Костюм в советском кино. Ольга Кручинина.

Feb 08, 2018 22:00



Костюмы Ольги Кручининой на временной выставке в Москве.

Этот  пост - вдогонку к посту о шубах в советском кино и последовавшей за ней дискуссии, как мало мы знаем о советских художниках по костюмам и почему изумительного наследия советского кино почти нигде никогда не видно, с музеями совсем плохо   и даже имен художников никто особо и не знает, кроме узких специалистов. А ведь гордиться есть чем и кем.


Прочитала интереснейшую статью о советском художнике по костюмам Ольге Кручининой,


Ольга Семёновна Кручинина (24.06.1917-13.12.2007) - Народный художник Российской Федерации, Заслуженный работник культуры РСФСР, член Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Ольга Семеновна родилась 24 июня 1917 года в Воронеже. В 1931 году вместе с семьей переехала в Москву. Накануне Великой Отечественной войны окончила Московский текстильный институт (1941 г.). После войны работала в Московском Доме моделей, но вскоре получила приглашение работать в кино.

Ольге Семеновне посчастливилось поработать с такими режиссерами, как А. Птушко, Э. Рязанов, Г. Александров, Г. Рошаль, С. Юткевич, В. Басов, Г. Данелия, С. Бондарчук. Она создала костюмы почти к 50-ти фильмам, многие из которых и сегодня любимы народом.

С 1962 по 1964 годы О. С. Кручинина преподавала на художественном факультете Текстильного института, с 1977 по 2002 год - во ВГИКе, где основала Мастерскую художника-постановщика по костюмам.
********************************************

Художник по костюмам - одна из важнейших профессий в кино. Именно он отвечает за то, каким зритель воспринимает персонажа с первых секунд экранного времени: богатым или бедным, оптимистом или пессимистом, добрым или злым. В этом ему помогают линия и объем, цвет и фактуры тканей.

Первым профессиональным художником по костюмам в российском кино была Ольга Семеновна Кручинина, которая подарила нам незабываемые кинематографические образы. Фильмография художницы состоит из более чем сорока картин, мы вспомним лишь самые популярные из них.

О. С. Кручинина (слева) с актрисой В. Марецкой (справа) на съемках фильма «Сельская учительница». Фото из фондов РГБИ

«МИМИНО» (1977)

Замечательная, трогательная комедия режиссера Г. Данелии о грузинском вертолетчике, мечтавшем о «большом небе», покорила не одно поколение российских зрителей. Для того чтобы еще ярче визуализировать мечту главного героя, Ольга Семеновна одела российский экипаж международной авиалинии в эффектную белоснежную униформу, в которой они похожи на «ангелов неба».



Кадр из фильма «Мимино»

«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!» (1975)

Сегодня уже невозможно представить празднование нового года без этой культовой романтической комедии Э. Рязанова. И пусть в свое время приглашенная польская дива рыдала, что ее персонаж «учительница Надя» одет в немодное платье, мы-то с вами понимаем, что приглушенный охристый цвет и мягкие, струящиеся линии смягчили резкие черты лица Б. Брыльской, подчеркнули питерскую интеллигентность, нежность и лиричность героини. К слову, «немодный фасон» снова входит в моду, как и лисья шапка, уже прозванная народом «Надя».

Эскиз костюмов героев фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»



Фото со съемочной площадки фильма

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (1972)

Про прекрасную экранизацию пушкинской поэмы в двух строках не расскажешь. Для работы над фильмом художник по костюмам провела большую исследовательскую работу. Все «миры» этой сказки были решены в разной цветовой гамме и стилистике. К сожалению, актер Олег Видов, который должен был сниматься в фильме, в последний момент был заменен Валерием Козинцом, заметно отличавшимся от него по телосложению. Не все в костюме удалось подогнать под его фигуру, но зритель, очарованный красивым киноповествованием, не замечает ни этого, ни голубей, «загримированных» под попугаев в спальне Людмилы. Это ли не комплимент картине?



Сцена из фильма. Людмила.




Костюм Черномора с временной выставки в Москве, обычно его публике не показывают.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» (1966)

Фильм А. Птушко создавался в тяжелые советские времена, когда в продаже не было красивых тканей. Но это не останавливало Ольгу Семеновну, которая придумала свой способ создания богатой фактуры: на плотную основу накладывались более легкие, в том числе, блестящие ткани, сверху наносился орнамент, который вышивался на специальной машине, а потом прорезались нужные слои, создавая эффект сложной текстуры. Немного жемчуга, чеканки и тесьмы - и вот уже перед нами роскошные царские облачения!


