Эта загадочная Баба Яга

Dec 19, 2022 22:30



Раньше она была совсем не такая

В декабре я обычно пощу что-то про сказочных зимних и новогодних героев. И выбрала я в этом году Бабу Ягу, как традиционного новогоднего персонажа уже как минимум полвека. И влипла в результате с картинками в такие культурные пласты, что аж до шестого века нашей эры добралась, крутейшее язычество... Но что получилось, то получилось, про шестой век ведь тоже интересно, правда?
В конце концов Баба Яга - любимый сказочный персонаж россиян. Да, по опросам она опережает всех остальных героев, даже Деда Мороза, на первое место ее ставит около 51% опрошенных.

Наверное, есть в этом большая доля исторической и культурной памяти, ибо этнографы говорят, что Баба-яга - это наследница  древней языческой богини Мокоши, а до этого еще некой Хозяйки Рода времен матриархата где-то там в неолите.



Узор с калужской вышивки, по мнению Б. А. Рыбакова изображающий Макошь/Мокошь в окружении всадниц и птиц

Под катом достаточно длинный научный текст про архетип Бабы-яги, кому неинтересно, не кликайте
[Spoiler (click to open)]
Oсобенность облика яги в русских народных сказках - это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:

"Титки через грядку" (грядка - шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает". Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит". Или еще более откровенно: "Из избушки выскочила баба-яга, костяна нога, ж… жилена, м… мылена" .

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя.

Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом.

Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Вот как в северной сказке она скликает зверей: "Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать" .
В сказке о Кощее младшая яга отсылает к старшей: "Впереди по дороге живет моя большая сестра, может она знает, есть у ней на то ответчики: первые ответчики - зверь лесной, другие ответчики - птица воздушная, третьи ответчики - рыба и гад водяной; что ни есть на белом свете, все ей покоряется" .
Или: "Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом - и вдруг, откуда только взялись, - набежали всякие звери, налетели всякие птицы".
Иногда яге подчинены и ветры: "Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом; вдруг со всех сторон поднялись, повеяли ветры буйные, только изба трясется!". В другом тексте она названа матерью ветров. У нее хранятся ключи от солнца.

Но, спросим себя, где же здесь материнство?
Мы должны здесь признать следы чрезвычайно древних общественных отношений. Мать есть вместе с тем властительница. С падением матриархата женщина лишается власти, остается только материнство как одна из общественных функций. Но с женщиной - матерью-властительницей - в мифе дело происходит иначе: она теряет материнство, сохраняет только атрибуты материнства и сохраняет власть над животными, так как вся жизнь охотника зависит от животного, она сохраняет власть и над жизнью и смертью человека.

Что она властвует именно над животными, притом над лесными животными, стоит в связи с зависимостью человека этой стадии от лесных, охотничьих животных, которым он приписывает свою собственную родовую организацию. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина.

Раньше чем продолжать наше изучение яги-хозяйки, мы должны поставить себе еще один вопрос. До сих пор яга представлялась нам как охранительница входа в царство мертвых. Здесь она оказывается хозяйкой животных. Есть ли здесь связь?

Мы знаем, что в древнем обществе охотников смерть на некоторой стадии мыслится, как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (т. е. царство животных) и дает превращение, а тем самым и власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное.

Oбраз яги восходит к тотемному предку по женской линии. Впоследствии родоначальство и власть переходят к мужчине.

Именно как предок яга связана с очагом. Она "руками уголья гребет", "На печке лежит"; "Языком сажу загребает". "Сама лежит на лавке, а зубы на печи".

Очаг появляется в истории вместе с культом предка-мужчины. Очаг, собственно, не вяжется с ягой-женщиной, но вяжется с родоначальницей-женщиной. Очаг как родовой (мужской) признак переносится на образ яги. Поэтому ей приписываются всяческие атрибуты женского характера, связанные не столько с очагом, сколько с кухней: кочерга, метла, помело; отсюда связь с другими аксессуарами кухни - с пестом, толкачом и т. д.

Впоследствии, когда при земледелии охранительница начинает терять связь с животным миром, она все еще остается охранительницей входа и помощницей, указывающей дорогу в иной мир.

