Поляница удалая - разброд и шатание в образах

Apr 10, 2024 22:30



Мирослав Чевалков "Дева-богатырша"

Есть в русских былинах такие интересные персонажи поляницы - женщины-богатыри, пришедшие в русскую культуру из степи. И культуры древних традиций еще амазонок

Само слово "поляницa" произошло от глагола "поляковать" - ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки.

В руской живописи и иллюстрациях изображения поляниц появились только в самом конце 19 века и в первую очередь в иллюстрациях былин, где они выступали главными героинями.
Поскольку кроме былин фактического материала от историков и археологов не было практически никакого, то художники включали собственную фантазию и изображали богатырш, кто во что горазд и как самому любо - например, на коне с дубиной, но с современными жемчужными бусами на шее, в сережках  и сарафане.
Вот давайте на этот разброд и шатание и посмотрим. Какой художник как богатыршу видел и какой ее себе представлял
На верхней картинке у нас даже не поляница, а дева-богатырша в каких-то алтайских пейзажах (Мирослав Чевалков -алтайский художник). И я эту каpтинкy выбрала специально, чтобы показать скифо-сарматские истоки и корни данного феномена, много веков территориально существовавшего от Алтая до причерноморских степей, ну или наоборот.
Подозреваю, что имя изображенной здесь условной "поляницы" - Очы-Бала. Она - главная героиня одноименного алтайского эпоса, прекрасно вписывающаяся в концепцию степных женщин амазонок, поляниц, богатырш и прочих валькирий


Слева: Андрей Рябушкин. "Всадница. Поленица удалая" конец XIX в Нижегородский государственный художественный музей  Справа: Илья Репин. "Поляница удалая" 1901 г

Справа какой-то средневековый воин, которого и разглядеть то трудно, но вот слева!... Ооо, слева у нас  девица-одуванчик в платьице ситцевом (или шелковом?), в лаптях, но с дубиной / булавой .



Слева: Плакат 1914 года. Российская империя изображена в образе поляницы, попирающей змея с двумя головами, символизирующими Германию и Австро-Венгрию  Справа: Виктор Служаев  "Богатырша" 2012 г. Иллюстрация к книге "Сказки о доблести и удали"

Слева плакат времен Первой мировой войны в очень германизированной эстетике, я бы даже сказала нормандской. Валькирия какая-то. Справа более современный взгляд на кочевницу

В русских былинах знаменитых и широко известных поляниц, которых очень любили изображать художники, всего три - сестры-богатырши Василиса Микулишна и Настасья Микулишна, а также Настасья Королевична.  Остальные поляницы в изобразительсном искусстве почему-то проигнорированы. Ну а раз их изображений нет, то и писать не о чем.

Настасья Королевична


Николай Каразин "Дунай Иванович и Настасья Королевична"  (фрагмент) из книги O. Рогова "Русские богатыри" 1912 г.

Настасья Королевична - возлюбленная/ жена  Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. В погоню за "добывшими невесту" отправилась сестра Настасья.
Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок (в разных версиях былин описанный очень по-разному), победил и вскоре - как это случалось и в других былинах - сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.
В Киеве отпраздновали две свадьбы.

Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: "А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя" .
Такая фраза задела его честь - и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны - река Непра (сейчас это называется Днепр).
       

Слева: Сергей Соломко "Русская богатырша Настасья Королевична"  1911 Справа: Константин Васильев "Смерть Настасьи Королевичны"


Константин Васильев "Рождение Дуная" 1967 г. Музей К. Васильева, Казань

Настасью Королевичну у нас изображали три художника.
Николай Каразин - ближе всего к былине.. Он изобразил Настасью Королевичну в какой-то, видимо, древнелитовcкой одежде, ну как он ее себе представлял.  А вот дальше у нас пошел сплошной норманизм и валькирии. Что у Соломко, что у Васильева
Вернее, не совсем валькирии, валькирии не могли выходить замуж. Назовем это изображение  условной Брюнхильдой,  Брюнхильда - вышедшая замуж  бывшая валькирия

Василиса Микулишна
     

Леонид Кипарисов "Настасья и Василиса Микуличны". 2015г

Было у легендарного пахаря-богатыря Микулы Селяниновича две дочери -  старшая Василиса Микулишна и младшая Настасья Микулишна. Выросли девочки и нашли себе каждая по мужу.

