На вебинаре народ слегка встревожился по поводу детей с ММД (ММД - минимальная мозговая дисфункция).
Потому как я - счастливая обладательница такого ребеночка, к тому же имею отношение к чужим детям, хорошим и разным, а консультироваться, как вы понимаете, с золотыми детками не ходят, мне есть что сказать по этому поводу.
Первое, что хочется отметить - это то, что ММД - легкие церебральные нарушения, которые могут и не доставлять больших проблем в дошкольном детстве (в силу образа жизни малышей), но начинают орать в полную силу на уроках в школе.
Прямо с первого класса, часто совершенно неожиданно для родителей, их симпатичный, милый, непосредственный и славный малыш превращается в чудовище. Претензии учителя - не слушает, делает, что хочет, разговаривает на уроке, не выполняет инструкции... Кошмар, в общем.
"Покажие психиатру, а лучше просто уберите его отсюда, чтобы нормальным детям не мешал!" - это самый тяжелый вариант.
Вы в растерянности - вроде ничего не предвещало...
На самом деле некоторые моменты все же сигналили о том, что "что-то не так".
Как то:
а) после рождения ребенок мало ел, мало спал, много плакал или всего этого не было, но у невролога все равно были какие-то претензии;
б) в первый год ребенок был очень неспокойным. Или наоборот - очень спокойным.
Явный симптом - поздняя речь (потом трындит запросто, но начинает часто позже, чем... ожидается :)))
Ещё один звоночек - транзиторные тики (чаще всего мигательные и быстро проходящие), но это далеко не всегда, просто на заметку.
Когда ребеночек подрастает, можно заметить у него следующие милые черточки:
в) нарушения произвольного внимания и умственная утомляемость;
Если такому ребенку нравятся пазлы или настольные игры - он вполне может возиться с ними часами. При этом просьба "Разложи треугольники в два ряда" выполняется 30 секунд, а потом ребенок падает моськой в салат начинает вопить, что он страшно устал.
Вы не поверите, но ребенок не врёт.
У таких детей при необходимости произвольных "умственных усилий" релаксационная фаза мозга наступает каждые 5-10 минут. И они перестают соображать минут на несколько - просто выключаются. А могут даже вообще не помнить, чего творили, когда в себя придут, потому что в релаксационную фазу внешняя деятельность продолжается, но нигде не фиксируется, не осознается и не запоминается (на ЭЭГ в это время мозг дает альфа--ритм).
И получается примерно так: ребенок выключился, заорал, забесился, или наоборот - затих и перестал задание выполнять (это от типа ММД зависит). Может сказать что-нибудь "не то" или сделать - и никак это для себя не отметить, без сознания.
Приходит в себя - на него все с претензиями. А он понять не может - чего это все против него. И обижается. И агрессирует даже порой, потому что когда тебя ни за что обижают, начинаешь кусаться..
Причем физически ребенок может не уставать практически никогда.
Для справки: в норме у человека релаксационные фазы при усталости наступают минут через 30-40, секунд на 10-15. При нормальном самочувствии мозг отдыхает ночью, а днем стабильно активен.
Понятно, что если с ребенком не занимались в смысле занятий (в игре эту особенность вообще можно не заметить), и умственных усилий как таковых от него не ждали, то этот симптом можно запросто пропустить.
И жить спокойно до самой школы.
А потом получить мешком по башке
г) такому ребенку очень сложно контролировать свои эмоции;
Импульсивный.
По человечки выражаясь - психованный.
Или плаксивый. Или истерит.
д) у такого ребенка наблюдается сдвиг баланса возбуждения и торможения;
По человечески выражаясь - если разбесился, остановить его может только ... медведь. Или слон. Или ковбой с лассо.
Если догонят, конечно.
Астеничный тип, напротив, затихает и боится. Всех, включая лассо.
е) при эмоциональной активации эти дети часто шалеют совершенно;
То есть к нормальному ребенку пришел Розовый зайчик в гости - ребенок мил, улыбается, стишки рассказывает. А ММДшник прыгает, аки бешеная обезьянка, и орет от радости. Стишки забывает, хороводы ломает.
Самое противное,что если на него начинают орать (отрицательная эмоциональная активация) - другой ребенок может и заткнется, а этот ещё больше ошалеет.
На него сильнее орут - он сильнее шалеет.
Копец, в общем.
Этот симптом тоже может быть стерт, так как дошколятам, в принципе, положено орать и радоваться розовым зайцам.