И в сказках никогда не описывается одежда Бабы Яги, подразумевается, видимо, что она одета в соответствии с местом, где обитает. В частности, если избушка на курьих ножках расположена в лесу, то Баба Яга должна выглядеть "по-лесному", а дальше уже всё на усмотрение  художника. Вот только появились известные нам картины и иллюстрации достаточно поздно - в самом конце девятнадцатого, в большей степени начале двадцатого века. То есть визуальный образ Бабы Яги создавался в основном в двадцатом веке.



Слева направо: 1. Синцов Андрей Андреевич. Иллюстрация к  сборникy "Сказки русского народа" (издана В. А. Гатцуком в Москве в 1894 г.) 2. Билибин Иван Яковлевич. "Баба-Яга в ступе". Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная" 1900 г. 3. Поленова  Е. Д. Баба-Яга, иллюстрация к сказке "Сынко-Филиппко"  1890-е гг.
Cказки, живущие в наше время, чрезвычайно многослойны - можно различить в них отдельные пласты, порожденные действительностью совершенно разных эпох, в том числе и относительно Бабы -яги. Нo несмотря на популярность образа Бабы Яги, ученые мало занимались его изучением. И к сожалению, не только ранние варианты сказок о Бабе Яге, но и варианты поры их расцвета и продуктивного развития не зафиксированы, так как ранее XVIII в. нет никаких записей этих сказок, а имеются лишь скупые сведения о бытовании Бабы Яги,  немногие пересказы и косвенные свидетельства о ней в древнерусской литературе.

Причем, это сведения  типа письменного упоминания о Бабе-яге в книге "О государстве русском" английского путешественника Д. Флетчера (1588 год). Упоминается Баба-яга в XX главе под названием "О пермяках, самоедах и лопарях", где автор пишет, что читал о поклонениях местных жителей кумиру "золотой или яге-бабе", но, приехав в Пермский край к самоедам, золотой бабы не нашел (не показали ему ничего местные жители, ну кто бы сомневался!) и пришел к выводу,  что это "пустая басня"

В общем, совсем не густо, почти ничего


Тем интереснее взглянуть на самые ранние из сохранившихся изображений Бабы Яги - в народном лубке конца XVII - начала  XVIII в.  И прежде чем мы посмотрим на лубки, давайте взглянем на изображение Мoкоши из XVII века, раз Баба Яга - ее наследница.

К данному изображению нужно относиться с большой осторожностью, так как

1. сложно даже представить, что уже в петровские времена кто-то на Руси продолжал поклоняться Мокоши, то есть у самих русских представления о языческих богах должны были быть очень модифицированные христианством.
2. иностранцев на тайные религиозные обряды не приглашали и на запрещенные религиозные темы с ними никто никогда беседовать бы не стал, потому что жизнь дороже и голова на шее целее.
То есть это из серии "одна баба сказала", в данном  случае сведения были получены от какого-то московского еврея. Более того, там то ли еврей, то ли Шлейзинг могли еще и языческих богов друг с другом перепутать. Например, у Перуна груди быть не могло, а на рисунке почему-то есть. И, принимая во внимание грудастую Бабу-ягу в сказках, можно сделать очень осторожное предположение, что Мокошь на рисунке - это Перун, а Перун - это Мокошь.


Слева "Поклонение Мoкоше у Московитов" . Справа: "Перун, Мокошь, Хорс и Стрибог". Обе гравюры из книги Г.А. Шлейзинга "Древняя и новая религия Московитов". (SCHLEUSING G. A  "La religion ancienne et moderne des Moscovites - enrichie de figures".) 1698 г.

Нам важен только высунутый язык как некий канон.

Канон этот христианский. В христианстве всячески обыгрывался мотив греховности языка. Высунутый язык служил устойчивым атрибутом демона, наряду с рогами, хвостом и копытами (вот про большие уши не знаю). До нас эти представления дошли в виде детского, ребяческого поведения, дразнилок с высунутым языком, однако все же они не исчезают полностью и из сферы демонических представлений и образов.

Кстати, можно сделать предположение, что подобный канон пришел с никоновскими реформами, потому что в миниатюрах XV века у Перуна нет ни копыт, ни рогов, ни высунутого языка. А вообще слушала недавно лекцию на ютюбе профессора по истории, он сказал, что полностью Библию на русский язык перевели только в XV веке, а до этого специалисты для себя читали ее на греческом, а на русский для населения переводили только нужные куски. Неудивительно, что с христианской традицией изображения всяких бесов, да и с самими инородными бесами народ в России был знаком крайне плохо.