Василисе Микуличне достался Ставр Годинович, боярин из земли Ляховицкой, Чернигова-града.

На пиру у князя Владимира боярин похвалился перед гостями своей супругой, и по совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась с дружиною в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны, развернула столичных гонцов.
Князь устроил "молодцу" честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина. Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой "банюшке-парушке", играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

******************************************
Предполагается, что заточение Ставра князем Владимиром связано с историческим фактом 1118 года. В Новгородской первой летописи кратко и неясно сообщается о каких-то беспорядках в Новгороде, вызвавших гнев Великого князя Владимира Мономаха. Из контекста ясно, что Мономах устроил полномасштабное следствие в Киеве, вытребовав туда всех новгородских бояр; большая часть была отпущена, а признанные виновными в беспорядках заточены, а с ними и сотский Ставр (вина которого летописцем не указывается)
Кроме того, имя боярина Ставра Гордятинича (не Годиновича!) упомянуто в одном из граффити XII века на стенах Киевского Софийского собора
Предполагается, что вскоре после 1118 года в Новгороде сложилась песня про Ставра, сидящего в погребах глубоких. К этой песне впоследствии мог присоединиться "бродячий" фольклорный сюжет о верной жене, выручившей из большой беды своего мужа.
     

Илья Репин "Василиса Микулишна" 1896 г. Государственный Русский музей

Это достаточно небрежный рисунок или эскиз, на котором явно видно нечто древнерусское.


Слева: Николай Каразин  Иллюстрации к книге О. Рогова (Шмидт-Москвитинова)  "Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей". 1898 г. Ставр Годинович с Василисой Микулишной   Справа: Сергей Соломко. "Василиса Микулишна" 1911 г

Выше мы уже видели изображение Каразиным Настасьи Королевичны в условном древнелитовском платье. Это видимо, продолжение западно-русских образов, как художник себе одежду западной Руси представлял, поскольку к данной картинке прилагается следующий текст: "Распрощались они с князем, уехали в землю Литовскую…"

Разные редакции былин рассказывают историю слегка по-разному. Василиса поехала в Киев или под видом сына короля Ляховитского, или под видом грозного татарского посла, требующего уплатить дань за 12 лет. Tут должен быть вариант былины, где Василиса выдавала себя за сына короля Ляховитского
Сергей Соломко -  это мое самое любимое изображение. Здесь, видимо, вариант татарского посланника. Шлем-чалма и вообще очень красивое и органичное сочетание восточных и русских мотивов. Немного сказочное



Мультфильм "Василиса Микулишна"  1975г. Художник-постановщик Виктор Никитин

Ну Василису Микулишну из всеми нами любимого советского мультфильма можно даже не комментировать. Из-за того, что сюжет в развитии и картинка не статична, получилось очень хорошее развитие образа и прекрасное попадание.

И одновременно это очень современные образы для времени создания мультфильма



Мультфильм "Василиса Микулишна"  1975г. Художник-постановщик Виктор Никитин



Слева: Борис Ольшанский "Василиса Микулишна" Справа: Виктор Служаев "Василиса Микулишна и Ставр Годинович" 2012 г Иллюстрация к книге "Сказки о доблести и удали"

Борис Ольшанский родился в 1956 году и является одним из самых известных современных художников-славянистов, создающих на полотнах некий новый неоязыческий мир. Картины Ольшанского обычно изображают именно дохристианский славянский мир.
В связи с этим следовало бы все-таки вспомнить, что действие былин о Василисе Микулишне происходит уже в христианской Руси.
Здесь мы видим какую-то знатную девицу из не совсем понятного племени и исторического периода  на охоте.
Если бы не было подписано, что это вот именно Василиса Микулишна, понять было бы невозможно.
Виктор Служаев  Эту книжную иллюстрацию даже не знаю, как комментировать. Очень современные образы. Почти игра в реконструкторов



