Немного дьявола и шизофрении в образах фильма "Мастер и Маргарита" (2024)

Feb 04, 2024 22:30



Сразу предупреждаю, что этот пост не о режиссере Михаиле Локшине, этот пост в первую очередь о художественных  образах и костюмах фильма "Мастер и Маргарита", в создании которого участвовали сотни талантливых людей.
Но я напишу и свою собственную рецензию. Совсем небольшую


При создании фильма главным консультантом выступал музей Булгакова в Москве - со всеми своими научными сотрудниками, архивом и профессиональными знаниями о писателе

Я фильм посмотрела, эстетически он прекрасен - стильный и красивый. Если бы это была голливудская продукция, художников непременно номинировали бы на Оскар, Золотой глобус и т.д. и т.п.

Эстетически фильм красив и даже прекрасен
Этически мне не особо понравилось - хороших людей там нет и сопереживать некому
Первоначально фильм назывался "Воланд", и это название, безусловно, намного правильнее чем "Мастер и Маргарита". Потому что именно Воланд является главным действующим лицом фильма, а Мастер и Маргарита - его слуги, причем Маргарита именно это слово употребляет, а Мастер, хоть и не называет себя слугой, но ищет советы и следует приказам Воланда.
Помимо этиx двух записавшихся в услужение к дьяволу перед нами целая череда лиц  из так называемой "культурной элиты" 1930-х годов. С многообразнейшими слабостями и пороками, абсолютно идентичными сегодняшним. Как правильно заметил Воланд, люди в Москве ничуть не изменились.
Мастер в данном фильме - собирательный образ и абсолютно и совершенно не сам Булгаков
Известный писатель на взлёте своей карьеры внезапно оказывается в центре литературного скандала. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара, коллеги демонстративно избегают встречи с ним, в считанные дни он превращается в изгоя.......

Очень похожую историю можно было бы написать про 2023 год и голую вечеринку в Мутаборе. Мастера заменить на какого-нибудь Киркорова, Геллу на Ивлееву
Ни Мастеру, ни Маргарите в фильме вообще не сочувствуешь. Так же как и Киркорову. Выпали они из культурного пространства и выпали....выпали то вместе с дьяволом...
Я не смогла найти в фильме положительных героев. Похожее у меня было с  фильмом  Дуэлянт - сам фильм очень красивый, а герои все какие-то мерзкие, абсолютно некому сочувствовать и не за кого переживать
Русофобии в чистом виде я в фильме не увидела, я увидела вечные страсти и вечные проблемы - причем глазами Воланда. Если в какой-то момент истории у какой-то категории граждан они начинают выглядеть как русофобия ... ну все вопросы к Воланду. Он же сказал, что люди в Москве вообще никак не поменялись. Пожар Москвы в конце - ну так а чего вы от дьявола то ждали? Он что, по-другому как-то умеет? К тому же ниже в посте будет немного про шизофрению... ну мало ли кому что где когда привиделось
На сем философствовать заканчиваю, давайте теперь поговорим об образах и костюмах. Красивых, стильных, очень запоминающихся.
*****************************************************

Новая экранизация "Мастера и Маргариты" оказалась уникальным для российского массового кино концептуальным высказыванием.

Смыслообразующим в картине становится не столько сюжет, сколько видеоряд, которому драматургия, кажется, не предшествует, но рождается совместно. Что заставляет вспомнить введенное в культурный обиход композитором Рихардом Вагнером и архитектором Готфридом Земпером определение "гезамткунстверк", под которым понимается единое - или тотальное - произведение искусства. В конце 1980-х философ Борис Гройс в книге "Gesamtkunstwerk Сталин" применил этот термин для описания советского проекта построения нового общества и нового человека - и кажется, для создателей фильма "Мастер и Маргарита" эта работа стала ключом к интерпретации булгаковского романа. В качестве еще одного важного референса можно предположить сочинения [крайне скандального писателя - концептуалиста]  Владимира Сорокина [возможно, сейчас иноагента, если еще нет, то будет] В итоге "Мастер и Маргарита" выглядит одновременно тотально [Борис Гройс] и шизофренично [Владимир Сорокин]. Возможно, конечно, что авторы вовсе не имели в виду ни Сорокина, ни Гройса, а все, что мы увидели, им просто Воланд нашептал.