Слева: Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирного договора Олега с греками.  907 год. Справа: Присяга Игоря и его воинов-язычников на холме перед фигурой Перуна, а христиан - у церкви святого Илии. 944 год. Из Радзивилловской летиписи XV века

В русском лубке XVIII - начала XX века дьявол и аналогичные ему демонические персонажи нередко изображаются с обнаженным языком. При этом  профессиональные русские художники-сказочники-славянофилы высунутый язык на картинах никогда не изображали, то есть христианской традиции не следовали и нас "культурно" от этого отучили.

Итак, лубки. Лубочных изображений Бабы яги всего три, но они существуют в разных копиях, как черно-белых, так и раскрашенных/цветных, часто из собраний уже более позднего времени, например, из коллекции лубка 1881 года. Более того, существует еще и один "модифицированный" лубочный вариант 1914-1916 гг, использованный в качестве антинемецкой пропаганды как карикатура. Я здесь поместила раскрашенные, чтобы покрасивее было, имейте в виду, что раскраска может быть разной. Xудожники-резчики  часто были неграмотные и, копируя текст на досках, путали буквы и писали не совсем понятные слова. Фамилии их почти всегда неизвестны, но бывают редкие исключения.

*****************************************
Первый из этих лубков изображает пляску Бабы Яги с мужиком, играющим на волынке.
В левой половине листа изображена Баба Яга. Она стоит на правой ноге, занеся левую для того, чтобы топнуть ею по земле. Руки с раскрытыми ладонями протянуты вперед. То ли для того, чтобы придать Яге устойчивости в ее неуравновешенной позе, то ли, чтобы обнять скачущего перед ней мужика. Ее лицо покрыто морщинами, глаза вытаращены, рот открыт. Изо рта высунут язык. Зубы, обычно не изображаемые на лубках, имеют пропорциональный лицу размер (это не клыки Милляра, к которым мы вроде уже и привыкли). Большой нос наделен одновременно и горбинкой, и впадиной. На спине возвышается горб. Размер груди не понятен из-за позы


"Яга баба с мужикомъ, с плешивымъ старикомъ скачютъ танцуютъ  в волынку играютъ а ладу не знаютъ"

Яга одета в не совсем обычный костюм. На ней платье с украшенными тесьмой воротом и обшлагами рукава. Скорее всего гравер пытался изобразить летник. Эта типичная для женщин XVI-XVII вв. одежда свободного покроя, не слишком долгополая (так, что видны стопы ног), с широкими рукавами, которые назывались накапками и украшались специальными нашивками - вошвами, изготавливаемые из другого материала, шитого золотом и жемчугом. Обычно летник надевался через голову, но известны и распашные летники. Судя по изображению подола, на лубке показан именно распашной летник, поскольку ноги Бабы Яги не скованы сшитым подолом, а показаны будто бы одетыми в брюки. Из женской распашной одежды этого времени еще известны телогреи, опашни. Но телогреи были длинной до пят, облегающими фигуру с узкими откидными рукавами, а опашень носился внакидку .

На Бабе Яге пояс, подобранный в тон тесьме на воротнике и вошвам.

Волосы Яги скрывает кичка - признак замужней женщины или вдовицы. Головной убор украшен золотой тесьмой и решмой. От основания кички до уровня груди спускаются колт или серьга - принадлежность знатной женщины.



Слева Маковский К.Е. "Портрет боярыни" 1915 г. на голове боярыни лопатообразная кичка (кички были разной формы). Справа  Андрей Рябушкин "Русские женщины XVII столетия в церкви" 1899 г. девушка в центре в красном летнике и виден широкий рукав

Однако обута Баба Яга в лапти косого плетения. Лапти известны с древнейших времен и, хотя, возможно, употреблялись и среди знати, считались обyвью простолюдинов. За поясом у Бабы Яги изображены прялка и прялочное донце.

Танцующий напротив Яги мужик также изображен устремленным к своей партнерше. Правая нога его занесена для удара о землю. Огромную плешь на голове окаймляют черно-белые волосы, косой ложащиеся на спину старика, облик которого дополняет длинная борода. Волынка, на которой играет мужик, имеет украшенные орнаментом меха, и два рожка .