Цветаева Олеся "Былина" 2018, изображение центральной фигуры выставлено автором на специализированном сайте отдельно под именем "Василиса Микулишна"

Олеся Цветаева - какая-то современная художница, выставляющая картины на продажу на специализированных сайтах, при этом иногда фрагменты каких-то ее картин становятся отдельными картинами.
Вот эти все три изображения называются "Василиса Микулишна", причем, видимо, они все три - фрагменты каких-то других полотен


Слева: Цветаева Олеся Михайловна  "Василиса Микулишна" 2019 г. Справа: Цветаева Олеся Михайловна  "Василиса Микулишна" 2020 г

Настасья Микулишна

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить "Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?" :
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
- Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.
В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался.
Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна ждала своего мужа  долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь - Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его "смерти", а через 12 лет - приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей даже против ее воли, если понадобится.
Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями / переодевшись скоморохом. Но Настасья Микулишна все-равно его узнала . Добрыня поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.
Благодаря мужу Настасья Микулишна - самая популярная поляница,  она вышла за пределы чисто былин и стала отдельным от них персонажем

Андрей Рябушкин "Настасья Микулична (Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича)". 1898 г. Эскиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала "Шут"

Дубина с бусами и серьгами все вместе выглядят просто фейерично, да еще с таким платьем.  Впрочем, глядя на эту даму с дубиной, очень легко представить себе, как она отколошматила Добрыню. В более соответствующем сегодняшнему дню варианте дубину можно заменить на скалку или сковороду, что, собственно, и было сделано в современном мультсериале о трех богатырях


Николай Рерих. "Настасья Микулична" 1943 г. Новосибирский государственный художественный музей

Здесь вариант абсолютно восточный и азиатский, даже странно представить, что вот именно на такой женщине Добрыня Никитич и женился. При этом еще и пейзаж специфический, трудно представить Добрыню в таких горах
Но выглядит Настасья Микулишна крайне мощно и внушительно. Опять же, скифско-сарматские корни феномена хорошо видны


Справа: Николай Кочергин. "Настасья Микулична" 1964 г Чувашский художественный музей  Слева: Константин Васильев "Настасья Микулична" 1968 г

Еще один очень восточный и плохо узнаваемый, если вообще узнаваемый образ поляницы.
Впрочем, Кочергин вообще очень вольно обращался со сказочными этномотивами, можно вспомнить его иллюстрации к "Калевале", там тоже подобное

Константин Васильев в своих псевдо-славянских картинах изoбражал обычно нечто германское и с сильным привкусом арийства.
Данная дева-воительница - не исключение. Bполне себе Брюнхильда  - вышедшая замуж бывшая валькирия (настоящие валькирии замуж не выходили).


Франшиза "Три Богатыря" 2004-н. в. Жену Добрыни зовут Настасья Филипповна

А это уже современная интерпретация. Настасью Микулишну во франчайзе о трех бoгатырях назвали Настасьей Филипповной, дав в руки скалку вместо дубины. И пошла там совершенно своя собственная история семейной жизни с богатырем, не как в былинах





Вячеслав Люлько Иллюстрации к героической поэме А. Хабарова "Настасья Микулична". Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 2009

Еще одна современная интерпретация.  Алексей Хабаров, назвав Настасью Микуличну почему-то дочерью польского короля, написал героическую поэму о том, что жена Добрыни Никитича делала в те 12 лет, что муж ее отсуствовал с дипломатическим поручением. Без дела Настасья Микулична не сидела, занималась делами героическими.


Красников А., Жалибо А. "Настасья Микулишна" Иллюстрация из книги "Богатыри". Иллюстрированный путеводитель издательства Эксмо 2015 г.

Ну и это без комментариев. В карман положить, конечно, без проблем. Но замуж выйти?  И что это за доспехи на  ней такие, я вообще не понимаю. Что-то, по-моему, модно-современное, прямо с подиумов Парижу, Ландону и Хацапетовки. Для феминисток

Вот такие вот русские поляницы. В разных-разных образах - кто во что горазд

Россия, этномода

Previous post Next post
Up