Мой стартующий проект отстрелил первую ступень сдал первый номер, и у меня появилось чуть-чуть времени, чтобы продолжить сии «хроники». И потому я, как обещал, возвращаюсь к вопросу построения отношений с издателем. Поскольку вопрос этот наиважнейший, то этой части надо было бы быть первой, но тут уж что выросло, то выросло…
Прежде всего, не сочтите за нескромность, предлагаю прочитать мою статью
«Беззатратное администрирование», где подробно разъяснены некоторые самые распространенные способы кидалова при приеме на работу. Статья написана несколько лет назад, но судя по тому, как часто и беззастенчиво ее пиздят все кому не лень ее переиздают всевозможные сетевые и бумажные издания - даже не подумав заплатить мне гонорар иногда забывая указать авторство, - актуальность ее остается на высоте. Впрочем, если лениво ходить по ссылкам - можете и не читать. Никаких сверхоткровений там нет, всякий волен попробовать это на своей шкуре.
Я же хочу прежде всего предостеречь коллег от метода, который в статье назван «гидравлическим» - а именно, от контор, которые на иезуитском языке манагеров по персоналу называются «фирмами с высокой ротацией кадров», а по-русски - конторами «Выеби и Выбрось» (далее - ВиВ). Первое, что вас должно насторожить, дорогие коллеги, это наличие HR-менеджера. Если найм на работу с вами обсуждает не издатель лично, а этот персонаж, то разворачивайтесь и молча уходите. Наличие в издательстве такого дармоеда означает, что контора работает именно по принципу ВиВ - в нормальном издательстве кадровик любого рода просто не нужен. HR-менеджер - это гондон на том органе, которым вас будут иметь человек, который нанимается для грязных дел, и его наличие - однозначный приговор конторе.
Кстати, это не только издательства касается.
Второй факт, который служит признаком конторы «ВиВ» - если проект на стартапе, вышел один-два номера (а то и вовсе ни одного), а вы уже не первый главред. Я с таким сталкивался не раз - когда в журнале меняется состав редакции с каждым номером. Очередная команда, выпустив номер, вылетает как «не справившаяся» - естественно, не получив обещанных денег, - и нанимается следующая, с тем же расчетом. Издатель постоянно имеет свежих, еще не выебанных полных энтузиазма сотрудников, которые рвут жопу пытаются доказать свою профпригодность, да еще и не платит им нифига - благодать! А брань на вороту не виснет. Так что заметная невооруженным глазом «ротация кадров» - однозначный повод отказаться от участия в проекте - вы непременно разделите судьбу предшественников.
Третий факт, который должен вас отпугнуть - «испытательный срок». Если вас пытаются нанять с «испытательным сроком», во время которого собираются платить гроши, и с обещанием золотых гор впоследствии - уходите громко хохоча и хлопая всеми дверями по дороге. Будьте уверены - золотые горы так и не блеснут на горизонте, а вас хотят опять же выебать и выбросить. Главред - не та должность, куда берут с испытательным сроком. Либо вас нанимают как профессионала, либо не нанимают вообще.
Еще один тревожный признак - очевидная недостаточность матобеспечения редакции. Это когда верстальщик ломает глаза на мутном пятнадцатидюймовом мониторе, у журналистов один комп на троих, главред работает на своем ноутбуке, принося его с собой, телефон один на всех - и тот в коридоре, а принтер стоит в бухгалтерии. При этом вам обещают, что ситуация вот-вот изменится - но все остается по прежнему. Это означает, что на вас пытаются сэкономить - а значит, скорее всего, первой строкой экономии станет ваша зарплата. Требуйте нормальной техники, офиса с кондиционером, отдельной телефонной линии и приличной мебели. Если вам этого не дают - то нуегонахуй, такого издателя. Либо он слишком бедный, либо слишком жадный. В обоих случаях вы пострадаете.
Надо сказать, что, в отличие от всяких мегапродажных контор типа «Евросети», которые работают по принципу «ВиВ» годами и вполне успешно, любое издательство, вставшее на это путь, обречено на довольно скорую и мучительную гибель. Дело в том, что журналисты - это не офисный планктон, который бесконечно взаимозаменяем. Если «менеджеров по продажам» можно набирать сотнями в любой подворотне, то журналист - профессия отчасти творческая, и потому число хороших специалистов конечно даже в Москве. В провинции же тем более - все журналисты друг друга знают, и кинувшее кого-то издательство быстро оказывается в изоляции. Кроме того, сама специфика издательства такова, что частая смена команды приводит к постепенному умиранию проекта - из-за отсутствия внятной и преемственной редакционной политики. Но о редакционных политиках я расскажу вам в другой раз. А пока, если меня читает кто-то из издателей - примите как факт: принцип «ВиВ», помимо своей неэтичности, просто губителен для издательства. Нихрена вы на этом не выиграете, только испортите свою карму.
Продолжение неизбежно следует…