На днях по всей сети разнеслась "
весть" о высказывании министром культуры РФ А. Авдеевым
личной позиции по вопросу о плакатах времен Великой отечественной войны, которые московские власти предполагают вывесить для всеобщего обозрения к юбилею Победы. Смысл "вести" выражался фразой "
Министр культуры назвал Сталина палачом". Судя по
расшифровке аудиозаписи выступления А. Авдеева в эфире радиостанции "Эхо Москвы", так оно и есть: "
А. АВДЕЕВ - Я категорически против того, чтобы развешивать плакаты. Сталин - палач, Сталин виноват в том, что наша страна потеряла почти целый век в своем развитии, пошла не туда. Сталин загубил миллионы жизней в ходе репрессий и миллионы жизней в ходе войны, потому что он неправильно начал войну, проспал ее, дипломатически проиграл начало войны, и он несет полную ответственность за первые два года поражений". Некоторую пикантность ситуации несомненно добавляет то обстоятельство, что ведущий передачи -
А.А. Венедиктов - долгое время работавший в одной из московских средних школе преподавателем истории (причем, насколько мне известно - очень даже неплохо работал: качественно работал, с душой), сохраняя "формат беседы" не стал комментировать это высказывание, оставаясь "просто журналистом", берущим интервью.
Тема "военных плакатов" проявляется уже достаточно долго - долго для того, чтобы ее предмет и дальше оставался в тени... Может быть проще было бы для внесения ясности и предотвращения "нежелательной реакции" где-то разместить репродукции "спорных" плакатов? Я пока не смог в сети найти подобной странички. Буду рад, если кто-то мне в этом поможет. А пока попробуем самостоятельно предположить - что же именно подразумевалось под выражением "плакаты со Сталиным" и что могло вызвать столь бурно-неоднозначную реакцию... В Интернете, к счастью, есть несколько сайтов (Давно.ру, ссср.narod.ru, savok.name и др.), которые размещают на своих страницах "наглядную агитацию" тех далеких лет - "чтобы помнили...". К материалам этих самых сайтов мы и обратимся.
Итак. Будет ли принимать участие во всенародных торжествах по случаю 65-летия Победы в Великой Отечественной войне вот такой плакат?
Или же "из-за Сталина" его "не разрешат"?
На мгновенье отвлечемся от животрепещущей темы и окунемся в недалекое прошлое. Наверняка многие помнят вот эту фотографию:
(которую совсем не стоит путать вот с
этой). Однако по какой-то причине менее известна вот эта фотография...
...хотя, скорее всего, по времени создания они отстоят друг от друга не очень значительно (в чем убеждает
другой вариант фото 5+5 (сидящие+стоящие), размещенный
вот здесь - обратите внимание на четкие идентифицирующие признаки помещения - прямоугольную вентиляционную решетку над деревянной обшивкой стен и детали самой этой обшивки). Может быть фото-5+5 "с обрезкой" в отличие от фото-10 было специально сделано "без портрета" и его оригинал бесполезно разыскивать в архивах? Некоторая вероятность сознательного создания такого "фокуса" - "фото в узком кругу", конечно, есть... Хотя, с другой стороны, такой вариант не согласуется не только со значительным "обрезанием" фото чуть-чуть "по живому", но и с контекстом эпохи. Но если попробовать "грубо" совместить по вертикальной оси угол кабинета обеих фотографий и подобрать масштаб изображения по расстоянию между горизонтальными линиями на обшивке стен кабинета, то положение линии вертикального "обрезания" обретает гипотетическую идеологическую основу):
Впрочем, даже если это и так, нам ведь не привыкать... Ведь что-то "похожее" тем, кто давно "родился в СССР", довольно-таки хорошо знакомо:
(варианты картины "В.И. Ленин провозглашает советскую власть" художника
В.А. Серова в
версиях 1947 и 1962 годов, вполне объяснимых "по-советски" заменой фигуры за спиной Ленина в условиях изменившегося контекста эпохи).
Вернемся к нашей теме - плакатам времен войны.
Может быть вот это стало неоднозначно трактуемым камнем преткновения:
А если попробовать десятилетиями хорошо знакомый и вполне понятный способ "замазать"?...
Прекрасно помню один из "поздне-застойных" учебников истории СССР, в котором вот эта фотография ("Ленин, Калинин и Сталин на VIII съезде РКП(б) в 1919 году")
была обрезана слева и превратилась в фотографию "Ленин и Калинин на VIII съезде РКП(б) в 1919 году".
Никто, правда, тогда не вспоминал, что сама эта "тройка" была в свое время выстрижена (и замечательнейшим образом отретуширована в плане однотонности фона) из другой фотографии, на которой, к несчастью для исторической памяти оказались в числе прочих "не те кто надо":
Или же министр культуры имел в виду вот эти плакаты (
1,
2,
3)? Собирались ли именно их вывесить ко Дню Победы?
Интересно, плюс ко всему вышесказанному - а вот такой плакат
"сегодня" будет выглядеть неполиткорректно?
Итак, вопрос один - что детям-то в школе говорить? Какие будут указания?
(Варианты "выиграл палач" и "выиграл народ, руководимый палачом" - сразу прошу не предлагать!)
На самом деле напрашивается простой выход - требуется разумное и толковое объяснение того самого не раз упоминавшегося "контекста эпохи" вместо очередной драки и навешивания ярлыков. К тому же никак не следует забывать, что речь идет не только о "правде жизни", но и о художественных образах (и вряд ли стоит торопливо и огульно объявлять все художественные образы враньем, лучше постараться их понять...). Ведь в такой потасовке ничего не смогут понять как раз те, кому память об этой Победе и умение понимать те самые образы сегодня нужнее всего - те, кто сейчас, с нашего молчаливого попустительства, формирует свою личность на развешиваемых, к стыду стариков,
где попало и как попало "георгиевских" ленточках и соревнуется в том - у кого она дольше провисит: дотянет до следующего праздника или не дотянет? Дотянет ли превратившаяся своими крайностями в предмет для насмешек "
память и гордость" до обмена? До ежегодного
обмена старой "
гордой памяти" на
новую, чтобы можно было гордо, напоказ всем остальным (которые, видимо, не помнят и не гордятся), "помнить" и дальше? Что помнить-то?... Знаменитейший
циничнейший анекдот "про память и командующего
2-м Белорусским фронтом"? Неужели же нельзя просто,
без всякого шума взять и, например, почитать умные книги, или поговорить с умными людьми, или хотя бы научиться отличать правдивые высказывания от неправдивых по качеству аргументации или постараться понять и прочувствовать "контекст эпохи"?