Но...
ё) у таких детей наблюдаются трудности перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.
Схватывает на лету, но в одно ухо влетело - в другое вылетело.
Башка дырявая.
Опять же если малыша не обучают, можно об этом не узнать, и жить счастливо до часа Х.
ж) очень часто у таких детей наблюдается нарушение обработки сенсорных сигналов;
То им шумно, то им ярко, то им воняет...
(У меня сынишка блюёт, например, если почуял запах какой-нибудь. Причем, мы ничего не чуем, а он пойдет, поблюёт, потом придет, выскажет претензию, опять сбегает поблюёт и идет дальше играть.
Мы ничего, привыкли. Ржём даже иногда.)
з) с моторикой у такого ребенка полный трындец.
Срисовать маленькие кружочки в ряд - это задача практически невыполнимая. Квадратик рядом с треугольником он срисует так, что можно приз учреждать тому, кто поймет, что он имел ввиду.
Причем на вопрос: "Ты хорошо срисовал, похоже?" , он уверенно скажет - "Да." И прям даже посмотрит оскорбленно, мол, ты чего, мать? Гляди, какая красотищща!
В тетрадки первоклашки лучше не смотреть, чтобы не пугаться.
Надо сказать, что если ребенок не ходит в детский сад - шанс, что никто ничего не заметит, очень велик.
Потому что эти дети в спокойной обстановке - вполне вменяемы. Прекрасные дети.
Они смешные, веселые, милые, болтают без умолку - пока им неоткуда "заразиться безудержным весельем". В шумной атмосфере у них порой крышу сносит практически мгновенно.
Именно поэтому они ненавидят детский сад, а детский сад ненавидит их.
Суть нарушения в следующем: у детей с ММД происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга.
Случается это по самым разным причинам (нам вот свезло с родовой травмой).
Это самое неравномерное созревание мозговых структур дает определенные функциональные нарушения, которые доставляют кучу проблем в дестком саду и школе в детстве, но нарушения эти, слава Богу, обратимы и нормализуются со временем.
В силу этих ососбенностей дети часто отвратительно себя ведут в детском саду и в школе, и ненавидят учиться.
Если бы на этом их особенности заканчивались, то все было бы, с точки зрения общества, хорошо - им бы писали диагноз ЗПР, совали бы их в коррекционные классы, родителям бы говорили "ай-я-яй, надо ребенком заниматься!" - и вуаля! Проблема решена.
НО.
Эти дети, паразиты такие, - УМНЫЕ.
Это очень плохо.
Потому что гадкого, но умного, не засунешь в коррекционный класс. Он и там покою никому не даст.
Поэтому окружающие (особенно учителя и воспитатели детских садов) таких детей тихо ненавидят, мечтают от них избавиться и считают, что это родители испоганили их дурным воспитанием.
К сожалению, воспитание тут не играет такой существенной роли, как хотелось бы. Хоть убей такого ребенка веником, он все равно будет "чудить".
Самая страшная книжка про такого ребенка (у меня просто волосы дыбом вставали, перед сном старалась не читать) называется очень романтично "Дети, которые подарят нам счастье. Как строить жизнь с ребенком Индиго"
"Индиго" звучит, конечно, красивше, чем "ребенок с минимальной мозговой дисфункцией", но я, если позволите, все-таки буду называть вещи своими именами.
По идее, в детский сад такого ребенка лучше вообще не отдавать. Или по крайней мере отдавать не на полный день. И обязательно заниматься дополнительно (помня о релаксационных фазах мозга).
Если ребенок в саду с двух лет да ещё и на полный день, то ребенок рискует "заработать" ЗПР.
А если такого ребенка принимать, понимать и обучать понемножку - то все скомпенсируется.
Маме такого ребенка, чтобы быть счастливой, я бы на личном опыте и руководствуясь рекомендациями специалистов, посоветовала:
а) пройти личную терапию, дабы обрести внутреннюю свободу и пять с половиной мешков спокойного терпения;
б) придумать, как построить свою жизнь, чтобы иметь возможность забрать ребенка из детского сада или хотя бы не водить на полный день каждый день;
в) подружиться с хорошим детским неврологом;
г) заниматься интеллектуальным развитием ребенка - обучать математике и чтению, (чтобы не прибить его при этом, см. пункт а) :) и общим - бегать, играть, визжать и обнимать-целовать;
д) спокойно реагировать на взгляды и мнения окружающих, не разрушать своими реакциями привязанность;
Чтобы не убиться об стену при этом, см. пункт а) и прочитайте внимательно
брошюру Оли Писарик е) сильно подумать насчет первого класса.
