Часто бывает, что наследие талантливых мастеров предстаёт перед нами и осознается, когда их уже давно нет. И хорошо, что имена незаслуженно забытых фильмов, режиссеров и художников через какое-то время возвращаются к нам.
Премьера "Планеты бурь" состоялась через год после полета Гагарина в космос, 14.04.1962 г., и фильм тут же стал хитом сезона, так как был создан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших зарубежные аналоги. Право на прокат фильма приобрели 28 стран. Советская критика ругала фильм нещадно, в связи с чем в истории нашего кино "Планета бурь" осталась недооценённой и в какой-то момент забытой, при этом оказав мощнейшее влияние на мировую кино-фантастику, многое в которой выросло из этого фильма, те же "Звездные войны".
Поскольку фильм научно-фантастический, снимали его не на обычной киностудии, а на студии ЛенНаучФильм, при этом именно про костюмы особо рассказывать нечего, там одни скафандры. Поэтому художника по костюмам там не было, но работали разнообразнейшие художники, в том числе кукольники, например, знаменитая
Валентина Малахиева, которая сделала Суок и несколько других знаменитых кукол из знаменитых советских фильмов.
Куклы-космонавты. Созданы для комбинированных съемок фильма "Планета бурь" режиссера П.В. Клушанцева, 1961 г.
За декорации отвечал ученик Павла Филонова талантливый и самобытный ленинградский художник
Михаил Цыбасов И с художественной точки зрения это крайне интересный и уникальный фильм.
Художник-постановщик М.П. Цыбасов. Вулканы. Эскиз декорации к кинофильму "Планета бурь"
Художник-постановщик М.П. Цыбасов. Во временном прибежище. Эскиз декорации к кинофильму "Планета бурь"
По сюжету к Венере отправляются три космических корабля с научно-исследовательской миссией, однако в непосредственной близости от планеты один из кораблей погибает. Несмотря на значительный риск, команда оставшихся двух кораблей принимает решение не откладывать миссию в ожидании корабля-замены и осуществить высадку на планете...
"Планета бурь" была революционна в каждом своём решении, в каждой своей сцене.
Кадры из фильма
СССР был пионером как в космических полетах, так и в космических фильмах, принося на экран опыт реальных полетов. В ходе съёмок научно-популярного фильма "Дорога к звёздам" (1957) этого же режиссёра Павла Клушанцева, кинематографисты освоились с "космической" техникой, обогатились опытом, у них появились новые наработки. Создавать в кадре "космос" с живыми актёрами было уже делом привычным. Да и жизнь подсказала им много нового и интересного. В фильме были использованы последние данные, ставшие известными после полетов Юрия Гагарина и Германа Титова. И все же немало еще оставалось того, что следовало придумать самим, основываясь на предположениях современной науки.
Художник-постановщик М.П. Цыбасов. Планета бурь. Эскиз декорации к кинофильму "Планета бурь".
Для большей достоверности создатели фильма задались вопросом: чем характерна поверхность и атмосфера Венеры, какова её флора и фауна? Даже писатель Александр Казанцев, создавший сценарий фильма, не смог бы достаточно подробно описать нарисованных его фантазией представителей животного и растительного мира далекой планеты. Тут нужны были специальные знания.
Художник-постановщик М.П. Цыбасов. На неизвестной планете. Эскиз декорации к фильму "Планета бурь".
Съемочная группа обратилась за консультацией к крупнейшему советскому палеонтологу профессору Константину Флёрову.
Венерианская фауна. Кадры зи фильма
Так появились похожие на хвощи высокие "растения", сделанные руками студийных мастеров. Здесь же на студии "вырос" и "расцвёл" гигантский плотоядный цветок, чуть не погубивший одного из космонавтов.
Художник-постановщик М.П. Цыбасов. В подводном плену. Эскиз декорации к кинофильму "Планета бурь".
Основным материалом для цветка послужила губчатая эластичная резина.
