Предыдущая глава
Футбол ГУНЫ GUNA
16.03.2003.
Понятия ГУНА возникло в рамках древней индийской ведической философии. Гун имеется три. Это как бы виды-состояния энергетики живой и неживой природы:
ТАМАС - гуна невежества
РАДЖАС - гуна активности
САТТВАС - гуна добродетели
Всё сущее в мире обладает различными комбинациями сих трёх гун.
Подробно расклад по гунам дается в индийской ведической литературе, включая и Бхагавадгиту.
Ошо также уделяет гунам в некоторых своих лекциях достойное внимание.
Мы же дадим соотношения индийских гун с китайскими инь-ян и системой чакра, по ходу проясняя и суть понятия «гуна», [ибо в главе «
Конфуций и Дао» нашей книги
"Письма из зоны Сэкай” мы как раз и начинаем оперировать сим термином]
Библейское о сотворении БОГом всего сущего есть эпизод разделения на два начального 1 (Логоса): «и разделил Господь свет и тьму». Это и есть выделение БОГом двух своих сущностей-духов: инь и ян, Женское и Мужское, Вода и Огонь, Идзу и Мидзу.
Соотношение в разных религиях высших духов (Богов) см. в будущей главе «Имена Бога». Мы же остановимся здесь лишь на сравнительном анализе двух противоположностей инь и ян с гунами. При этом надо учитывать, что в теории всем известных двух инь и Ян уже присутствует незримо третья составляющая - Дэн. Если в монаде тайцзи инь - это темная «рыбка», а Ян - светлая, то Дэн - S-граница-контакт-борьба двух противоположных духов-стихий, контакт воды и огня, единство и борьба мужчины и женщины.
Соотнося с гунами, получаем:
ТАМАС = ИНЬ
РАДЖАС = ЯН
САТТВАС = ДЭН
Развитие идёт по цепочке тамас - раджас - саттвас.
Если искать аналогию в живом мире, то растительный мир (тамас) - без эмоций, без движения - порождает животный мир (раджас), обладающий низшими чувствами и активностью. Мир людей, питаясь обеими мирами рождает в себе всё больше и больше гуну саттвас, достигая увэй (недеяния), бесстрастности (выжигая в себе животное, эмоциональное, огненное начало) и обретая просветление , где гуна саттвас полностью преобладает.
И сам человек проходит сие три стадии роста на протяжении жизни.
Детство - период невежества. Став взрослым человек имеет возможность реализовать своё активное начало. И старость даёт понимание жизни - саттвас.
Всё, окружающее нас, как и стихии
у-син, в контакте с человеком, напитывают его соответствующими гунами. Это и пища, которую также можно соотнести с соответствующей гуной. Пример: консервированное мясо, чеснок, соль-тамас-пища невежества; свежее мясо, помидоры перец - раджас; яблоки, мёд, орехи, молоко - саттвас. "Скажи что ты ешь, и я скажу кто ты".
Это и книги (скажи что ты читаешь, и я скажу кто ты), фильмы - ясно, что боевик несёт гуну раджас, порнография - тамас (садо-мазо - смесь невежества и агрессии). Это и твоё окружение: люди мира потребления напитаны тамас (сырец-человек - тамас конкретный), люди мира созидания активны - раджас, а духовный мир - напитывание саттвас, с выжиганием остатков гун тамас и раджас (см. "
Лестница Якова").
Следующая глава
Черчилль