Среди советских фильмов на новогоднюю тематику есть те, которые мы все неоднократно смотрели и любим пересматривать до сих пор - настолько душевные и искренние эти работы. Но есть и те, которые по определенным причинам не получили столь широкой известности, однако это не помешало им оставаться такими же добрыми и захватывающими. И одним из таких фильмов является “Снежная сказка” режиссеров Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая, снятая в 1959-м году.
Этому фильму не повезло - заподозрив в сатире на Хрущева, ему дали четвертую категорию проката, практически положив на полку. Чтобы понять, почему так получилось, надо разобраться в предыстории.
Кадр из фильма "Снежная сказка". В школьном спортзале украшают новогоднюю ёлку.
К концу 1950-х годов в СССР было два знаменитых киносказочника - Птушко и Роу.
Александр Птушко снимал авторскую сказку и эпос, причем делал это всe в рамках государственных запросов. В 30-е снимал революционное и классовое, в 50-е патриотическое и интернационально-дружественное.
Александр Роу специализировался на народной сказке с вкраплениями авторского. Его творческая биография похожа на Птушко - в 30-е классовое, в 50-е патриотическое и интернациональное.
Кроме того появляется новое имя - Надежда Кошеверова и сказка "Золушка", не вписывающаяся ни в революционно-классовое, ни в патриотическое, просто про любовь.
Птушко в "Новом Гулливере" и Роу в "Новых похождениях Кота в сапогах" сняли истории, где современные дети попали в сказку, то есть отошли от классической киносказки, поместив в сказку современных героев, но саму сказку в настоящее не перенесли.То есть в советском кинематографе существовала никем не занятая ниша современной сказки, где действие происходит в настоящем.
Кадр из фильма "Снежная сказка".
И именно такую сказку и попробовал снять совсем молодой и неопытный режиссёрский дуэт Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова. Скажу только, что после неприятностей со "Снежной сказкой" в тему сказки нашего времени зашел многоопытный Птушко, сняв фильм "Сказка о потерянном времени" , а вообще вид современной сказки, где действие происходит в нашем времени и среди обычных людей, стал массово популярен, по-моему, уже только в нашем веке, когда герои начали без проблем перемещаться между сказочными мирами и современными. Особенно любят помещать в современный мир Кoщея с Бабой Ягой и всяких новомодныx вампиров с зомби, благо их в русских народных сказках и не было никогда.
Ну то есть молодые и неопытные режиссеры в конце 1950-х замахнулись на своего рода прорыв в традициях.
Кадр из фильма "Снежная сказка". Предновогодняя суматоха в магазине
Для тех, кто сказку не смотрел, сюжет там следующий:
Канун Нового года. Мальчик Митя, который любит фантазировать, в шутку рассказывает в школе товарищам, что его детские игрушечные часики c нарисованными стрелками - волшебные и могут остановить все часы на свете, остановить время или даже оживить снежную бабу. Ему, конечно, никто не верит.
Митя вставляет в Снежную бабу сердце - "волшебные часы", фабрика "Игрушка", второй сорт и произносит заклинание.
Но все фантазии его неожиданно сбываются: снежная баба, которой Митя вставил вместо сердца часики, оживает, превратившись в прекрасную девочку, и он назвал её Лёлей.
Митя и Леля (превратившаяся в девочку Снежная баба).
О существовании часов узнаёт Старый год - загадочный старик, очень не желающий наступления Нового года - ведь это знаменует смерть его самого. Он решает завладеть ими, чтобы остановить время и навсегда закрепить своё существование. При этом он думает, что этим своим поступком поможет людям.
Старый год в окружении Снежных баб, которых он собирается оживить.
Тщетно пытаясь выпросить у Мити и Лёли часы, Старый год отбирает у детей коробку с тремя невзрачными предметами - монетой, угольком и клочком бумаги с сургучной печатью. Этими волшебными вещами он оживляет ещё трёх снежных баб, делая их своими помощницами, и пытается с их помощью успеть за десять часов до прихода Нового года найти волшебные часы.
Ожившие Снежные бабы по имени Бумажная Душа, Черная Душа и Продажная Душа.
Ну вот это, собственно, все главные герои. Есть есть небольшая роль часового мастера и совсем эпизодическая роль шофера грузовика, плюс массовка.
Художником по костюмам в фильме была Людмила Ряшенцева.
Современных героев она одела в обычную современную одежду 1950-х.
Действие происходит в деревенской школе, лесу и городе, где в башне с часами живет Старый год.
