Как известно, вторым после чисто немецких территорий поставщиком оружия и техники для немецкого Вермахта была Чехословакия. В частности на ее заводах производили полугусеничные бронетранспортеры Sd.kfz. 251. Конечно, это были далеко не единственные образцы техники, массово шедшей в Вермахт с чехословацких заводов, но сегодня нас интересует именно эта машина. А вернее то, во что она превратилась после второй мировой войны. Речь пойдет о чехословацком полугусеничном БТР ОТ-810 - дальнейшем развитии немецкого бронетранспортера и единственной в мире серийной полугусеничной боевой машиной, выпускавшейся после второй мировой войны.
После того, как в Европе отгремели пушки, Чехословакия была восстановлена как независимое государство. И сразу же стал вопрос о том, чем вооружить новую чехословацкую армию. На первое время выручили немецкие арсеналы - армия Чехословакии получила танки Pz. IV, САУ Hetzer, БТР Sd.kfz. 251, немецкие полугусеничные тягачи. Если не считать танков, вся эта техника в ходе войны производилась в Чехословакии и проблем с ремонтом и обслуживанием не было. По мере того, как СССР вооружал ЧССР техникой, танки и САУ списывались, грузовики заменялись на новые «Татры», а вот с БТР вышла накладка - СССР производил их недостаточно для того, чтобы посылать союзникам. Только что появившиеся БТР-40 и БТР-152 валом шли в Советсткую Армию и в середине пятидесятых до ее насыщения этими машинами было далеко.
В этих условиях в Чехословакии было принято решение возобновить производство немецкого полугусеничного БТР.
Правда, с некоторыми изменениями.
Во первых, машину оснастили дизелем воздушного охлаждения «Татра-920» - его хорошо видно на фото ниже.
Во-вторых, бронетранспортер оснастили закрытым верхом - подобно БТР-152, над десантным отсеком были сделаны бронекрышки. Ну, а чтобы мотопехота смогла вести бой «с колес (гусениц)» в бортах были выполнены амбразуры.
Естественно, что вооружение (7,62-мм пулемет М59) и оборудование тоже было чехословацким. Машина получила наименование ОТ-810 (от слов Obrneny Transporter -
бронированный транспортер).
В таком виде эта машина сошла с конвейера в 1955 году и производилась аж до 1962 года. Соседство советской техники с полугусеничными БТР, напоминавшими о Вермахте было довольно забавным, также как и нахождение в этих машинах солдат в похожей на советскую форме, вооруженных АК.
Затем эту машину сменил БТР ОТ-64, а ОТ-810 стал переходить во вспомогательные подразделения - например в противотанковые. Машины противотанкистов получили рубку, в которой можно было смонтировать безоткатное 82-мм орудие. Как это делалось видно на рисунке.
Здесь же видно, что ОТ-810 мог использоваться и просто как тягач для пушки - в этом случае он перевозил расчет, имущество и немного боеприпасов.
В противотанковых подразделениях ОТ-810 использовались до 80-х годов.
Еще до окончания своей военной карьеры, эти машины стали использоваться при съемках кинофильмов про войну, где они «играли роль» своего «прародителя» - БТР Sd.kfz. 251. В том же качестве эта машина попала и в некоторые музеи - в частности у нас на Поклонной горе стоит совсем не немецкий бронетранспортер…
А напоследок - еще фото и видеоролик.
Click to view