Сейчас почему-то считается, что волынка - это национальный инструмент только шотландцев, но на самом деле волынка была очень много где распространена в старые времена, по всей Европе. Просто инструмент это очень архаичный и звук не самый приятный, поэтому, как появилась альтернатива, так и заменили на... гармошку, например. Гармошка звучит намного приятней.



Слева сверху архаичные волынки в миниатюрах Радзивиловской летописи XV века. Слева снизу архаичные волынки в миниатюрах Симоно-Хлудовской псалтыри. Новгород XIII век. Справа мышь играет на волынке. Лубок "Мыши кота погребают" 1760 г.          
Одеяние старика составляют сорочка с узкими рукавами, обшлага которых обшиты тесьмой, и темные штаны. Обут мужик в лапти и перепоясан темным поясом, к которому подвешен витой рог (нож ?). Одежда мужика вполне соответствует облику крестьянина.
Позем, на котором изображена эта пара, передает рельеф местности. Цветы характеризуют время действия - лето. Этому же периоду соответствует одежда обоих персонажей. Особенно следует обратить внимание на лапти, которые носили в рабочую пору лишь 3-4 дня.

*****************************************
Другой лубок изображает Бабу Ягу, подъезжающую к Коркодилу (и это не просто зверь крокодил, это некое языческое божество в древние времена), готовому вступить с ней в драку. Судя по особенностям изображения позема и цветов, орнаментации одежд, нижнего края головных уборов и морщин на лице первоначально этот лубок был изготовлен другим мастером (как я написала, существует много копий лубка, в том числе значительно более позднего времени, когда одежду носили уже совсем другую)

Баба Яга изображена здесь справа. Она восседает на свинье. Руки ее широко раскинуты. В одной руке она держит узду, тянущуюся от морды свиньи, в другой - пест. На свинье Яга сидит по-мужски. Ее нос велик и загнут вверх ("нос крючком"), язык высунут изо рта.


"Яга баба едет с коркодилом дратися на свинье с пестом да у них же по(д) кустом скляница с вино(м)"

В интернете утверждают, что вид у Бабы-яги "чухонский". Я довольно долго искала похожую финно-угорскую одежду и ничего не нашла.

Головной убор напоминает шлем или чепчик, но в виде шлемов были только зимние головные уборы саамов, летом они ничего похожего не носили. Русский чепец назывался повойником и часто повязывался сверху платком (первоначально в древние времена это были убрусы - платки-полотенца, а ближе к нашему времени убрусы были заменены на шали), лоб очень часто был закрыт. И еще надо помнить, что художники лубка рисовали довольно примитивно, то есть часто не совсем правильно и трудно-узнаваемо с первого взляда, если только ты не жил с ними в одно время и не понимал некиe реалии с полуслова и полувзгляда, просто потому что это были реалии твоей жизни.  Можно предположить, что это на лубке может быть как повойник с платком/шалью поверх, так и неправильно нарисованная кичка. Можно сравнить с примитивно нарисованными миниатюрами из летописей.


Слева направо: 1. Три саамских женщины в традиционных зимних головных уборах, фотография примерно 1890-х годов. 2. Убор супруги Святослава на миниатюре к Изборнику Святослава 1073 г. видно, как тяжело понять по достаточно примитивному творчеству художника, как же это выглядело на самом деле, а лубок от миниатюры не далеко ушел. 3. Современный нарядный чепец-повойник, который ни с шалью, ни с убрусом в наше время носить уже не будут

Баба Яга одета в рубаху и юбку.  Однако отчасти ее одежда широкими рукавами, украшенными вошвами, напоминает летник.  От нижнего края головного убора до пояса спускается колт или серьга, однако, возможно, резчик хотел изобразить распашной летник с расшитыми золотом обшлагами (традиции в народном творчестве изменяются очень медленно и это мог быть такой постепенный переход к "новой" одежде, принимая во внимание, что этот лубок был изготовлен позже первого). Обута Баба Яга в сапоги. Из-за ее спины торчат заткнутые за пояс топор и прялка.

Свинья изображена довольно реалистично. Ее тело покрыто щетиной, морда оскалена, из пасти торчит язык, видны острые зубы. В том месте, где зад Бабы Яги соприкасается со спиной животного, изображен стебель проросшего цветка.