ШИЗОФРЕНИЯ



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Сюжет романа, хорошо всем известный, в картине двоится. Мастер пишет историю о Понтии Пилате, а другой, внешне неотличимый от него писатель сочиняет книгу о Мастере и Маргарите (актер Евгений Цыганов в этой роли поразительно похож на Михаила Булгакова с фотографий конца 1920-х, времени первых набросков романа).


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

И главные герои, и остальные персонажи существуют, таким образом, одновременно в двух мирах - фантазийном и реальном, хотя последнее слово, очевидно, требует кавычек. Вернее было бы сказать, что две Москвы, представленные в картине, - это град земной и град небесный.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

На два мира - условно реальный и безусловно фантастический - поделили свою работу и художницы по костюмам. За образы Маргариты (Юлия Снигирь) и свиты Воланда, утопический мюзикл и варьете с показом мод (это около 100 костюмов), отвечала Галина Солодовникова.
Легион обывателей - почти 2000 костюмных единиц - оказался в ведении Ульяны Полянской. "Отшита практически вся массовка, образы туч персонажей. Белая форма с красными акцентами для первомайской демонстрации. Серо-коричневые костюмы для заседания МАССОЛИТа. Мы уделили внимание каждому, поскольку даже если речь про эпизодические роли, как только их образы не доработаны, вся сцена сразу рушится. Мне очень хочется, чтобы зрители обращали внимание на второй, на третий план. Поскольку они раскрывают истории, образы героев первого", - рассказывает она.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Пересечения, впрочем, случались. Так, вдвоем Полянская и Солодовникова работали над вампиршей из свиты Воланда, Геллой (Полина Ауг). Знакомимся мы с ней как с Галой, провинциальной актрисой, которая ищет внимания Мастера: в наглухо застегнутой красной блузе с коричневой юбкой она кажется наивной и строгой. Но в варьете, над которым работала Солодовникова, мы видим ее уже в кутюрном платье с вырезами и драпировками. А на вечеринке Лиходеева, "в кульминационной сцене, где мир Воланда сливается с миром театральных склок и закулисных игр" силами Ульяны Полянской Гелла уже предстает настоящей женщиной-вамп в красном платье с декольте и открытой спиной.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита". Яркая деталь платья, в котором Гелла (Полина Ауг) появляется в ресторане на вечеринке Моссалита, - винтажный кружевной воротник ручной работы, который придал образу игривость. Этот воротник взяли напрокат у коллекционера



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

При этом Мастер ни одному из миров не принадлежит:



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

"В костюме-тройке по пути на работу в театр, или в своем уютном, будто проеденном молью халате - он должен быть всегда настоящим, - рассказывает Ульяна Полянская. - Его образ в халате, кстати, наверное, мой любимый. В нем он проводит самое счастливое время в мастерской: встречается с Маргаритой, пишет свой роман. Чтобы добиться состаренного эффекта, наша художница-фактуровщица выстригала ворс на бархате маленькими ножницами и выжигала обработанные фрагменты. А после тонко прописывала красками оригинальный узор".



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

РЕТРО

Москва "булгаковская" построена в фильме как откровенный муляж с бесконечным ремонтом, что выглядит не столько стилизацией 1930-х, сколько иронией в адрес городских властей последнего десятилетия: вместо советских лозунгов тут можно легко представить главное обещание, которым увешаны бескрайние столичные заборы: "Неудобство - на время, польза - навсегда!"



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Художницы по костюмам вместо ремонта занялись реконструкцией 1920-х и 1930-х. "[Мода тех лет] подразумевает сдержанные костюмы-тройки. Причем из грубой плотной ткани - гораздо грубее, чем сейчас: мы специально отправляли ассистентов на поиски антикварных материалов той эпохи, хотя бы лоскутов, чтобы воссоздать подобную фактуру. Еще тогда были распространены прямоворотки и косоворотки, как на поэте Бездомном", - вспоминает Ульяна Полянская. Характеры персонажей пробиваются сквозь гомогенность гардероба в деталях. Например, в галстуках и бабочках из коллекции художницы-фактуровщицы, которая на удачу давно собирала аксессуары начала прошлого века, или в модной в 1930-е тюбетейке, которую добавила к образу Алоизия (Александр Яценко) Ульяна.



