Что вы знаете про Вятку? Называется город сейчас Киров, но жители это название не любят и везде и всюду, когда можно, называют его по-старинному - Вяткой. А еще там куча всяких известных на всю страну брендов. Вот, например, Вятский квас. Помните, как его местный журналист на встрече с Путиным разрекламировал? А еще, хоть город и небольшой, но там кипит культурная жизнь, в том числе и сказочная.
Дома в Кирове/Вятке, раскрашенные в дымковском стиле
Город, например, знаменит своей дымковской игрушкой, о которой я расскажу в качестве бонуса чуть ниже.
Фестиваль "Вятский силуэт" 2023 г. Вдохновленная дымковским промыслом коллекция творческой студии "Тропинка" .
A еще сказочными персонажами - Вятской Кикиморой, Котом yченым, а вот с недавних пор еще и собственным Вятским Дедом Морозом по имени Мороз Афанасьевич.
Мороз Афанасьевич
Придумал Мороза Афанасьевича примерно 5 лет назад в местном Кировконцерте местный бизнесмен Руслан Мамедов, который, организовывал не только городские концерты, но и в праздничный сезон новогодние представления и выход обычного Деда Мороза на дом. Не знаю, это так успех Вятского кваса помог, или то, что в небольшой Вятке все рядом и Дед Мороз прямо таки просится в компанию к Кикиморе, но актер Афанасьев стал новым новогодним символом Вятки.Вот я даже кусочек карты решила показать
В центре расположен парк Аполло, где проводятся праздничные мероприятия, а также живут Вятская Кикимора и Кот ученый. Слева совсем рядом с парком расположился красивый и современный Tеатр кукол, а справа внизу находится Музей истории Хлынова, где проводят всякие мастер-классы, в том числе по раскрашиванию дымковской игрушки. Вот между этими тремя местами Мороз Афанасьевич с декабря по февраль и расхаживает, веселя местную детвору.
Мороз Афанасьевич в парке Аполло
Новогоднее представление в Вятском кукольном театре
Мороз Афанасьевич во временной резиденции в Музее истории Хлынова
Мороза Афанасьевича сразу сделали брендом города, с собственной сказочной историей, фирменными песенками и вкусняшками
Снегурочки у Мороза Афанасьевича нет. Легенда, которую придумали Морозу Афанасьевичу, сильно напоминает легенду даже не сказочного Санта Клауса, а христианского Святого Николая. Отсыл к Санта Клаусу явно виден в костюме. Вместо русской шапки Мороз Афанасьевич носит американский красный колпак с помпоном. А вместо валенок у него обувь, похожая на унты. А еще вместо мешка с подарками у Мороза Афанасьевича имеется чемодан с кучей наклеек. Ну а вот шуба у Мороза Афанасьевича фирменная вятская - в дымковских узорах. И чтобы быть похожим на дымковскую игрушку, Мороз Афанасьевич еще и маску на лице носит. еще больше .Дымковская игрушка
Бонусом - что такое дымковские игрушки (под катом)
Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Тем не менее считается, что история дымковской игрушки сначала была символом поминальных гуляний, а событие, которое стало судьбоносным именно для дымковской свистульки, называется Хлыновское побоище. Согласно легенде, либо в 1412, либо в 1418 году город Хлынов (также - Вятка, сейчас - Киров) осадили враги-новгородцы, но на помощь его жителям поспешили устюжане. Гарнизон города принял прибывшую подмогу за вражеский отряд и напал на союзников. Когда ошибка выяснилась, много хлыновцев и устюжан уже успело погибнуть. За нападение на союзников жителей Хлынова назвали "слепородами" и "свистоплясами". В память о нелепом сражении жители Хлынова ежегодно, в четвёртую субботу после Пасхи, устраивали праздник под названием "Свистопляска". После того, как слово обрело негативное значение, празднество переименовали в Вятскую свистунью.
Дымковская игрушка Однако никакими историческими документами легенда о Хлыновском побоище не подтверждается, а большинство историков и вовсе ставит её под сомнение. Тем более, что в 1412-1418 гг. город в официальных документах и летописях именовали Вятка, а укреплённый кремль, названный Хлынов и приведший к временному возвращению исторического названия города, выстроят здесь только в 1455 году. Поэтому ряд искусствоведов считает, что корни праздника надо искать не в военных хрониках, а в дохристианских языческих ритуалах. В тех временах, когда свисту придавали волшебное значение. На это указывает ещё один элемент Вятской свистуньи - катании шаров с обрыва, которые в великом множестве заготавливали к празднику. Этот ритуал очень сходен с запуском огненного колеса, который практиковали многие славянские племена и их соседи. Но важно одно: именно Свистопляска или Свистунья стала тем фундаментом, на котором вырос промысел дымковской глиняной игрушки - пожалуй, самой известной среди своих аналогов.
Дымковская игрушка
"Вятка. 13 мая. - Вчера здесь был праздник, основанный на историческом предании, единственный в мире по своей оригинальности и названию - это Свистопляска. Праздник Свистопляски всякий житель Вятки может легко узнать. Действительно, после полудня поднимается свист в глиняные на манер уток и берестяные дудки и продолжается дня 3 кряду, вероятно, до тех пор, пока дети их не переломают совершенно. Но не одним этим ознаменовано празднование Свистопляски. Около часовни по берегу оврага устраиваются в 2 ряда балаганы, полные глиняных изделий слободы Дымково, что за рекою; они состоят из кукол и групп их такой формы, что очень легко принять лошадь за барана и медведя за свинью; о форме человека и говорить нечего, только издали и то детское воображение притом без претензий может довольствоваться ими. О виде же и говорить нечего много, каждая фигура или полосатая, или вся в мушках, преимущественно черных или красных. Произведений этого рода Дымково заготовляет огромное количество в зимнюю пору, а весною сплавляет их преимущественно в Вятскую и Оренбургскую губернии, так что в год примерно этих изделий вырабатывается на сумму до 2 тысяч рублей… В Дымкове же приготовляется огромное количество глиняных шаров различных диаметров, начиная с вершка и менее, пустые внутри; их окрашивают или белой краской с крапинками черными и красными, или обмакивают в топленый вар (смолу) и продают не сотнями, а ведрами от 10 до 15 копеек за ведро. Эти-то шары охотники до борьбы и ссор между мальчиками, а иногда и взрослыми, бросают в овраг по скату, чтоб не ушибить кого, их ловят на перерыв стоящие внизу и по оврагу на откосе его, ссорятся и борются… Впрочем, глиняные куклы не всегда бывают дешевы; некоторые из них, в особенности группы, раскрашенные красками с паленкою золота сусального, доходят по цене до рубля и более, простые же не дороже 10 и 15 копеек". "Санкт-Петербургские ведомости", 1856 год
Дымковская игрушка
Дымковскую игрушку делали из особой местной красной глины, и расцвет дымковских изделий пришелся на конец XIX века, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города. На местную ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.
Дымковская игрушка
В начале ХХ века дымковская игрушка чуть не исчезла. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать - не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна - Анна Мезрина. Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.
Вот такой вот славный город и его сказочный дымовский Мороз Афанасьевич! В дополнение к вятскому квасу, Кикиморе и ученому Коту. Заповедное просто какое-то место эта Вятка