Эта история случилось на самом деле в колумбийском городе Сукре. Друга будущего писателя Гарсиа Маркеса зарезали братья девушки, которую он, якобы, обесчестил. Девушку вернул в родной дом ее оскорбленный жених.
История поразила Маркеса, но опубликовал он ее через три десятилетия, когда основные действующие лица уже ушли в мир иной. Великий гуманист, милосердие которое мало кому понятно. Но это великое милосердие и величайшая осторожность. В этом я вижу понимание Истории и Безвременья, послание о чЕЛОВЕКЕ.
Принято идеализировать провинциальные городки. С первых кадров фильма, снятого по произведению Гарсиа Маркеса, мы видим, что принять этот мир можно только в одном случае - если под подушкой у тебя заряженный револьвер. Так спит Сантьяго Назара, так всегда спал его отец. Но в тот день, когда его убили, он разрядил револьвер.
Click to view
Очевидно, для Сантьяго это было ритуальным жестом. Он ждал встречи с церковным иерархом. Эта встреча была для него важна. Почему? Возможно, этот эпизод даст нам отправную точку.
Христианское учение вводит так называемую стрелу времени, стрелу исторического развития. Человечество развивается, человек растет, избывая грех, приближается к богу - учит христианство. Нет, не растет - всей своей жизнью показывает провинция. Которая живет в цикле, во временной петле, где все возвращается в исходную точку. В таких городах ничего не меняется, с первых минут узнаем мы из диалога друга Сантьяго с местным жителем. Ничего и никогда. Такие города - часть природного цикла. А люди в них подобно зверям?
Так же мимоходом, из диалога, мы узнаем, что церковный иерарх терпеть не может этот город. Но весь город делает вид, что эта встреча важна для них. Вот они выстроились на пристани, подходит пароход, но.... не останавливается. Более того - проходя мимо пристани, обдает горожан струей пара! И тут мы видим, что только Сантьяго Назар воспринимал серьезно предстоящую встречу. Все с шутками расходятся и только Сантьяго пришел в бешенство. Сила его негодования равнялась величине его обманутых ожиданий. Здесь он контрастирует сразу со всем городом. И в дальнейшем нам не надо искать никаких дополнительных причин того, что все от него отступились. Он со всей очевидностью является "белой вороной". В зоосоциумах принято заклевывать таковых.
Мы можем попробовать разгадать его сон, в котором он видит себя вязнущим в болоте. А пикирующие птицы обдают его своим пометом. Город - это болото. С трактовкой помета я не уверен, но если попытаться соотнести слова всех действующих лиц с их действиями, то их слова не стоят больше помета. К примеру, мать служанки заявляет, что Сантьяго никогда не дотронется до ее дочери. И тут же отправляет дочурку открыть дверь Сантьяго. Чем тот и пользуется для того, чтобы "прикоснуться" к девушке. И так на каждой минуте повествования.
Итак, что же произошло в тот день, когда Сантьяго разрядил свой револьвер? Весь город обсуждал его предстоящее убийство. Братья Пабло и Педро Викарио рассказали о своих намерениях всем, кому смогли. Несмотря на весь свой брутальный вид, они ведут себя довольно инфантильно. Возможно даже, они ждут, что их кто-то остановит? Все обсуждают их план, кричат о том, что Сантьяго надо предупредить, что братьев надо остановить. Полиция в курсе, в курсе буквально весь город. Но братьев никто не останавливает. Все, кто собрался на центральной площади, чтобы покричать "Сантьяго, беги!" и посмотреть, как братья расправляются с Сантьяго - все знали о предстоящем убийстве и создали большой круг, из которого выйдет только победившая сторона. Они создали гладиаторов, чтобы насладиться смертельным боем.
С этого момента эта история является для меня самой выразительной иллюстрацией тайны Истории с большой буквы. Сообщество без идеалов, находящаяся в стороне от исторического процесса, состоит из индивидуумов, зафиксированных на своих привычных страстях. Кому-то, вроде матери Сантьяго, которая закрыла дверь перед сыном за секунды до его смерти, дороже всего покой. Кто-то живет исключительно похотью. Кто-то чревоугодием, кто-то властолюбием, кто-то как жених Сен-Роман - тщеславием. Подчиняясь этим страстям, каждый жертвует каждым. Сообщества нет.
Сейчас много говорят о Ювенальной Юстиции. Но ведь это очевидная болезнь народов, отпавших от Истории! На центральной площади города, где живут чЕЛОВЕКИ, можно публично отнимать детей. Только не сразу у всех, а по очереди. Чтобы те, кого в настоящий момент минула сия чаша, могли дома выпить пива и насладиться снятием напряжения "слава богу, в этот раз не у меня отняли!". И так до того момента, когда придет его черед стоять на площади, пытаясь удержать свою дочь и получать от охраны удары резиновой дубинкой. А древних схем поведения, различных кодексов, которые бы заставили его защищать младшее поколение сообщества, у такого человека уже нет.
Смерть СССР была объявлена, все понимали что происходит именно убийство. Десятки действовали. Но многие говорили ровно столько, чтобы самому не начать действовать. Ибо слова их стоят не дороже птичьего помета.
Сейчас объявлена смерть семьи, смерть экономики России и самой России. Уже есть те, кто открыто оформляет все эти смерти, "точит ножи" и хвастает на каждом углу. Для большинства наших обкрадываемых сограждан им не надо строить тюрьмы. Надо всего лишь сочинять фантастические самоуспокоительные мантры. А любого, кто в эти мантры о благе свободной экономики или о милосердии запада не верит, наши сограждане сами выведут на площадь и столкнут с более или менее талантливым инфантилом. Дружно и слаженно.
Нет сомнений, что любое фашистское общество будет использовать описанный Маркесом механизм для создания ультранепроницаемых перегородок между стратами общества. "Выделываешься"? - на площадь! Подобная и другие машины смерти сейчас будет работать интенсивнее, чем в первой половине 20 века. Фашистскую верхушку прокормит и малая часть населения. А посему, если общество поставит себе такой самодиагноз, сейчас это должно по настоящему пугать.
Показанное автором сообщество ужасно, но Маркес не дает рецептов исправления ситуации. Правда есть люди, кто этими рецептами владеет. Но поговорим об этом в следующий раз.