Драгоценная жемчужина древнерусского зодчества Храм Преподобного Симеона Столпника расположен в том месте, где Поварская улица под острым углом вливается в Новый Арбат.
Храм относится к типу бесстолпных храмов, которые в Москве стали возводиться с середины 16 в. Их именовали "огненными", поскольку верх храма декорировался рядами кокошников, на которых поставлены узорчатые барабаны с небольшими луковками куполов, напоминающих языки пламени.
Храм небольшой и очень выразительный по своему архитектурному образу.
Он сложен из кирпича, но его стены всегда оштукатурены и побелены.
Внешнее убранство этого храма просто и незатейливо: гладкие белые стены с небольшими окошками обрамлены наличниками, ажурный шатер колокольни с арочными проемами, перспективный портал. Но в тоже время здание выглядит нарядным.
Впервые храм святого Симеона Столпника упоминается в архивных документах 1624-1625 гг., но именуется он по главному престолу храмом Введенским, что за "Арбатскими воротами, в Поварской улице". Местность, где был сооружен храм, была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного двора: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники и пр. Память об этом сохранилась в названиях улиц и переулков между нынешним Арбатом и Большой Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Слобода царских поваров была богатой - к 17 столетию в ней значилось два храма. Поварская улица возникла на месте известной с 12 в. древней Волоцкой дороги, ведшей в Волоколамск и Новгород, это была своего рода "правительственная трасса". По ней возвращался из Новгорода в Москву в 1471 г. Иван Третий, а в 1572 г. - Иван Четвертый Грозный
Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании. Но в документах это название закрепляется с 18 века.
В 1676-1679 гг. Храм основательно перестроили на средства казны по указу царя Федора Алексеевича. Помимо придела преподобного Симеона Столпника в церкви появился придел во имя святого Николая Мирликийского, он был освящен в 1715 г. В 1735 г. этот придел "рачением" князя Ивана Андреевича Голицына в память его усопших родителей был перестроен, а в 1759 г. переосвящен во имя святого Димитрия Ростовского. Как и многие другие постройки Москвы, храм пострадал от пожара 1812 г. и вновь был восстановлен.
Храм преподобного Симеона Столпника был популярен среди москвичей как место венчания. В 1801 г. здесь состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний - графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Венчание было тайным, хотя все равно наделало немало шума в высшем свете. В 1816 г. в храме Симеона венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина. Здесь бывал М.Ю. Лермонтов, он жил в доме на Малой Молчановке, что неподалеку от храма. Прихожанином церкви Симеона Столпника в последние годы жизни был Н.В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 г.
Внутри храм устроен в виде квадратной палаты, алтарь отделен каменною стеною с тремя пролетами. До революции своды и стены покрывала масляная роспись, в нем были резные иконостасы и киоты. Но все это бесследно исчезло, после того как в советское время храм закрыли. Пропали и колокола работы мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630-1688), основателя знаменитой династии литейщиков. Была снесена красивая ограда храма.
Существует версия, согласно которой закрытие храма связано с именем Федора Ивановича Шаляпина: священники храма отслужили панихиду по великому русскому певцу, и власти сочли это контрреволюционной акцией. Это вполне могло быть поводом для закрытия храма, хотя документально такой факт не подтвержден.
22 сентября 1938 г. постановлением Краснопресненского райсовета "здание бывшей церкви" было передано Райпромтресту. Затем использовался для самых разных целей: в нем был склад товаров, потом мастерская "Мединструмент", а с 1968 г. - Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.
По плану реконструкции Москвы 1960-х гг. храм Симеона Столпника должны были снести, чтобы дать место широкому проспекту, олицетворяющему собой новую, социалистическую Москву. Храм не только мешал прокладке трассы, но по своему художественному облику был чужд советской архитектуре. Однако архитекторы и московская общественность отстояли этот шедевр древнерусского зодчества. Более того, они добились постановки его на государственную охрану как памятника старины и его реставрации. Так храм получил новую жизнь.
В 1965-1966 гг. в храме была проведена реставрация. К этому времени памятник уже был сильно разрушен: снесены барабаны и купола, здание было покрыто двускатной железной кровлей, на колокольне разобраны ярус звона, шатер, уничтожена апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, уничтожено убранство интерьеров.
В результате реставрационных работ специалисты разобрали пристройки, снесли элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, сняли культурный слой до уровня 17 в. Были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, воссозданы два яруса кокошников, поставлены барабаны и купола, достроен шатер колокольни. Реставраторы также придали первоначальные формы оконным и дверным проемам и вернули их декоративное обрамление. Многое пришлось восстанавливать на основе архивных фотографий. Единственное, что советские власти не позволили сделать реставраторам, это установить кресты.
Прошло еще три десятилетия, прежде чем храм был возвращен общине верующих. С 1991 г. в нем возобновились богослужения. С этого времени начался новый этап его восстановления, касающийся в основном интерьеров. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. Ее возвращение в храм можно расценивать как чудо и символ новой, третьей уже жизни храма. В 1996 г. храм расписала московская иконописная артель "Радость", были восстановлены и иконостасы.