Меня поражает порой подарки прошлых лет. Вот и сейчас посмотрев совершенно случайно фильм 1962 года я с удивлением обнаружил замечательную, четкую картину разворачивания некрофильского типа личности. Ничего лишнего, все по делу! Напомню, о некрофилии не как о склонности заниматься сексом с трупами, а как о склонности к смерти внешне вполне здорового человека заговорил Эрих Фромм. Он довольно подробно описал этот тип личности в своей "Анатомии человеческой деструктивности". Но одно дело прочитать, а совсем иное посмотреть как некрофил действует, когда сталкивается с чем-то по настоящему живым. Всего полтора часа времени дадут больше материала для осмысления, чем штудирование труда популярного психоаналитика. Итак, как живет человек, снаружи такой живой, а внутри довольно мертвый?
https://vk.com/videos11066468?z=video-39165340_456241016%2Fpl_11066468_-2 Сразу скажу, что некрофильский тип личности довольно распространен в наше время. Это осложняет разговор, так как это почти что уже норма нашего больного времени.
Герой фильма, предположив, что его откровенность будет ключиком к психологической защите Элен, супруге известного немецкого писателя Андреаса Хартманна, рассказал историю своей жизни. Он потерял мать, а отца, насколько я понял, даже не помнит. С женщинами у него не ладилось. Однажды он испытал что-то похожее на любовь к женщине, похожей на мать. На этом все. Это и странно и не очень. Актер, играющий главного героя, французского журналиста, отправленного в командировку в провинциальный баварский городок, Альбана Мерсье, довольно симпатичный. Но время послевоенное. Многие поломаны не только снаружи, но и внутри. Получается, что им движет травма, полученная в детстве, она явилась причиной формирования некрофильского типа личности.
Но в наше время количество некрофилов в обществе столь велико, что они задают новую психологическую норму. И без очевидной травмы часто получается некрофил. Мысль не моя, это Эрих Фромм. Второй раз сославшись на этого известного ученика Фрейда, я возвращаюсь к фильму.
Не буду пересказывать его, так как надеюсь, уважаемый читатель все же найдет час с небольшим времени, чтобы его посмотреть. Укажу только на важные штрихи общей картины. Ведь повествование все же линейное. И все детали фильма расположены от нас на одинаковом удалении, так сказать. Важно выделить что-то важное, что определяет трактовку.
Итак, мы имеем дело с душевно неуравновешенным человеком. Закадровый текст раскрывает нам течение мысли Альбана Мерсье. В самом начале нам показана его истинная реакция на житейские неурядицы и даже на что-то, мимо чего мы прошли бы мимо. Он приходит домой, из крана течет вода на пол. Он закрывает. Но он просто в бешенстве. Крайняя степень бешенства с элементами самолюбования.
Выбранная им жертва пригласила домой друзей, а его, случайного знакомого, не пригласила? Это повод для смертельной обиды!
А когда он встречает пару Хартманнов, его выводит из себя гармоничность их отношений, устроенность их быта. И, возможно, то, что это сильные люди, любящие жизнь. В дальнейшем мы узнаем, что они оба в прошлом прошли через серьезные испытания. Они были на грани, но в результате не разочаровались в жизни, нашли друг друга и помогли друг другу выкарапкаться. Мне это кажется важным: любая жизненность вызывает у некрофила ненависть. Любые крепкие связи для него как вызов. Что делает Альбан? Он следует некоему плану, который он не видит целиком. Он как бы цепляется за элементы универсального некрофильского пути: понравиться - войти в доверие - найти слабую точку - подчинить - разрушить.
Элементы этого плана замаскированы даже для самого некрофила. Порой он кажется себе ангелом справедливости, порой - оскорбленным любовником, порой - он действует как бы в режиме поиска. А что будет? Но он движется от точки к точке отдавая себе отчет в том, что он именно движется. Но не желая самому себе признаться - зачем.
Мне показалось, что Хартманны поняли, что имеют дело с человеком крайне обидчивым. После сцены на озере они делают попытку поговорить с ним как с человеком. Но разумные доводы уже не действуют на молодого журналиста.
Но потом они, на мой взгляд, совершили несколько ошибок. Но главная их ошибка заключалась в том, что они не напряглись по настоящему.
Хотелось бы свои скромные мысли отделить, дабы кто-то не спутал их с мыслями Эриха Фромма или Клода Шаброля, режиссера фильма. Мне кажется, что жизнь сейчас нисколько не более безопасна, чем была тысячи лет назад. Принято говорить, что мы прошли большой путь. И вправду, нас больше не топчут мамонты и не едят саблезубые тигры. Но эти тигры теперь в головах. Хартманнам надо было начать чувствовать себя в клетке с саблезубым тигром. Вот он лег, потому что устал. А если не устал, он подходит и откусывает ногу. Как-то так...
Когда Элен могла понять, что Альбан с ней играет? Когда она заподозрила слежку. Когда эти подозрения оказались правдой, ей надо было "ступать на тропу войны". Какие разговоры? Какие увещевания? В ее жизни случилось нечто страшное, пострашнее, чем уличный гоп-стоп. По результату так. А по реакции... Она пытается действовать обманом. Это нормально. Но когда она пытается взывать к чувству некрофила, она должна понимать, что таким образом она только разжигает у него аппетит. Он может разрушить жизнь Андреаса Хартмана? "Замечательно!"- кричит некрофил.
Мне кажется, что режиссер подметил одну важную черту. Некрофил сохраняет детские черты. Это позволяет ему долгое время не замечать конечного результата своих действий, нравиться взрослым людям, хорошо видеть их слабые точки. Полагаю, надо учитывать, что некрофил порой видит в вашем внутреннем мире больше, чем вам того хочется.
На это уходят все его силы. Соответственно, он, очевидным образом, не талантлив. Работа, результат какого-то творческого труда для него далеко не самое важное.
Но режиссер не дал никаких рекомендаций. Что же делать?
Мне кажется, что самое главное что должно случиться со всеми нами - это строительство нового общества, где некрофилии просто не будет места. Общества, где развиваются самые лучшие черты каждого человека. Очевидно, что криминальный капитализм - это не пример такого общества. Но до построения этого общества еще надо дожить, не так ли? А чтобы это случилось, нам придется начать разбираться в подобных вещах, как некрофилия, замечать людей, которые служат смерти, стремятся к ней. Возможно, фильм "Око лукавого" откроет для кого-то этот феномен. Поверьте, это довольно распространенный феномен. Приятного просмотра!