Если мы представим себе место внутри живота матери, где находится ребенок, мы можем сказать, что там темно, мягко, сыро, можно двигаться, пока ты мал, а когда подрастаешь - становится тесно.
А ещё можно сказать, что там есть два ритмичных звука, которые присутствуют всегда - звук биения сердца и шорох дыхания.
И эти два звука - как солнце и луна во Вселенной ребенка, они там есть всегда.
Они - основополагающие, мирообразующие, структурообразующие для него.
Мы знаем, что ритм дыхания и сердцебиения на самом деле подвижны, меняются в зависимости от того, в каком состоянии находится человек.
Мать спешит, смеется, печалится, устала - все будет немножко по-другому.
Ритм дыхания - немножко разный в зависимости от того, молчит она или говорит, сидит или идет. То есть он более подвижно отражает ее физическое состояние, чем ритм сердцебиения.
Беременность - уникальная ситуация, кода один человек находится внутри другого, такого невероятного единства тел не будет уже никогда.
И ребенок в утробе матери бессознательно ощущает ритмы дыхания и сердцебиения как главные ритмы, через которые можно познать другого.
Когда ребенок родится и окажется уже вне матери, у нее на руках, он будет прижиматься к ней своим тельцем.
И именно на руках у мамы человек проходит поразительную школу общения.
У психологов есть фраза - тело не врет. Физиономия и слова могут обмануть некоторых простаков, а вот когда ты прижимаешься к телу другого человека, а ещё и знаешь, как снимать информацию - тебя обмануть невозможно.
Нельзя обмануть того, кто к тебе прижался и чувствует тебя телом.
И мелкий, расположившись на груди или животе матери, имеет возможность по-новому проживать, что происходит с ней, когда она печалится, смеется, и т.д.
Он может видеть глазами, как мать проявляет эмоции, наблюдать мимику, слышать звуки, и ещё и тельцем чувствовать.
И эта способность своим телом снимать информацию с тела другого начинается ещё внутриутробно, а после рождения у мамы и ребенка есть граница - место, где ребенок к ней прижимается.
И ребеночек учится вчувствоваться в мать, находясь уже не внутри нее, а в другом теле - по тому, как она дышит, когда торопится, держа его на руках, что с ней происходит, когда она недовольна или печальна.
И вот ребеночек становится ходячим, и смотрит на других людей уже издалека.
И если он был в животе у матери, и она его носила на руках, и он доверял ей, то он может мысленно въезжать в шкуру партнера.
Он может с ним соединиться - и в этом ему поможет его телесный опыт общения с матерью.
Способность вчувствоваться в другого, как бы становиться им, снимать информацию с него на себя называется эмпатией. Это очень важная и очень древняя форма познания.
И эта способность формируется внутриутробно и в течение первых полутора лет жизни."