Кто такой Коркодил? - под катом[Spoiler (click to open)]

Само слово "крокодил" ("коркодил") в письменных источниках на русском языке  фиксируется с XII века. В Послании митрополита Киевского Никифора (1104-1121 гг.) Владимиру Мономаху о крокодиле упоминается в ряду культовых животных эллинов-язычников: "И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие".
Автор "Похвалы Роману Мстиславичу Галицкому", вошедшей в Ипатьевскую летопись под 1201 г., сравнивает героического князя разом со львом, рысью, львом, орлом, туром и с крокодилом: "устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур".



Слева изображение на Храме Покрова на Нерли во Владимирской обл. 1158 или 1165 г. Справа "Царица Олимпиада и дракон". Миниатюра из Лицевого свода. XVI в.
Первое изображение доказывает, что уже во времена Андрея Боголюбского на Руси были люди, которые видели крокодилов, впрочем, мастера скорее всего были из Византии. Второе изображение доказывает, что на Руси не знали зоологии и путали крокодилов, драконов, ящеров, сомов, чудо-юдо, и даже ехидн, которых тоже туда приписывали, к морским чудищам-ящерам

Думаю, что не надо объяснять, почему по поводу такого экзотического животного у людей в разных частях Руси/Московии/России могли быть совершенно разные, в том числе самые невероятные  представления. В детстве мы все играли в игру "испорченный телефон".

Ученые говорят, что в древности у славян был культ ящера, связанный с богом Велесом, поэтому все, похожее каким-то образом на ящера, включая крокодила, могло восприниматься как нечто сакральное, а ну а дальше уже вопрос доступа к товару  - например, возможность купить настоящего крокодила (существо, похожее на ящера) где-нибудь у арабов. Как выглядели крокодилы, на Руси представление имели, существуют очень реалистические изображения. Вот только людей, видевших крокодилов вживую, было очень мало. Поэтому для не видевших  и не очень образованных людей крокодилом мог называться и кто-то другой (что-то другое). Вот есть гипотеза в интернете, что крокодилом несведущие люди могли называть сома - хищную рыбу размером вырастающую до 5 метров и с массой тела до 400 кг, с исторически зафиксированными фактами людоедства и нападения на детей, например. В темной мутной воде ведь непонятно, какое именно там живет чудище и кто именно жрет людей, которые туда в воду попадают (или которых специально туда кидают, жертвоприношение потому что). Вот на земле уже можно разглядеть, кто там идет, а в воде - нет, чудище и чудище, давайте назовем крокодилом
На реке Волхов стоит город Новгород, практически колыбель русской цивилизации. И в тех (новгородских) краях собрано довольно много специфических легенд и былин.
B  Мазуринском летописце XVII века есть легенда превращения Волха (Волхва, Волхова), сына князя Словена, основателя города Словенска. Так, князь Словен называет одну реку, впадающую в озеро Ильмень, именем своей жены Шелони, а другую, вытекающую из озера и позже впадающую обратно, Волховом, в честь сына, который становится оборотнем. Hапомню, что волхвы у славян Северной Руси были языческими жрецами и чародеями, а у их северных соседей финно-угорских племен волшебник назывался велхо - velho. Hорманисты пытаются еще и шведов как всегда притянуть, но шведское название реки для шведов никакого смысла не несет, это просто их исковерканное произношение русского названия. Волхв ассоциируется почему-то с Перуном. Впрочем, Рыбаков в своей книге написал, что святилище Перынь под Новгородом установили, заменив Перуном некоего Коркодила, которого почитали местные жители.

"Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша".
По смерти Волхва он "со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы твоя стоит не наполняяся"

Т.е., Волхов - это река, на которой совершался ритуал, связанный с волшебством и чародейством, где водный путь охранял некий Коркодел, названный Перуном, который пожирал тех, кто ему не поклонялся.

Помимо этой легенды существует много других записанных историй про существование крокодилов на Руси. Крокодилы, конечно же, на территории России не водятся в диком виде и, если сбегут из "домашнего зоопарка", то выживут только до осени, даже до зимы не доживут. Поэтому как-то тяжело представить, что во время ранней языческой Руси в реку Волхов варяги могли привезти крокодила, которому приносили бы жертвоприношения, скармливая тех, кто не поклонялся Перуну. А вот в гигантского сома веришь сразу, сом и выжить в Волхове сможет, и людей сожрет, если надо.