АВАНГАРД

Писатель в фильме не столько противопоставлен тоталитарной эстетике, сколько сам ее и создает. Именно в пространстве его романа явлена Москва похорошевшая - настолько дивно, что кажется, ее создала нейросеть, в которую загрузили все радикальные проекты советских архитекторов и Генплан 1935 года. А потом добавили рендеры конструкций, возводимых сейчас. По пути на бал Воланда Маргарита подлетает к циклопическому зданию Дворца Советов с венчающей его фигурой Ленина. А Берлиоз погибает под трамваем на Патриарших, закатанных в скользкую плитку и окруженных небоскребами. Эти визуальные знаки как будто иллюстрируют тезис Гройса об  эстетике 1930-х как прямой наследнице советского авангарда. И напоминают, в какую эпоху стремится Москва сегодня.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

АР-ДЕКО

Если нейросеть и причастна к работе над графикой "Мастера и Маргариты", наряду с архитектурой авангарда в нее точно загрузили памятники советского ар-деко. Четкая геометрия, мрамор, бронза, латунь и другие приметы сталинского ампира, сопровождающие все главные моменты фильма, от джазового концерта в ресторане МАССОЛИТа до бала Воланда, у этого ар-деко и унаследованы.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита". По словам Полянской, работая над образом американской певицы в ресторане (Лиза Бурмакова), она пересмотрела множество джазовых коллективов того времени и в итоге вдохновилась юной Билли Холидей периода, когда она начала выступать с оркестром Тедди Уилсон



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Черты стиля переданы и в костюмах, особенно в образах гостей бала - это, например, черное платье с бисерной бахромой Геллы, с лифом в форме звезды, который рифмуется со звездой на полу главного зала. Ар-деко вдохновлялась Галя Солодовникова и при работе над образами полуобнаженной Маргариты-ведьмы.



Это полупрозрачная черная накидка с вышивкой и литым геометричным колье, дополненная короной с полумесяцем, с зашифрованной буквой W, печатью Воланда на лбу. Над этим головным убором работала ювелир Мария Старикова. А также золотой плащ, расшитый камнями "в стиле ар-деко", и высокими плечами, "напоминающими доспехи", с кованым шлемом из латуни с нимбом, от которого расходятся лучи.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

"Это настоящий венец нашего творения, - говорит Галя Солодовникова. - Мы очень долго над ним работали. Сначала разрабатывали 3D-модели, потом делали макеты из бумаги и картона, тестировали на актрисе, искали пропорции в соотношении с ее лицом, глазами, лбом, потом были пробные модели из металла, и только после мы постепенно вышли на финальную разработку. Спасибо ювелиру Кате Рабей за то, что это случилось".



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Также эксклюзивным ювелирным партнером фильма выступил дом Cartier. Именно они предоставили большинство украшений (разумеется, ар-деко) от серег до колье "с невероятным количеством бриллиантов", что мы видим на Маргарите во время ужина со свитой Воланда

Под катом ювелирные изделия Cartier в фильме
          [Spoiler (click to open)]


Юлия Снигирь в украшениях Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"


Слева: колье Cartier Ypsilon из белого золота, с бриллиантами и рубинами общим весом 4,34 карата  Справа: подвеска Cartier в стиле ар-деко



Юлия Снигирь в украшениях Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"



Серьги из платины с бриллиантами и двумя замбийскими изумрудами общим весом 20,62 карата. Обручальное кольцо Cartier Trinity. Cерьги Cartier 1895 из платины, с бриллиантами и мозамбикскими рубинами общим весом 5,77 карата



Евгений Цыганов и Юлия Снигирь в украшениях Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"



Август Диль в часах Cartier в фильме "Мастер и Маргарита"


"Мы вели очень плотную работу с домом. Нам показывали все украшения - и мы выбирали из них те, что лучше подходят под образы. Не обошлось, правда, и без курьезов. Обычно все украшения бронируют под съемки и их никто не может продавать. Так вот нам оставалась буквально финальная сцена в одних серьгах, когда выяснилось, что они уже где-то на пути в Швейцарию клиентке. В итоге развернулась операция по их возвращению с таможни в духе фильмов про агента 007. Из-за сережек встал весь съемочный процесс. Но они определенно того стоили", - делится Галя.

