии произошел отсев и остались те ребята, которые лучше подготовлены и больше нацелены на учебу, причем независимо от того, по каким основаниям они поступили: ЕГЭ, вузовская олимпиада или иная льгота». Вот уж спасибо, так спасибо! Огромное такое, вот такой ширины и вот такой вышины! И это - с учетом того, что не так давно (в конце прошлого учебного года) ряд вузов в связи с кризисом «прошелся по кадрам», в результате чего эти самый кадры как-то уменьшились (а в некоторых вузах - вместе с зарплатами для остальных)... Теперь же - на уменьшенное количество преподавателей «вешать» увеличенное число студентов. Тоже выход - на безрыбье...
К самим студентам. Хорошо, допустим, «вычистили» тех, кто не совсем «справедливо» (ах, эти равные возможности...) занял место (уже тогда было понятно, что - чужое) на студенческой скамье. И что дальше? Кто-то осмелится извиниться перед тем, чье место этот «проныра» занял и, восстановив справедливость, предложить ему зачисление? Или, в случае, если он был вынуждены уйти на платное отделение, ему вернут выброшенные «за того парня» деньги (не всегда уж такие и лишние)? Или есть еще какие-то способы сатисфакции?
Коррупция в вузах при поступлении побеждена. Отменой самого поступления. Порождено что-то, чему еще некоторое время не найдется название. Но шок скоро пройдет и ЭТО как-то останется в истории. А люди? Те, по кому ОНО прошлось? Кто разуверился в самой возможности реализации справедливости на таком уровне? «Все говорят: Нет правды на земле. Но правды нет - и выше!»... Понятно, что их не так уж много, не миллионы, не сотни тысяч... Но неужели эти ласково называемые недочетами промахи нельзя было предусмотреть? Оправдана ли была спешка? Оправдан ли сделанный на высоком уровне вывод «
уровень образования сегодня, к сожалению, очень низкий» могущий быть расцененным ни больше, ни меньше, как упреком учителям? Вопросы, вопросы, вопросы... Неужели кто-то ответит и удалится от мирских дел (без права занимать руководящие должности на ... лет)? Но это же нам - не при царском режиме! Трудно, очень трудно (но - хочется, очень хочется!) представить в заоблачных фантазиях «современный» вариант со школы изветсной картины «Меншиков в Березове» с отверстием на месте головы главного персонажа, заполняющимся регулярно сменяющимися (вот вам и равные возможности!) историческими персонажами из хорошо и до кома в горле известного нам периода отечественной истории. Но это - так, к безответному вопросу об ответственности...
Спасибо за внимание!