Слева сом, справа тупорылый крокодил, самый маленький из крокодилов (про него ниже)

А вот позже, уже в Московской Руси крокодилов вполне себе можно представить, торговые отношения позволяли подобную экзотику

В 1517 и 1526 годах в Россию приезжал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский и папский посланник, по совместительству шпион. Надо учитывать, что 100% иностранцев, посещающих Русь, да и Россию позже, были не только купцами или послами по документам, но и иностранными агентами. И их записки - это своеобразные донесения в центр. В "Записках о Московитских делах" Сигизмунд фон Герберштейн пишет:
"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома как бы пенатов [Selyanka1 ON: пенаты - это божества, покровители домашнего очага древних римлян, считается, что слово penates происходит от penus (кладовая), где хранились съестные припасы. В общем, по-русски, может быть даже и домовой, чем чёрт не шутит- OFF], каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину  [Selyanka1 ON: 60-70 сантиметров- OFF) и называемых гивоитами (Givuoites). В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено".



Самый маленький из живущих на Земле крокодилов называется тупорылый крокодил или карликовый, родом из Африки, черного цвета, жирный, на четырех лапах, вырастает до полутора метров, то есть 60-70 см - совершенно нормальная длина. Вполне нормально живет в российских зоопарках. Так что поближе к теплой печке - и выживет. И вообще в России какую только странную живность до сих пор народ в квартирах не заводит. Даже закон пришлось принимать, чтобы животных не мучали. Что, московские бояре меньшими выпендрежниками что ли были? Зуб даю, что еще больше выпендривались, у кого чего есть - у кого медведь, а у кого крокодил.
    В Псковских летописях под 1582 годом можно найти следующую запись:
"В лето 7090 (1582 ) изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земли; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович, в Слободе, ноября в 14 день".

Упомянутые летописью крокодилы, вероятнее всего, сбежали от купца, который приобрёл их во время визита в одну из восточных стран. Этим может объясняться единичность упоминания о подобном событии в летописи. Кроме того, поядоша означает покусать, а не съесть, что говорит о незначительности урона, причинённого крокодилами
В 1589 году на Русь приехал уже не в первый раз англичанин Джером Горсей, по совместительству шпион. Bот что пишет Горсей:
"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился".
А вот тут вот уже непонятно, в ненаселенной местности откуда-то взялась крокодило-змея. Вряд ли это сбежавший крокодил, может быть и сомом, особенно если из брюха дико воняло - это больше похоже на рыбу.

И это все помимо многочисленных изображений ящеров/крокодилов/драконов на различных древних предметах русского обихода. И все они очень разные и фантазийные


Коркодил на лубке изображен не как реальное животное, а в виде фантастического существа (языческого бога ? ), нижняя половина которого подобна кошачьей, передние лапы с когтями, голова - человеческая с огромной рыжей шевелюрой, закрывающей всю спину, которая выглядит так, как-будто на ней плавник или чешуя (тут на самом деле, как раскрасишь, так и будет выглядеть, где кончаются волосы и начинается спина), и длинной рыжей бородой. Он восседает на пне или камне, под которым маленькое изображение моря и двухмачтового корабля..
На равнине между дамой и чудищем среди скудной растительности стоит склянка с вином.

А есть у нас какие-нибудь более древние изображения чего-то божественного?



Женщина из Велестинского клада.VI-VII век

По поводу фигурки женщины из Велестинского клада (это в Греции). Большинство исследователей склонны считать, что фигурки клада, которые предположительно датируются VI-VII веками,  использовались для иллюстрации славянской мифологии. Некоторые считают, что набор принадлежал славянским волхвам.
У женщины на правой ноге сидит младенец, на левой ноге у нее в игровой позиции расположены гусли ( главный атрибут и инструмент древних волхвов, у меня 2 поста про это было  Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами и  Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами-2 )