Кадр из фильма "Планета бурь"
Внутри цветка во время съемок находился человек. Он двигал лепестками, прикрывавшими страшный зев. Щупальца цветка приводились в движение другими людьми. Они стояли за кадром с длинными палками в руках. К палкам от щупальцев тянулись тонкие незаметные нити, позволявшие создать иллюзию, что щупальца двигаются.
Кадр из фильма "Планета бурь"
Большую выдумку проявили художники, костюмеры и макетчики, создавая по эскизам профессора Флёрова летающих и бегающих "ящеров". Для воспроизведения сцен с "ящерами", напавшими на робота, были использованы резиновые костюмы. Их надевали низкорослые акробаты. Завершала костюм маска с зубастой пастью.
Кадр из фильма "Планета бурь"
Сложнее создавались эпизоды с летающим "ящером". Макетчики смастерили крылатую куклу. Чтобы заставить её летать был сколочен щит, на нём нарисовали хмурое облачное небо. В щите проделали отверстие, просунули сквозь него длинную трубу. Конец трубы за щитом прикрепили к подвижной тележке на рельсах. На другой конец, находившийся перед щитом, посадили "ящера". От его крыльев вдоль трубы тянулись нити.
Крылатый ящер. Сцены из фильмов
Сидевшие на тележке люди приводили крылья в движение. Двигалась и тележка. Всё вместе создавало видимость полета. Чтобы труба, на которой сидел "ящер", не попала в поле зрения, киноаппарат всегда стоял на той точке, откуда её не было видно: кукла прикрывала трубу своим телом. Людей и тележку закрывал щит, разрисованный под венерианское небо.
Что касается робота, "железного Джона", его сделали из легкой пластмассы, и тем не менее вес футляра достигал 50 килограммов. Робот "работал" на мускульной силе человека. Роль "железного Джона" исполнял чемпион СССР по вольной борьбе Борис Прутковский.
Борис Александрович Прутковский
Перед съемками верхнюю часть пластмассового футляра отвинчивали. Прутковский подходил к нижней половине и, держась за специальную перекладину, подтягивался на руках и затем опускался сверху в футляр. Ассистенты закрепляли верхнюю часть, присоединяли руки и другие детали. Этот процесс длился полчаса. Приблизительно столько же мог Прутковский без перерыва играть роль "Джона", после чего обязательно требовался отдых. Дело в том, что в герметическом футляре было нестерпимо душно и жарко.
Передвижение Джона
Чемпиону по вольной борьбе досталась самая трудная в физическом плане роль. Каждый шаг давался с усилием и был связан со значительным риском. Если бы робот упал, Прутковский бы пострадал. Поэтому в костюме нельзя было ходить по неровной дороге. А по сценарию "железный Джон" как раз должен был свободно шагать по болоту, камням и лаве. Пришлось перед съемкой сцен с участием робота прокладывать деревянный настил и маскировать его под общий вид окружающей местности. Но и эта предосторожность не спасла. Стенки футляра не позволяли Прутковскому видеть, что находится у него под ногами. Тогда кинематографисты установили вдалеке большое зеркало. Чемпион сквозь прорезь смотрел на свое отражение и, таким образом, видел, куда надо ставить ногу.
"Когтистые" ноги Джона
Впрочем, не только Прутковскому пришлось помучаться со своим "костюмом". "Скафандры", в которых работали актеры, тоже были весьма неудобны. Они изготавливались из поролона. На голову надевался шлем из пластмассы с прозрачной передней частью из оргстекла.
Было известно, что актерам на съемках много придется ходить по воде, поэтому "скафандры" делались с таким расчетом, чтобы в них, по крайней мере от стопы до пояса, не могла проникнуть ни одна капелька влаги. Но актерам нужен воздух. Он проходил между шлемом и "скафандром", которые соединялись неплотно. Вот эта щель и превратила поролоновый костюм в ванну. Шлемы "космонавтов" запотевали довольно часто
Кадры из фильма
Небо Венеры всегда покрыто густой облачностью. Там почти беспрерывно льют ливни. Естественно, что и на съемках шли "дожди" из брандспойтов. И если 'скафандр" снизу не пропускал воду, то сверху она свободно проникала в него и скапливалась в костюме. Чем дольше затягивались съемки, тем выше поднималась в "скафандре" вода. Иногда она доходила до пояса.
