Осетинский Дед Мороз - Митын Дада

Dec 28, 2023 22:30



Если бы еще несколько лет назад осетин спросили, как называется их Дед Мороз, они бы, наверное и не поняли, потому что их древние и почти в последнее время забытые традиции зимних новогодне-рождественских праздников были связаны c солнцем и  Артхуроном - божеством огня в осетинской мифологии. Арт - огонь, хур - солнце, то есть Артхурон означает "солнечный огонь» или Огонь Солнцевич (Огонь, сын Солнца).


И соответственно, праздники характеризовались специальным угощением - круглым  ритуальным пирогом  Артхуроном  в виде солнца с монеткой внутри, которым нельзя было угощать гостей, его ели только члены семьи.

Но в стране случилось нашествие Дедов Морозов. В каждом регионе пытались придумать что-то свое, придав новогоднему персонажу  местный этноколорит. Так в Осетии появился Митын Дада (Снежный дедушка)
Митын Дада  - персонаж из национальных легенд, но появился он только в первой половине XX века и именно с Новым годом первоначально никак не был связан.  Сейчас пo легенде этот суровый, но по-своему добрый и справедливый волшебник живет высоко в горах, никакой резиденции для встречи гостей не имеет, практически ведет жизнь отшельника  и только раз в году спускается к людям на торжество, чтобы подарить подарки или исполнить желания, а заодно узнать самое главное: помнят ли дети историю своих предков, слушаются ли родителей, какие у них успехи в учёбе, насколько хорошо они себя ведут.


Одевается осетинский дедушка как настоящий горец: белая папаха (уæлдзарм худ) - вместо шапки, белая бурка (уселседарсен нымсет) -вместо шубы, вместо валенок - æрчъиаг дзабыртæ (зимние сапоги), вместо посоха - деревянная трость. Борода и тулуп у Митын Дада тоже белые. На тулупе голубые вставки и газыри (вместилище для пороховых зарядов). Папаха, борода и бурка из овечьей шерсти - основные атрибуты одежды мага-дарителя, а другие элементы могут отличаться. Так, например, тулуп заменяется на черкеску.

Но давайте сначала о местных традициях поговорим, они Новым годом совсем никак не ограничиваются

В самом конце декабря в ночь со сpеды на четверг в Северной Осетии празднуют Цыппурс, который открывает собой череду зимних праздников аланов. По древним еще языческим традициям огнепоклонников это праздник нового рождения Солнца и разворота к весне, возвращения света и тепла после зимних холодов.
- Примерно через неделю после празднования Цыппурса, когда на небе появлялся новый месяц, отмечается Ног бон. В переводе с осетинского это дословно означает "Новый день", что является своеобразным аналогом Нового года, - рассказывает  заместитель министра культуры Северной Осетии, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Залина Кусаева. - Таким образом, в календаре аланов один за другим, с перерывом в несколько дней, идут два праздника - Цыппурс и Ног бон. Но уникальным в нашей этнокультурной традиции является еще и то, что в Осетии празднуют и христианское Рождество, и общепризнанный Новый год, а также проводят древние национальные торжества зимнего цикла.



Цыппурс и Ног бон не случайно отмечаются в ночь со среды на четверг, потому что именно четверг, в соответствии с традиционными верованиями осетин, считается Днем Всех Святых (не путать с католическим праздником и американским Хеллоуином!), когда пробуждаются самые разные мистические силы. Носят они отнюдь не зловещий, а, наоборот, добрый характер.

Как раз в это время и приходит  Митын Дада - "Снежный дедушка".
Он не только приходит в дома людей, но и расспрашивает, кто как вел себя целый год, и дарит подарки. Несмотря на большую схожесть с традиционным Дедом Морозом, Митын Дада отличается ярким местным колоритом. На голове у осетинского "Снежного дедушки" белая папаха, а на грудь ниспадает седая борода. Белого цвета и тулуп на нем, но с голубыми вставками. На ногах - не валенки, а сапоги. В руках - не посох, а ветвистая трость из дерева. Спереди на тулупе нашиты газыри, подчеркивая кавказские мотивы.