ИМПЕРИЯ

Еще один мир, созданный в фильме, - пространство истории о Понтии Пилате. В нем подчеркнута монструозность, стремление подавить человека масштабами имперской архитектуры. Иешуа здесь на голову ниже почти двухметрового Пилата и выглядит воплощением "маленького человека" перед лицом государства.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Мастер пишет не роман, а пьесу "Пилат", которую начинают репетировать, а потом отменяют в театре, масштабами схожем разве что с Театром Армии, хотя, скорее всего, это библиотека имени Ленина, не менее монументальная.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

С другой стороны, клиника карательной психиатрии, в которой заточены Мастер и поэт Иван Бездомный, вызывает ассоциации уже не только с утопическими советскими проектами 1920-х, но и с итальянской архитектурой времен Муссолини. В частности, бесконечные, несоразмерные человеку анфилады вызывают в памяти такие знаковые постройки, как Дворец итальянской цивилизации.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Да и в далеком прошлом Пилат оглашает приговор с балкона дворца, по стенам которого развешаны узкие вертикальные флаги, за долю секунды отсылающие зрителя к муссолиниевской эстетике. Логично: в конце концов, Рим - родина Пилата, и играющий его датский актер Клас Банг говорит на латыни.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ’ АРТЕ



Коровьев, Азазелло

В сцене, которую свита Воланда во главе со своим хозяином разыгрывает, заменив советский утопический мюзикл "Вперед, в будущее!" на сеанс черной магии с последующим показом мод, можно разглядеть и черты комедии дель арте. Из всех масок ярче всего считывается Арлекин - Коровьев в исполнении Юрия Колокольникова.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

"Костюмы Коровьева до этого момента - воплощение всего разнообразия клетки. Во время представления клетка на нем совершенно преображается, становясь изумрудно-фиолетовыми ромбами из бархата (спасибо за производство этого и других его костюмов мастерской "Арт-пати"). Он неслучайно здесь перевоплощается в некоего Арлекина. В ходе исследований в рамках подготовки к фильму мне стало очевидно, что Булгаков использовал Арлекина в качестве прототипа этого персонажа. Коровьев действительно эдакий шут и в то же время трикстер в нашей истории", - объясняет Галя Солодовникова.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Один из плутовских номеров, что он разыгрывает с Азазелло, - импровизированный показ мод, которым управляет со сцены Гелла. Она комментирует новинки зарубежных домов мод, перечисляя при этом знаковые для того времени ароматы: "Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар!". На подиуме в этот момент манекенщицы демонстрируют платья, расшитые кристаллами и перьями в духе ревущих 1920-х.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Здесь художницы по костюмам вновь поделили полномочия: сам показ мод делала Галя, а превращение публики - Ульяна. По сюжету, свита предлагает всем зрительницам обменять то, в чем они пришли, на импортные наряды - для этого нужно всего лишь заглянуть в примерочную. По словам Полянской, то, что происходит в кадре дальше, - одна из самых технически сложных задач, которые решал костюмный цех "Мастера и Маргариты": "Для фокуса на показе мод нужно было сделать слетающие волшебным образом платья. Мы очень долго тестировали все лекала и дополнительные элементы в виде лесочек, липучек и кнопок, чтобы платья слетали буквально за секунды! И прорабатывали детали, пока наконец не получилось".



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

-  Для эпизодов в варьете я  изучала много материалов, фотографий, в том числе пользовалась онлайн-библиотекой Музея Виктории и Альберта в Лондоне, где сохранились уникальные эскизы костюмов высокой моды тех времен. На их основе мы шили и модели для показа.  Кстати, удивительный вывод: нельзя сказать, что мода за 100 лет очень сильно трансформировалась.- рассказала Полянская
- Какие-то вещи, которые носят девушки на показе в варьете, могут показаться космическими, например, платье с драпировкой и капюшоном, но тогда уже были ткани с металлизированной нитью, и они давали такой эффект.

СТИМПАНК

Над Москвой летают дирижабли, а небоскребы отапливаются газом. Традиционные для стимпанка декорации викторианской Англии заменены советской утопией, но, по сути, это все та же встреча футуризма и ретро. Поэтому совершенно естественно, что элементы стимпанка присутствуют не только в пространстве романа о Мастере и Маргарите, но и в мире "булгаковской" Москвы, подчеркивая ее фантазийность.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Икона стимпанка среди героев - определенно Воланд, сыгранный немецким актером Аугустом Дилем. Он всегда в викторианском двубортном пальто, в костюмах, брюки, вполне в духе великих диктаторов заправляет в высокие сапоги. И конечно, дьявол, как и положено, кроется в деталях, над которыми Галя Солодовникова работала вместе с художницей Сашей Ароновой и ювелиром Катей Рабей.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