Кстати, в фильме "Прометей" Ридли Скотта были скопированы дизайн, цвет и детали скафандров Клушанцева.
Джон мокнет под дождём
Для своего времени и нашей страны фильм был очень дорогой - один только вездеход обошелся в 400 тысяч рублей. Для сравнения - это было как 60 "Волг". Эту машину проектировали и делали по заказу студии на московском автомобильном заводе имени Лихачева. Надо сказать, что рабочие и инженеры потрудились на славу. Они подошли к выполнению необычного заказа со всей тщательностью. Получилась блестящая игрушка -- в "вездеход' могло поместиться пять человек, а по своим ходовым качествам - машина не имела двигателя и самостоятельно не проехала бы и метра. Сотрудники завода не могли оборудовать "вездеход" соответствующими сценарию двигателями. На заводе создали лишь оболочку, а обо всем остальном должны были позаботиться кинематографисты. И они добились своего - иллюзия передвижения на воздушной подушке была создана. Кстати, принцип и дизайн этого вездехода повторил Лукас для своего флиппера из "Звездных войн" 1977 года.
В фильме "вездеход" преодолевает любые препятствия при помощи "воздушной подушки". Мощные струи воздуха, выбрасываемые двигателем, поддерживают машину на определенной высоте над поверхностью почвы или моря. Такому "вездеходу" не страшно никакое бездорожье,
Вездеход на суше
Этого эффекта добивались следующими способами. Если "вездеход" двигался по морю, то вне кадра плыла баржа. К её борту были приварены кронштейны, на которых лежал "вездеход". Если он стремительно двигался по суше, то сбоку, опять же за кадром, находился подъемный кран, к стреле которого прикреплялся "вездеход".
Вездеход довольно правдоподобно парит над землёй
Лишь однажды эта машина отправилась в настоящий рейс, да и то неудачно. "Вездеход" нужно было отбуксировать по морю на другую съемочную площадку. К несчастью, поднялся ветер, вздымались волны - тяжелая машина пошла ко дну. С трудом её выловили обратно.
В фильме мы видели "вездеход" на морском дне - эти кадры снимали в павильоне студии. Над съемочной площадкой повесили неглубокий, но длинный и широкий аквариум с живыми рыбами, тем самым усилив эффект "морского дна". На студии его называют кюветой. Кювету наполнили водой. Сверху зажгли прожектор, лучи которого свободно прошли сквозь воду, стеклянное дно и осветили пол в павильоне. Если воду в кювете взболтать, то луч прожектора даст блики - бегающие световые пятна.
Этот способ съемки подводных сцен - через аквариум с рыбами, дававший эффект реальной съемки под водой, спустя почти 40 лет использовал Кэмерон в своём блокбастере "Титаник", за который он получил Оскара за спецэффекты.
Поскольку вездеход не был предназначен для перемещения по дну, космонавты были вынуждены нести его.
Но одних бликов мало, чтобы создать в павильоне "подводное царство". За дело взялись пиротехники. Они пустили легкий дым, смешавшись с воздухом, он создал атмосферу, напоминающую мутную воду. Затем пиротехники зажгли шашки, дающие очень тяжелый дым. Он разлился плотной пеленой по полу павильона - получилось илистое "морское дно", При каждом шаге нога по щиколотку утопала в дыме, который вспучивался и колебался, как мягкий ил.
Иллюзия усиливалась игрой актеров в "скафандрах", хлопотавших вокруг "затонувшего вездехода". Не хватало одного - плавности движений.
Морское дно
Кинематографисты опять использовали технику. На актеров надевали металлический корсет, а сзади к корсету прикреплялась стрела небольшого подъемного крана. Стрела заканчивалась вилкой, похожей на ухват для горшков. Этот "ухват", соединенный с корсетом, помогал актерам "всплывать" над пеленой тяжелого дыма. Подводную плавность движений артисты после репетиций сумели воспроизвести своими силами.
