Уроки самоуправления. Урок №4. «Кто за что в ответе?»

May 12, 2014 21:28

Уроки самоуправления. Урок №3. «От поселения до округа» Новая Москва, ТиНАО

Итак, на территориях, называемых городскими и сельскими поселениями или городскими округами, существует местное самоуправление, которое через выборные органы осуществляет управление этими территориями.
Вопрос - в каких пределах это управление осуществляется? Ведь уже упоминалось, что далеко не все зависит от местного начальника. С этим вопросом связано самое большое количество заблуждений и необоснованных претензий, сопутствующих взаимоотношениям населения и власти. Люди жалуются на очереди в больнице, а глава поселения только разводит руками - не его полномочия!
  На самом деле ответы просты - надо только заглянуть в закон № 131. В этом документе дан исчерпывающий список вопросов, которые полномочны решать органы местного самоуправления на разных уровнях. Одна из статей так и называется - «Вопросы местного значения» и включает в себя почти 40 пунктов. Все перечислять смысла нет, можно взять местный устав или закон и посмотреть.
 Рассмотрим самые важные. В первых трех пунктах создается основа самоуправления - формирование и исполнение бюджета, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, владение и распоряжение имуществом. Эти важнейшие полномочия мы будем еще рассматривать отдельно. Без этих полномочий остальные неосуществимы.
  Далее идут важнейшие жизненные функции - коммуникации, дороги, жилье, транспорт. Все это касательно территории поселения, например, дороги - только местные (начинаются, заканчиваются и проходят в пределах поселения), транспорт - только маршруты, не выходящие за пределы поселения.
 Далее - организация сбора и вывоза мусора, утверждение правил благоустройства, утверждение генеральных планов развития, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, создание условий для массового отдыха жителей поселения, организация библиотечного обслуживания, содержание мест захоронений и организация ритуальных услуг.
 Есть еще пара десятков полномочий, не менее важных, но связанных скорее с обеспечением и созданием условий для разного рода деятельности - от противодействия терроризму до предоставления жилья участковым полиции.
Фактически же, основными функциями, касающимися большинства населения, являются содержание автодорог и коммуникаций, муниципальных учреждений культуры и библиотек, благоустройство и организация массовых мероприятий.
Наверное, многие заметили, что в местные полномочия не входят наиболее актуальные для населения здравоохранение, детские сады и школы, спортивные сооружения. Это действительно так - на местном уровне поселения эти вопросы решать не могут, это полномочия второго уровня - муниципального района. Полномочий у района тоже достаточно, во многом они повторяют полномочия поселений, только речь идет о межпоселенческих дорогах, например, а не о дорогах населенных пунктов. Медицина, образование и спорт вынесены законом на уровень муниципального района и решаются органами местного самоуправления района, финансируются из его бюджета.
  Нужно четко понимать, что полномочия разделены по уровням и бывают местными и районными. Когда глава администрации говорит, что у него нет полномочий решать тот или иной вопрос, он, скорее всего, прав - в соответствии с законом деньги тратить можно только на то, на что есть явное разрешение. Все остальное будет являться нецелевой тратой.
Однако возможность влиять на решения района у поселений имеются, ведь органы местного самоуправления района формируются таким же путем, как и поселенческие, а, например, в Наро-Фоминском районе совет депутатов района формируется из глав поселений и местных депутатов, делегированных на уровень района. Районный уровень, как уже говорилось, не является верхним уровнем власти и не находится над уровнем поселения, местное самоуправление полностью самостоятельно в рамках своих полномочий, так же как районное полностью самостоятельно в своих.
  Еще один интересный момент. Есть сведения, что на этапе обсуждения закона предлагалось вообще не вводить районный уровень, а передать все полномочия поселениям (по таким правилам живут городские округа), но госвласть не решилась на такое радикальное обновление структуры управления в стране. Ведь тогда пришлось бы передавать и больше налогов (бюджет одной районной больницы зачастую превышает бюджет целого поселения) и давать гораздо больше самостоятельности самим поселениям.
  Впрочем, уверен, доведение до логического завершения реформы нас ждет не в таком уж далеком будущем.

Уроки самоуправления. Урок №5. «Кто платит?»

законы, местное самоуправление, Стешко Антон

Previous post Next post
Up