Игорь Ершов - Митя
Митя - типичный деревенский мальчишка в свитере, пальтишке, шапке-ушанке и валенках,так же как и остальные дети в деревенской школе
Негородские сцены снимались где-то в деревеньке под Серпуховом. Дети вставали в 6 утра каждый день, готовились, гримировались, одевались - снимали в основном на улице. Приходилось по три раза за съёмку менять намокшие рукавицы и валенки, чтобы не замёрзнуть. После 5 вечера, когда темнело, шли в школу заниматься!
Николай Сергеев - Петушков, часовой мастер
Часовой мастер - "белый воротничок" из небольшого городка, тоже в пальто, шапке-пирожке, а в помещении в белой рубашке с галстуком, костюме и вязаной жилетке. Водителя даже полностью не видно, он за рулем сидит... на голове шапка-ушанка, свитер почти как у Мити и тулупчик/пальтишко тоже похожее.
Игорь Ершов - Митя, Михаил Пуговкин - шофёр
А вот сказочных героев одели по-особенному, постаравшись сделать модными.
При этом надо помнить, что 1950-е годы - это время, когда классический образ традиционных новогодних героев еще не устоялся, он все еще был в развитии.
Например, у Деда Мороза еще не было традиционной спутницы Снегурочки, а, если Снегурочка где и появлялась, то она была маленькой девочкой, то есть внучкой. Великовозрастной девицей Снегурочка стала позже и в связи с новогодними утренниками, где нужны были взрослые актрисы для исполнения роли.
В советских мультфильмах традиционным спутником Деда Мороза и одним из главных новогодних персонажей был Снеговик-почтовик, он в то время был вместо Снегурочки (отсюда, видимо, и сказочные Снежные бабы в фильме)
Фильм "Снеговик-почтовик" Л.Амальрика (1955)
Именно в 1950-е годы на новогодних открытках очень популярен был образ Старого года, передающего эстафету Новому году, причем Новый год изображался мальчиком, а Старый год стариком, чем-то похожим на Деда Мороза
Советские новогодние открытки. Слева эстафета 1957-го года, справа эстафета 1959-го.
B образе Лёли, родившейся из Снежной бабы, отчетливо просматривается образ маленькой девочки-Снегурочки. Она очень красивая, нарядная, модная и праздничная.
Алла Кожокина - Лёля
Очень нарядное и красивое голубое платье, выглядящее немного диссонансно на фоне обычной одежды в деревенской школе
Алла Кожокина - Лёля
Шубка Лёли тоже выглядит как что-то немного сказочное и снегурочкино. С одной стороны, это достаточно обычный для того времени предмет одежды -вот для сравнения Чук и Гек из 1953 года, тоже в шубках, только подвязанных ремнями, чтобы потеплее.
Лёля из "Снежной сказки" 1959 год и Чук и Гек из одноименного фильма 1953 год
Но Лёлю одели не просто в шубку, а в очень необычную шубку. Она похожа на шубку из натурального меха, что-то типа нерпы, украшена орнаментом, она свободная, без обычного ремня. На ногах у Лёли не валенки, а что-то больше похожее на бурки. Хотя, может быть, иногда это были и светлые валенки, с учетом того, что намокшую обувь детям все время приходилось менять
Алла Кожокина - Лёля
Ну а капюшон дополнительно придает ей что-то снегурочкино, хотя капюшоны в детской одежде в то время были достаточно распространены.
Москва. Открытие магазина "Дом игрушки" на Кутузовском. 1962 год.
Перейдем теперь к образу Старого года.
Изобразить его хоть как-то похожим на Деда Мороза было совершенно невозможно. В фильме Старый год бегает по городу как обычный человек и никто даже не подозревает, что он сказочный волшебник. Соответственно, и изображать его надо было как обычного человека.
Евгений Леонов - Старый год
От сказочного образа у Старого года осталась только очень не по-советски выглядящая растительность на лице, и то не длинная окладистая борода, а что-то такое ... мне почему-то гномов напоминает.
Из референсов мне лично в голову приходят дореволюционные рождественские открытки, когда Деда Мороза как деда Мороза еще вообще не было, а пытались найти и образ и имя тому герою, который за ёлку отвечает. И как только не экспериментировали со всякими Дедами Ёлкиными.
Дореволюционные рождественские открытки
Дореволюционная рождественская открытка
Одеваем ёлочного деда в современное темное пальто, шарф и шапку, как современные люди носят, желательно помоднее, делаем ему прическу и бороду как у сказочного гнома и, вуаля, Старый год готов.
Евгений Леонов - Старый год
И модный он почти такой же как лично Никита Сергеевич Хрущев.
И опять предыстория, на этот раз политическая. Чего не так с этой шапкой Хрущева то было (и не только шапкой, но об этом позже)
Слева Старый год, справа Хрущев - в одинаковых шапках.