Этот же "ухват" был использован на съемке кадров невесомости. Актеры "парили", поддерживаемые сзади стрелой крана, заслоненного от глаз зрителей фигурой актера.
Маша парит на борту Веги
Много хлопот принесла съемка извергающегося вулкана. Задались вопросом, где и как снять огнедышащую гору. Предположим, что общий вид действующего вулкана можно было вмонтировать в фильм, используя фрагменты документальной съёмки. Вероятно, в кинохранилищах среди тысяч лент нашлась бы подходящая. Но съемочной группе нужен был не фон и не пейзажный отрывок. Режиссер хотел, чтобы на экране люди и робот вступили в борьбу с грозными силами природы.
Космонавты и Джон отрезаны потоком лавы
Выполнить задачу помогло искусство макетчиков и находчивость мастеров комбинированных съемок. Был сделан макет вулканической горы. Из жерла повалил подсвеченный снизу пиротехнический дым. Иллюзию текущей раскаленной лавы создали бороздки в макете. Их прикрыли целлулоидом, а на дне зажгли красные электрические лампочки. Таким образом "лава" потекла по склону "вулкана".
Извержение вулкана
В фильме робот идет по лавовому потоку и гибнет в нём. В этом случае использовали другой прием. Роль лавы сыграло обыкновенное тесто из дешевой муки. Его смешали с краской и специальным веществом, которое заставило тесто бродить и пузыриться. Поскольку для этой сцены использовалась кукла, тонкого слоя теста было достаточно.
Джон преодолевает лавовый поток и, падя, гибнет в лаве.
Кстати, "железный Джон" утонул в лаве с вытянутой рукой - за 30 лет до "Терминатора" Кэмерона
Когда в кадр попадали люди, сидевшие на плечах робота, кинематографисты проводили съемку методом перспективного совмещения. Нижняя часть куклы и "поток" теста находились вблизи киноаппарата, а верхняя часть робота и настоящие актеры - вдали от него. Стыки куклы и робота полностью совпадали на уровне пояса, что добавляло картинке правдоподобности.
Съемка методом перспективного совмещения
Как видите, кинематографический полет на Венеру был делом трудным и затратным. Он потребовал от кинематографистов и актеров много выдумки, терпения, физической выносливости и мастерства.
Съемки фильма "Планета бурь" продолжались восемь месяцев. Часть кадров воссоздавалась на натуре - под Выборгом и в Крыму, остальные сцены разыгрывались и снимались в павильонах студии. Скромный хронометраж в 82 минуты не портит впечатление от фильма, история выглядит цельной и завершённой. Создатели картины ненавязчиво преподносят идею палеоконтакта.
Когда "Планету бурь" купили американцы, они за последующие десять лет дважды перемонтировали советский фильм создав свои собственные версии блокбастеров.
Дважды украденная "Планета бурь"
В 1965 году на экраны вышел фильм "Путешествие на доисторическую планету", который является не более чем переделкой фильма "Планета бурь". Оригинальную ленту перемонтировали на студии "Америкэн Интернешнэл", добавив несколько новых эпизодов и вырезав кадры с символикой СССР. Вместо советской женщины-космонавта Маши появилась американка на станции около Луны, советские актеры или вовсе не были указаны, или получили в титрах новые англоязычные имена. В целом сюжет фильма сохранился почти без изменений. Но создатели "Путешествия на доисторическую планету" ни одним словом не указали на то, что оригинал принадлежит "Леннаучфильму", и в таком виде даже дерзнули презентовать свой продукт на международном фестивале в Испании.
Позднее "Планету бурь" снова переделали и появился фильм "Путешествие на планету амазонок", где были добавлены сцены с женщинами в белом, призывавшими на головы пришельцев стихийные бедствия. И снова ни слова о "Леннаучфильме" и Клушанцеве.
Отсюда Отсюда