"Ёлки 1914" (2014): как создавались исторические образы героев комедии

Dec 11, 2022 23:30



****В фильме снимались иноагенты, которые в то время еще были "деятели российской культуры"

Новый год не за горами, поэтому марафон новогодних фильмов начинаем с поста о костюмах "Ёлки 1914", просто потому что "Такихъ ёлокъ не было 108 лет" и тема, нужны ли сейчас ёлки, опять актуальна 
Комедия "Ёлки" - самая успешная российская франшиза, к тому же новогодняя. Но в 2014 году, после 3 успешных фильмов режиссер Бекмамбетов решил перенести действие четвертого на 100 лет назад.

Тимур Бекмамбетов: "Нам было трудно расстаться с любимыми героями, но при этом не хотелось снова повторять себя. А этот ход дал нам возможность показать, как мы жили 100 лет назад, какая у нас была страна, и как зарождался Новый год - уникальный праздник, соединивший в себе языческие, христианские и советские традиции. И, конечно, я был счастлив вновь поработать в историческом формате. Пришлось рассказать исторические анекдоты таким образом, чтобы современный зритель смеялся и выносил для себя что-то полезное".

Действие фильма "Ёлки 1914" разворачиваются в канун рождества 1914 года.  Картина традиционно состоит из новелл, события в которых происходят в разных уголках России. На этот раз их шесть, и они переносят зрителей в деревни и города, в усадьбы и крестьянские лачуги, на фронт Первой мировой войны и на роскошные балы.

Перед съемочной группой "Ёлок 1914" стояла сложная задача ― достоверно передать колорит вековой давности. Поэтому команда тщательно готовилась к работе: привлекала на съемки исторических консультантов и изучала подлинные фотографии и материалы тех лет. В результате одежда, грим и декорации были строго выдержаны в духе 1914 года. Все костюмы, в которых работали актеры, в основном были сшиты на заказ, а реквизит был арендован у коллекционеров или на "Мосфильме".

Новелла "Дом"
Героями центральной новеллы фильма стали Иван Ургант и Сергей Светлаков. По сюжету их истории герои центральной новеллы встречаются в одном из городов Юга России, где в этот год выдалась аномально жаркая зима.



Заправский денди Борис (Иван Ургант) покупает имение на черноморском побережье, чтобы поразить свою богатую невесту Беллу (Евгения Брик) - у него большие планы на ее приданое. В канун Рождества они приезжают осмотреть покупку, но на пороге их встречает Евгений (Сергей Светлаков), бывший хозяин дома, который никак не привыкнет к своему новому статусу и боится рассказать о продаже имения домочадцам. Евгений оказывается между молотом и наковальней: двадцатью родственниками, которые собрались встретить Рождество, и непреклонным Борисом, решившим всех выселить...


Родственники

Перенестись в прошлое актерам помогалo несколько художников по костюмам: Наталья Дзюбенко, Владимир Купцов, Мария Юреско, Анастасия Образцова

"Мы стремились к максимальной достоверности костюмов, использовали подлинные фактуры, повторяли крой того времени, - поясняет Наталья. - К тому же, необходимо было передать рождественское настроение. И это при том что наши герои, по сути, находятся в летней среде - такая теплая выдалась зима".
Характер и стиль жизни главных героев определили их образы. Борис Ивана Урганта, как человек светский, носит высокие брюки на подтяжках - ремней тогда еще не было - и характерную для того времени лаковую обувь. Довершает его образ цилиндр и трость, найденная в одной частной коллекции.



Слева Макс Линдер. 1913 г. Последний день гастролей в Одессе. Справа Иван Ургант на съемках фильма

Художник по костюмам Мария Юреско признается, что когда создавала костюм Урганта, то ассоциировала его с Максом Линдером, который ходил в цилиндре и в брюках в полоску.



Слева Иван Ургант в роли денди Бориса Ефимовича Справа "В компании Макса Линдера". 1921 г.

Не менее актуально для того времени выглядит и героиня Евгении Брик. По сценарию Белла - стервозная дама. Чтобы подчеркнуть ее непростой характер, ей сшили ярко-красный наряд с черной отделкой. Эскиз этого платья художники по костюмам подсмотрели во французском журнале мод 1914 года. Костюм оказался очень сложным в изготовлении - потребовалось много ручной работы. Но тяжелее всего было найти нужный оттенок бархата, который бы смотрелся "исторично". Образ Евгении Брик завершает объемная шляпа, из-под которой выбиваются непокорные кудри.



"Белла - женщина красивая и яркая, к тому же с весьма своеобразным характером, - поясняет Наталья Дзюбенко. - Мы подчеркнули его, включив в дорожный костюм героини красное бархатное платье. Тем самым, мы обозначили неординарность Беллы и усилили ее контраст с остальными героями. Она одета по тогдашней моде, а все обитатели дома - стилистически немного старомодные. В том числе, герой Сергея Светлакова, который носит облегченный льняной костюм и канотье".



Когда Сергей Светлаков облачился в светлый льняной костюм, он стал похож на Антона Павловича Чехова. Для большей колоритности ему прилепили усы и бороду.