Осенью 1953 года (через полгода после смерти И.В. Сталина) Никита Хрущев занял пост первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии СССР, фактически забрав высшую власть в стране в свои руки. Этому партийному функционеру удалось переиграть сначала всесильного Лаврентия Берию, а затем и председателя Совета министров Георгия Маленкова.
В 1957 году восхождению Хрущева пытались помешать обиженный Маленков в коалиции с Вячеславом Молотовым, Лазарем Кагановичем и "примкнувшим к ним" Дмитрием Шепиловым. Однако реванш не состоялся. Сподвижники Сталина потерпели разгромное поражение и оказались окончательно вытеснены с политической арены СССР.
В 1958 Н. С. Хрущев объединил два важнейших поста в собственных руках: Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров.
Реальное экономическое и социальное положение в стране в конце 1950-х ухудшается, и это раздражает как народ, так и элиты.
Как пример: "Народ Хрущева не любит, его бесконечная болтовня и обещания всем надоели. Люди надеются на сохранение мира и улучшение своего материального благосостояния, но и то и другое может не осуществиться" - пишет в своем дневнике Николай Каманин, летчик, организатор и участник подготовки первых советских космонавтов.
В начале-середине 1960-х гг. в народе придумали и исполняли (на кухнях) припев на мотив популярной в 1940-начале 1960-х песни "Огонёк": "А Хрущев-паразит в кукурузе сидит, - огонёк, огонёк….".
Неудивительно, что, когда в 1962 году в СССР распространились слухи, что на Хрущева в Минске было совершено покушение, советский народ в едином порыве никак на это не отреагировал. В конечном итоге, в 1964 году Хрущев фактически был смещен с высших руководящих постов условной "группой Л.И. Брежнева".
Слева Старый год, справа Хрущев - в одинаковых шапках.
К истории фильма "Снежная сказка" эта прелюдия имеет отношение тем фактом, что цензура узрела в образе Старого Года жирный намёк на главу советского государства, который де "не хочет уходить с поста", подобно тому, как герой Леонова не хочет уступать место Новому Году, и пытается остановить время.
Перейдем к образам Снежных големов, простите, баб.
Самая главная и самая противная, а также самая колоритная - Черная Душа, которая олицетворяет подлость. Её оживление - результат действия "уголька из трубки Кощея Бессмертного" -
Клара Лучко, сыгравшая роль Черной Души, оставила воспоминания, в том числе и об этом фильме
"…Эльдар Шенгелая и Алексей Сахаров снимали "Снежную сказку". Это была их первая картина, по сути - дипломная работа. Художественным руководителем у них был Сергей Иосифович Юткевич. Мне предложили сыграть необычную роль Черной души. Моя роль была не только характерной, но и эксцентричной.
Дети звали меня тетя Клепа. Я носила парик, черную шубку и детское железное ведерко на голове.
Клара Лучко - Чёрная Душа высматривает в деревенской школе Митю среди детей, которые наряжают ёлку
Моя Черная душа то и дело интриговала, всех обманывала и выкрала в конце концов часики, чтобы втайне от других снежных баб отвезти их Старому году. Он очень нравился Черной душе, и она с ним кокетничала. Роль Старого года играл Евгений Леонов.
В фильме была такая сцена: зима, я еду на велосипеде, за мной гонятся Продажная душа и Бумажная, хотят у меня отобрать часики, и я пытаюсь от них удрать…
Наступил день съемок. Дорога как зеркало. Мороз градусов двадцать пять, а то и больше. По такой скользкой дороге не то что на велосипеде ехать - ходить опасно.
Но режиссеры молодые, азартные. Это их первая работа.
- Клара Степановна, - говорит Эльдар Шенгелая, - мы придумали так. Вы едете на велосипеде, а вас обгоняет грузовик. С заднего борта свисает цепь. Вы хватаетесь за эту цепь одной рукой и удираете…
У меня внутри все похолодело. Но виду я не подала. Неудобно же сказать, что я боюсь. Молчу.
Шенгелая посмотрел на меня и улыбнулся:
- Я вам сейчас покажу.
Сел на велосипед, и, когда появилась грузовая машина, ловко схватился за цепь одной рукой, а другая осталась на руле велосипеда…
- Все очень просто, - сказал он.
Ему‑то просто, а я на велосипеде ездила только в детстве.
Клара Лучко - Чёрная Душа
Чтобы никто не видел, я незаметно подошла к шоферу машины:
- Я вас умоляю, я очень боюсь… Если можно, как только вы поравняетесь со мной, сбавьте ход. Чтобы я успела схватиться за цепь. Пожалуйста, я вас прошу…
- Понял… Я и сам вижу, что это опасно, - сказал шофер.
Начали снимать.
Я еду на велосипеде. Руль не слушается, виляет из стороны в сторону, потому что скользко. Обгоняет меня машина, а рука словно застыла, никак не отрывается от руля.