Потому что в первом классе начинается все самое интересное.
Конечно, многое зависит от степени выраженности симптомов, но лучше бы первый год на дому поучить. Или с восьми лет пойти. Или же водить урока на два, а потом - гулять, спать и дома доделывать все недоделанное.
В любом случае надо с учительницей уметь договориться грамотно.
И быть готовой делать уроки с ребенком класса до пятого, причем:
а) повторять все, что изучали в классе;
б) всякую фигню оформительскую работу типа "отступить шесть клеточек направо, а потом опять налево" делать самой.
Главное - чтобы развивалось мышление, иначе потом вообще швах наступит.
Если нет времени\сил\желания\возможностей ( или пропущен пункт а) :))) , ребенок может рано или поздно оказаться у психиатра - учительница затребует справку.
А психиатр, возможно, скажет "Да ну вас, все хорошо, идите отсюдова".
Это в лучшем случае.
В худшем - поставит диагноз и назначит кучу таблеток. И у ребенка может быть медикаментозная интоксикация. И мозг будет восстанавливаться дольше и труднее.
Скорее всего, у ребенка свернута шея (можно доплер сделать, посмотреть кровообращение - там сразу видно).
А пока позвоночник в порядок не приведен, таблетки могут помогать слегка и на время (НО: хороший невролог может подобрать адекватное лечение, и результаты будут видны практически сразу, вообще хорошие специалисты - это самая больная тема :(
А про позвоночник говорят - ничего не сделаешь, мышцы нарастут и будет лучше. Рекомендуется бассейн.
Остеопаты опять же дарят надежду, но я в них не сильна и побаиваюсь отчего-то. - апдейт: остеопаты прекрасны. Я после того, как Санька прошел курс лечения у остеопата, уверовала в них как в Бога.
Вот.
Теперь вы почти все знаете.
Кроме того,что таких детей выделяют пять типов... Но это уже слишком - я и так злоупотребила вашим вниманием ))))
У моего ребенка не самый тяжелый вариант, как мне кажется (хотя по описанию типов он подходит под самый тяжелый), но все равно весело и интересно нам живется.
На данный конкретный момент мы с Санькой абсолютно счастливы, правда, далось мне это нелегко, хочу признаться - пришлось потрудиться слегка (в том числе выполнить пункт а) и почитать полезные книжки).
Книжки настоятельно рекомендую читать не те, которые про детей Индиго и про то, какие они прекрасные, а те, которые про детей с ММД и про то, что делать, чтобы не свихнуться скорректировать ребенка.
У Саньчеса все получается лучше и лучше, и есть надежда, что к школе вообще все будет хорошо.
Я вся такая горжусь.
Но на всякий случай радуюсь тому, что в Санькины восемь лет первый класс будет набирать Юлина учительница.
Она - очень классная.
Таких бы побольше учителей, и ММДшники не превращались бы в агрессивных, замутызганных подростков (ибо мозг уже скомпенсировался, а характер испорчен).
АПДЕЙТ: Санька пошел в первый класс к другой учительнице, учительница прекрасная, но нервы у нее не выдерживают даже того, что Санька слегка тормозит с чтением и письмом (хотя была предупреждена).
При том, что с поведением все нормализовалось.
Поэтому я подумываю-таки его из первого класса забрать, ибо дружить там с ним никто не хочет (учительница же авторитет, а не заострять внимание на том, что у Саньки что-то не получается, у нее не выходит. А так как ему все равно лучше было бы индивидуально учиться, а друзья раз в школе не заводятся - так пока мы и без нее обойдемся).
Вообще годам к 12, а то и к 10 от ММД и следа не остается. При хороших условиях воспитания и обучения.
Вооот....
Если что - пост не для того,чтобы всех напугать, а наоборот.
Вон даже кошмарная книжка называется "Дети, которые приносят нам счастье".
Так что держим нос высоко и шагаем гордо! :)))
Мамы ММДшников, мы в сообществе
"Мамы пострелят" ходим делиться, хихикать и плакать)
И это... психологи не ставят диагнозов! Тем более по Инету )))) Психолог может только "подозревать" и рекомендовать обратиться к специалистам.
При подозрении на ММД нужно обращаться к хорошему детскому неврологу.
И далеко не каждый нервный ребенок -ММДшник.
Ишь, обрадовались! )))