"Перстни, запонки, броши, фибулы, пуговицы костюмов - мы работали над каждой деталью костюма Воланда, которая могла быть видна в кадре. Так как Воланд - это некая сила без возраста и времени, владеет магией и знанием всех цивилизаций, то в его костюме отражены сакральные знаки с отсылками к Древнему Египту, стилизованные под ар-деко. Вместе с командой Дениса Лищенко, художника-постановщика, мы разрабатывали логотип Воланда W и внедрили его в костюм, украшения и личный реквизит. У нас получилось деликатно разместить его на пуговицах рубашек - этот акцент не бросается в глаза, но ты как бы всегда помнишь, с кем имеешь дело. Как бы он ни маскировался под простого путешественника, перед тобой сам Мефистофель. И он так же легко превращает город М в свое царство W, как буква „М“, обозначающая станцию метро, превращается в „W“ с визитки Воланда, отражаясь в луже, мимо которой он проходит", - рассказывает Галя Солодовникова. Завершает образ Воланда трость, которая в его руках больше походит на скипетр.



Разрабатывала ее команда художника-постановщика Дениса Лищенко: "Мы долго обсуждали с ним, какой она должна быть. По Булгакову, трость венчает голова черного пуделя, но мы посчитали, что нашему герою пудель по характеру не очень подходит. Поэтому ее венчает голова Анубиса".



ПОСТ-ПОСТ И МЕТА-МЕТА

Очевидно, что роман Булгакова стал для создателей фильма лишь отправной точкой - и именно это определило успех. До картины Локшина книга казалась "проклятой" не только для кино, но и для театра, об нее ломали зубы многие постановщики. Предложенное сценаристами Романом Кантором и Михаилом Локшиным решение оказалось на удивление простым. Они отошли от романа и посмотрели на него со стороны, воспользовавшись известной теорией об автобиографичности булгаковской истории. Напрямую отождествив Мастера с его создателем, они все равно не стали делать вид, что часть этой истории происходит "на самом деле" - "реальность" в фильме лишь чуть менее фантазийна, чем вымысел. Но есть вещи и более возмутительные с точки зрения педанта, считающего, что в кино все должно быть "как у автора". Создатели, например, откровенно задвинули на второй план комедию - весь тот адский балаган воландовской свиты, который так ценят фанаты романа. Новая киноверсия "Мастера и Маргариты" почти не вызывает смеха в зале, это мрачный фильм как по колориту, так и по содержанию. Это отдельная вселенная, уже не булгаковская, а пост- и мета-, включающая тяжелый опыт последующего столетия.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Существенные расхождения с оригинальным текстом считываются и в костюмах. "В белом плаще, с кроваво-красным подбоем» перед нами появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат, и дальше окажется, что образы из "иудейской" части фильма - кованые доспехи, плащи, туники - чуть ли не единственные, совпадающие с источником.

"Проект изначально даже не назывался "Мастер и Маргарита", а был "Воландом", чтобы зрители воспринимали его как отдельное произведение. Этот фильм "Мастер и Маргарита" - не иллюстрация книги "Мастер и Маргарита". Поэтому мы старались разработать уникальный стиль для каждого персонажа. Не делать дословно так, как написал Булгаков", - поясняет расхождения Галя Солодовникова.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Так, например, когда Мастер впервые встречает Маргариту, она одета не в черное платье, как в оригинале, а в фиолетовый костюм. "Фиолетовый - ее мистический цвет. Позже, в расцвете любви она переходит к светлым цветам через оттенки зеленого и голубого - цвета того самого моря, которое Мастер называет чем-то, что очень любит, хотя ни разу в жизни его не видел. И в финале она вновь приходит к мистическому лилово-фиолетовому, когда "превращается в ведьму" и падает в вечный сон", - рассказывает Галя.

- Мы долго искали образ Маргариты - говорит Галина. - Изучали уже существующих героинь в других постановках. И конечно, я исследовала эпоху, смотрела икон стиля того времени: и российских, и западных. В их числе Марлен Дитрих и Кэтрин Хэпберн. Этот голливудский шик есть и в нарядах Маргариты. Потому что героиня у нас вне советской эстетики: она более элегантная, более изящная. У нее успешный муж, у которого связи, и она получает вещи из-за границы, для нее шьют в ателье наряды по лекалам французских модельных домов. Так в те времена было и на самом деле: из-за рубежа привозили лекала, и вся элита одевалась утонченно. И в народе начали продвигать идею, что женщину из работницы надо превращать в элегантную даму.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"  В фильме есть  платье-антиквариат - очень красивое темно-вишневое со шлейфом. Ему реально 100 лет.



Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" Светлая блузка и брюки - более эмансипированный образ Маргариты. Тогда брюки у женщин только входили в обиход, это был писк моды.
        Остсюда   Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up