- Когда Митын Дада входит в помещение, то впереди себя он бросает зерна пшеницы, которые символизируют добро и достаток, - рассказывает руководитель аниматорской группы "Альпина" Залина Короева. - Затем он расспрашивает, кто как себя вел целый год, но просто так подарки не раздает и может потребовать проведения ирата ерш каныш - то есть соревнования джигитов. И только потом вручает призы победителям. Но, как вы понимаете, без гостинца никто не остается, даже те, кто проигрывает. Сейчас осетинского Митын Дада на корпоративы и детские утренники приглашают примерно на 60 процентов чаще, чем привычного всем Деда Мороза.



А еще - не менее важным героем Цыппурса и Ног бона является Солнце. Его олицетворяет костер. Ведь задача людей на этих праздниках - помочь светилу набраться сил и вернуться. А вместе с собой принести весну и тепло. Поэтому во дворе домов часто зажигается костер, вокруг него водят хороводы, через него прыгают. На его углях принято жарить бараний жир и приговаривать: "Как шипит этот жир, пусть так же весело пройдет весь этот год". И еще: "Пусть все зло останется в огне, а к нам придет только добро".



По традиции в дом принято заносить щепки (по числу членов семьи в доме) - они олицетворяют свет и достаток, а также большое полено, которое кладут в камин и зажигают как символ тепла в семье на весь будущий год. Но сейчас эту традицию соблюдают реже - настоящий дровяной камин есть далеко не в каждом доме.
Зато пирог Артхурон на Ног бон пекут обязательно. Его начиняют или мясом, или сыром и бараньим жиром - чтобы был сытный. Запекают в нем и разные предметы, которые символизируют счастье и благополучие - монетки или украшение. И каждому в его кусочке пирога достанется что-то особенное. Главное - есть аккуратно.



Среди праздничных ритуальных блюд самым важным считался большой круглый пирог Артхурон. Во время выпечки в него клали монету, зерна, шерсть. Затем пирог делили на несколько частей по числу членов семьи. В зависимости от того, что попадало членам семьи, было ясно: если монета, значит, богатый жених или удача в новом году, если зерна, год будет богат хлебом, пучок шерсти - много скота.

Но перед тем как вся семья садится за стол, существует традиция покормить домового - чтобы весь год он был добрым и помогал хозяевам. Делается это просто: из комнаты, где находится уже накрытый стол, все выходят минут на пять-десять, давая возможность домовому попробовать каждое блюдо, и только потом возвращаются и начинают трапезу. Причем не важно, оказались ли надкусаны угощения или нет - главное, что потустороннего покровителя дома пригласили их отведать.



- Еще одним элементом празднования в Ног бон является веселый ритуал, который называется хадзаронта, - рассказывает руководитель фольклорного этнографического ансамбля "Кубады" Миральда Габанова. - В переводе это означает "ряженые домочадцы" и представляет собой небольшое театрализованное представление, похожее на колядование, которое соседи устраивают друг для друга. "Гости" наряжаются в костюмы оленя и медведя и приходят к хозяевам дома с пожеланиями добра, счастья и достатка. Все делается в шутливой и веселой форме. Задача представления - не получить от хозяев побольше угощений, а передать им максимальное количество добрых пожеланий на будущий год и таким образом благословить семью от имени окружающих и ввести ее под покровительство высших сил.



Примечательно, что в Осетии до сих пор ведется некая не особо оживленная дискуссия, нужен ли Снежный дед Митын Дада, если есть свой собственный древний персонаж Новый день - Ног бон. И иногда эти два героя начали появляться вместе, Ног Бон как спутник Митын Дады. Вот здесь они вместе

По словам Миральды Габановой, гости обязательно должны по традиции прокричать такие слова: "Желаем, чтобы ваш мужчина убил оленя, а женщина родила сына". А взамен от хозяев требуют "кусочек печенья". Затем, во время проведения хадзаронта, один из гостей якобы внезапно "заболевает" и ложится на пол. Вылечить его могут только угощения хозяев. Обычно это яблоки и конфеты.
Интересно, что упоминания о елке во время празднования Цыппурса и Ног бона в осетинских источниках нет. Появление вечнозеленого дерева  - новшество уже нынешнего времени, которое показывает смешение у разных народов известных культурных традиций.

Вот такой вот сейчас  этнический осетинский Новый год - продукт  интересного культурного обмена и культурного взаимодействя. Следствие всероссийского Нашествия Дедов Морозов.

костюм, Россия, праздник, #такаязима, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up