Hам больше всего интересен младенец

При ближайшем рассмотрении мы видим у него когтистые лапы - одну заднюю, согнутую как ноги у сидящего человека, и одну переднюю, которая тянется к левой груди женщины. Задняя лапа изогнута 4 раза, что можно объяснить тем, что автор развернул её к нам пяткой, которая прикрывает лоно. Когти на передней лапе больше напоминают пальцы, но расположены веером и удлинены. Пальцев-когтей на лапах четыре или три. Четырёхпалость характерна для велестинских фигурок. Голова младенца также имеет зооморфные черты: большие круглые глаза, суженные челюсти и гребешок посередине головы.  Непропорционально крупные глаза характерны для головок ящеров на антских пальчатых фибулах. Если глаза можно интерпретировать через выпуклые глаза ящериц, то гребень на голове объяснить трудно.  Но наиболее вероятно, что на велестинской фигурке показан младенец с чертами ящера. Такая полиморфность характерна и для других фигурок из Велестино.
Фигурка рассказывает о рождении младенца, так как изображение младенца помещено между лоном и грудью женщины, которая, судя по всему, - его мать. Это может объяснить, почему женщина обнажена. Мать на фигурке не только вскармливает младенца, но и обучает его "мудрости" гусляра. Возможно,  перед нами будущий вещий Волхв-Сoловей, родившийся от женщины, но носящий черты животного. А возможно это вообще изображение младенца-бога или изображение рождения бога, как утверждают некоторые ученые - исследователи славянского язычества
 

Есть какое-то сходство?

*****************************************Третий лубок также изображает битву Бабы яги с Каркаркадилом (язычество забыто до такой степени, что уже и имена языческих богов не помнят), но слегка иначе



"Баба яга деревяна нога едетъ с каркаркадиломъ дратитися на свинье с пестомъ стоит вина"

Баба-яга изображена с большой грудью. У нее морщинистое лицо, нос с горбинкой и не очень понятно, высунут ли язык, поскольку изображение не в профиль.

В ушах у неё крупные серьги с подвесками, на ногах лапти. Что на голове, вообще не понять, но голова чем-то покрыта. Описания одежды этого лубка никто не дает, я сама определить затрудняюсь, но одежда удивительно и невероятно короткая для того времени, женщины так ноги не оголяли, если только в мужcкой кафтан не переодевались на маскарадах XVIII века. В принципе, можно предположить, что может быть это кафтан. Как бы не были необразованы изготовители лубков и как бы плохо они не знали реалии жизни при дворе и в столицах, но маскарады с переодеваниями стали настолько популярны, что о них везде должны были слышать.

В интернете широко распространено мнение, что вот этот вот лубок - это какая-то сатира якобы староверов, якобы изображающая пьяную ссору Петра Первого (Каркаркадилa) и Екатерины (Бабы яги). Я не верю ни на секунду.
Народное творчество полуграмотных лубочников, староверов или нет, - это были сказки, мифы, легенды, былины, но никак не политическая сатира на государей. Особенно в течение такого длительного времени с копированием и перепечатками - и НИКТО за более чем 100 лет не узнал правителей, не включил цензуру и не прекратил распространение этих лубков!  Вообще ведь в качестве государей они никак не узнаваемы! И если государи никак не узнаваемы, то в чем тогда, пардон, сатира и вообще смысл всего этого?
Одежда совсем не подходит! Политическая сатира всегда узнается в первую очередь по одежде. А те же маскарадные кафтаны мужские русские императрицы начали носить уже очень сильно после Екатерины Первой.
И доказательством важности узнаваемости по одежде может служить следующая картинка, где всем предлагаю обратить внимание на  фуражку Франца колдуна

*****************************************
Это уже совсем никак не народное творчество,  это официальная карикатура - пропаганда времен Первой мировой войны. Тут нечего комментировать, к народному архетипу Бабы яги это вообще никакого отношения не имеет, она здесь хоть и в лаптях, но немка, представленная нечистью. Каркаркадил же превратился в некоего Франца колдуна с соответствующим обликом



Лубок -карикатура периода Первой мировой войны 1914-1916 гг. "Немецкая баба-яга встречает Франца колдуна. Привезла ему склянку вина..." Шаховской Николай Павлович (Художник) Успенский Василий Иванович (Автор текста)

*****************************************
Вот такая вот невероятная, загадочная, абсолютно непривычная для нас Баба Яга, ну в дополнение к не менее загадочному Коркодилу. Кто бы мог представить!

Использовались материалы: википедия, "Некоторые наблюдения над эволюцией образа Бабы Яги в русском фольклоре", Пропп Владимир Яковлевич "Исторические корни волшебной сказки". Ну и моя личная отсебятина, как всегда

история, костюм, Россия

Previous post Next post
Up