Эскиз костюма Салтана



Фото со съемочной площадки фильма «Сказка о царе Салтане» (журнал «Life»)

«ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА» (1962)

Вопреки расхожему мнению, что форменные военные костюмы для музыкальной комедии Рязанова брались у Бондарчука, все было с точностью наоборот. «В те времена как-то не было консультантов по военному костюму, мне приходилось самой разыскивать материалы  по французской и по русской армиям, - рассказывала в одном из интервью Ольга Семеновна, - Потом мы с трудом устанавливали форму методом долгих примерок, проб. И в дальнейшем, когда снимали «Войну и мир», наши костюмы, разработанные кровью и потом, использовали как образцы».


Эскиз военного костюма



Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Иногда в одном кадре в «Гусарской балладе» можно увидеть военную форму различных полков, которая, может быть, и не соответствует исторической правде, но было сделано художником сознательно, поскольку фильм Рязанова - не музейная реконструкция, а веселая, легкая комедия, в которой цвет создает у зрителя приподнятое, праздничное настроение.

«АЛЫЕ ПАРУСА» (1961)

Эта картина была очень важна для режиссера А. Птушко, ассоциирующего себя с Артуром Грэем. Отсюда и настоящие шелковые алые паруса, и кожаный костюм главного героя, который не только выглядит функционально, но и добавляет мужественности персонажу, контрастируя с нежными платьями Ассоль.


Эскиз костюма Артура Грэя



Кадр из фильма «Алые паруса»

«ОТЕЛЛО» (1955)

Именно из-за режиссера С. Юткевича Ольга Кручинина попала в кино. После окончания Текстильного института она была распределена в Дом моделей на Кузнецком мосту, но Юткевич предложил ей пойти художником по костюмам на свой фильм «Дмитрий Донской», съемки которого так и не состоялись. Впоследствии, они все-таки вместе сделали фильмы «Великий воин Албании Скандербег» (1953), «Отелло» (1955) и «Ленин в Польше» (1965).


Эскиз костюмов Дездемоны и Отелло



Кадр из фильма «Отелло»

Костюмы фильма «Отелло» отличает тщательная визуальная продуманность. Художник по костюмам цветом, линией и фактурами подчеркнула хрупкость и ангельскую бестелесность Дездемоны и дьявольскую, дикую необузданность Отелло. Правда, костюм Отелло пришлось подгонять под личность актера, а заодно и показывать Бондарчуку, как правильно заворачиваться в плащ и красиво набрасывать его на руку.

«САДКО» (1952)



Эскиз одежды купцов и бояр новгородских



Кадр из фильма «Садко»

Кто из нас не помнит роскошную Птицу Феникс в удивительном экзотическом головном уборе? Ольга Семеновна всегда искала свои источники вдохновения в музеях и книгах. «Где только не находишь нужные сведения, которые потом пригодятся в деле, рассказывала она, - Иногда это совсем не связано с твоей профессией. Однажды была выставка головных уборов Австрии. Она на меня произвела просто ошеломляющее действие. И мне так жаль, что я нигде не смогла использовать те знания, которые там получила: какие-то чисто декоративные решения, какие-то детали». Именно, детали. Кручинина не копировала, не реконструировала, а стилизовала костюм. Так, например, на идею создания рисунка текстиля для платья Любавы (невесты Садко) Ольгу Семеновну натолкнула виньетка на форзаце старинной книги, а на костюм Черномора из фильма «Руслан и Людмила» - книга о перуанской керамике.

«КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» (1946)

И в завершении нашего обзора хотелось бы вспомнить первый отечественный цветной кинофильм, снятый А. Птушко по уральским сказам Бажова. Перед юной художницей, работавшей до этого всего лишь на одной картине, встала нелегкая и ответственная задача - придумать и воплотить образы персонажей на цветной кинопленке. Но она блестяще справилась с ней, о чем говорит Приз жюри фильму за лучшее цветовое решение на Каннском кинофестивале 1946 года.



Эскиз костюма Хозяйки Медной горы


Фотография с примерки костюма к к/ф «Каменный цветок» на киностудии «Баррандов»

Ольгу Семеновну всегда отличали талант и свобода творчества. «Я была почти первым художником-профессионалом в кино. Поэтому работала всегда очень уверенно. Стыдно сказать, я знала, что лучше меня никто не сделает. И видимо это как-то передавалось режиссерам, поэтому у меня никогда не было с ними конфликтов, они, как правило, принимали безоговорочно все то, что я им предлагала». Эта легкость в творчестве и подарила нам яркие образы, которые навсегда останутся в истории отечественного кино.

Ирина Жигмунд. отсюда https://www.startfilm.ru/news/main/11567/
****************************************

И совсем малюсенькое видео на несколько минут о сказочных костюмах.
Там собственно упоминается в том числе, что из-за жуткого дефицита материалов и тканей костюмы для кино часто не сохранялись в музейных целях, об этом даже и не думали, а перешивались для новых фильмов, поэтому очень многое, к сожалению, не сохранилось.


костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up