Усилием воли заставляю себя все‑таки схватиться за цепь. А еще нужно обернуться, победно глянуть на тех, кто пытается меня догнать…
И когда режиссер скомандовал "Стоп!", то по инерции мой велосипед поехал под колеса машины. Я с перепугу свалилась в сугроб.
А режиссер говорит:
- Надо повторить. Очень медленно ехала машина. Надо побыстрей.
Сняли еще два дубля. И каждый раз при команде "Стоп!" я падала в снег. И это меня спасало.
Я гордилась собой и была рада, что никому ничего не сказала, не подала виду, что мне страшно.
- Ну, вот видите, - сказал режиссер. - Все очень просто…
- Конечно, - согласилась я. - Совсем и не страшно.
Хотя после съемки очень долго не могла прийти в себя.
Зинаида Нарышкина - Бумажная Душа, Клара Лучко - Чёрная Душа, Вера Алтайская - Продажная Душа
Режиссеры все время что‑нибудь придумывали. Однажды Шенгелая пришел в павильон и сказал:
- Клара Степановна, сегодня я буду сниматься вместо вас.
- Почему? - спросила я.
- Я придумал, что Черная душа должна спускаться вниз по перилам лестницы. Но вы видите, какая она крутая. Это опасно, и я не хочу за вас отвечать. Так что давайте ваш костюм.
Шенгелая надел парик, ведерко на голову и с трудом влез в мою шубку. А когда натянул шелковые прозрачные колготки, то сквозь них были видны его волосатые ноги. Это было очень смешно.
Клара Лучко - Чёрная Душа
Бумажная Душа - "канцелярия", "сушеная вобла в очках", чей принцип: формализм. Пусковым механизмом для ее оживления послужила "Сургучная печать из волшебной канцелярии".
Зинаида Нарышкина - Бумажная Душа, Клара Лучко - Чёрная Душа
Бумажную Душу одели в темно-серое драповое пальто, фетровую серую шляпу-котелок с пером и очки, а в руки дали сломанную лыжную палку.
Зинаида Нарышкина - Бумажная Душа, Клара Лучко - Чёрная Душа, Алла Кожокина - Лёля
Продажная Душа - типичная торговка, - хабалка, как определяли подобный тип в народе. Принцип: все продается и покупается. Материализовалась при вкладывании в ее тело волшебной монеты, возвращающейся к своему хозяину (аналог известного в сказках "неразменного пятака").
Зинаида Нарышкина - Бумажная Душа, Клара Лучко - Чёрная Душа, Вера Алтайская - Продажная Душа
Одета Продажная Душа в красное пальто с лисьим воротником и розовый пуховый платок, а в руках у нее корзина без дна
Вера Алтайская - Продажная Душа, Алла Кожокина - Лёля
Черная Душа - самая умная, хитрая и беспринципная. Бумажная и Продажная душа по сравнению с ней выглядят как какие-то дурочки.
Тем не менее, именно им в фильме дается возможность произнести речи, каким они видят будущее, где время остановилось. Речи эти до такой степени глупы, чванливы и одновременно чем-то волюнтаристски-популистски современны, что у меня лично возникло чувство, что в то, что фильму дали четвертую категорию, виновата даже не столько шапка, сколько вот эти речи. В той ситуации, которая царила тогда в стране, речи бы эти разошлись на цитаты. У народа русского с юмором все в порядке, особенно политическим.
Фильм получился каким-то готическим - мрачноватым для своей возрастной группы, без шуток и веселья. Хотя, вроде бы и веселье, и шутки в фильме есть - ведь роль главного, отрицательного героя (Старого года) досталась обаятельному, и в те годы еще молодому Евгению Леонову. Правда, веселье его какое-то наигранное. Доминируют в фильме ночные сцены, решённые в темно-синей гамме.
Кадр из фильма "Снежная сказка"
И вот эта вот совокупность всего - похожей на хрущевскую шапки, мрачноватой атмосферы фильма и пламенных и одновременно волюнтаристских речей про будущее из уст каких-то недоумков и волюнтаристок, вот она-то цензуру и насторожила.
Вот так вот модная шапка и оказалась роковой
Ну и последнее. Предновогодние кадры из фильма. Как это было в 1959 году
Кадр из фильма "Снежная сказка", люди несут домой ёлки, многие с воздушными шариками
Кадр из фильма "Снежная сказка", отдел игрушек в магазине, где Старый год гонялся за Часовым мастером и Митей
Кадр из фильма "Снежная сказка". Последнее, что делает Старый год перед наступлением Нового года - рассматривает в отделе игрушек калейдоскоп и говорит, что никогда в жизни не видел ничего более красивого.
Отсюда Отсюда