"У Сергея Светлакова очень сложный цвет волос, поэтому ему было тяжело подобрать бороду, которая выглядела бы естественно и смотрелась как натуральная, - рассказывает художник по гриму Лариса Жуковская. ― К счастью, мои коллеги с "Мосфильма" поделились качественным материалом, который был изготовлен еще в 70-80-е годы. Сегодня такие бороды уже не делают:  потеряли квалификацию. А вот раньше была правильная манера шитья. Поэтому борода у Светлакова в кадре получилась очень естественной. И когда в последний съемочный день на площадку пришли корреспонденты, во время интервью он пошутил, что это его родная борода, и все поверили".

"Мы сразу договорились с Бекмамбетовым, что будем делать актерам естественные, слегка лохматые прически. Ведь именно так выглядят люди, которые готовятся к Новому году, а не вышли только что из цирюльни. Естественный макияж, без всяких смоки-айс, чтобы все было в духе 1914 года. Мы уверены, что исторический материал нельзя искажать, нельзя осовременивать. И в итоге у нас все соответствовало тому времени - и по костюмам, и по гриму, и по декорациям", - объясняет художник по гриму Лариса Жуковская.



Сергей Светлаков признается, что не очень-то готовился к роли, просто на съемочной площадке случилось новогоднее чудо: "Когда мы начинали репетировать, ходить в исторических костюмах, перекатываясь с носка на пятку, у меня в голове сразу всплывала картина "Раба любви" и все персонажи из этого крутого кино. Получается, и у меня появилась удивительная возможность прикоснуться к потерянному для нас миру. Кстати, между дублями мы старались общаться более складно, спокойнее, правильнее. Обращались к друг другу по имени отчеству. Может быть, это и было фарсом, но всем было интересно в эту игру играть. Ты погружаешься в другую эпоху, в других людей, но всё в те же жизненные ценности".

Новелла "Царские ёлки"

Идея новеллы "Царские ёлки" была взята из реальной истории Российской империи. В 1914 году религиозные и образовательные учреждения объявили ёлки "вражеской затеей" и стали запрещать ставить их в общественных заведениях и устраивать празднества. Дело в том, что традиция наряжать ёлки пришла из Германии, а с началом Первой мировой войны в стране началась масштабная анти-немецкая кампания. В 1916 году Священный синод запретил установку ёлок по всей стране, но уже через год большевики вновь разрешили украшать дерево на праздник. Правда ненадолго - в 20-х годах "ёлки" снова попали под запрет…



Роль медсестры Татьяны, которая вдохновила героя на сбор петиций в защиту ёлок, в новелле сыграла Вера Панфилова - дочь известного рок-музыканта Константина Кинчева.



Главным украшением новеллы стал Константин Хабенский. Закадровый голос всех частей "Ёлок", актер впервые появится в кадре только в четвертой части фильма. Его персонаж - офицер царской армии - помогает главному герою - недоучившемуся летчику Ивану в исполнении Александра Паля.



Константин Хабенский . Его герой оказался пропавшим на войне отцом Глаши и Гриши из новеллы "Шаляпин"

Новелла "Фигуристы"

Артур Смольянинов (***иноагент) и Катерина Шпица сыграли пионеров российского фигурного катания, которые претендуют на золото одного из первых международных чемпионатов, проходивших в России. Герой Смольянинова*** Пётр Кузнецов, сотрудник царской полиции, разрывается между любовью к фигурному катанию, а точнее - к своей привлекательной партнерше Ксении, и государственной службой, где его начальник не одобряет нововведений, которыми так увлекается плотно общающаяся с богемными кругами Ксения (футуризм, фигурное катание и т.д.) И не просто не одобряет, он еще эти богемные круги периодически арестовывает за хулиганское поведение

Чтобы сыграть фигуриста, актеру пришлось пройти цикл тренировок, ведь до этого он катался только в детстве, в хоккейной коробке. Поставить Артура*** на фигурные коньки взялся Илья Авербух, который уже работал с партнершей Смольянинова*** - Екатериной Шпицей - на шоу "Ледниковый период". Подготовленной актрисе понадобилось лишь несколько совместных тренировок, чтобы отрепетировать номер, который известный тренер поставил специально для съемок.



B новелле актеры катаются не на современных коньках, а на их "прапрадедушках". Они черного цвета, потому что в начале ХХ века других не делали.
Екатерина уверяет, что привыкнуть к ним было очень сложно: "Артур*** на исторических коньках поехал с первой тренировки. А я еще долго ковырялась и не могла сделать нормально дорожку. Ведь я была избалована хорошими коньками за девять месяцев катания в "Ледниковом периоде". А здесь столкнулась с мягким ботиночком, который не фиксирует стопу, и непривычным расположением зубцов. Но уже через пару тренировок мы делали поддержки, и мне было не страшно довериться партнеру".

Создать образы фигуристов оказалось делом совсем не легким. Практически все костюмы для актеров были созданы с нуля - начиная с повседневной одежды и заканчивая одеждой для фигурного катания. Для Артура Смольянинова к тому же пришлось сшить и полицейскую форму, ведь его герой служит в этом ведомстве.



А Катерину Шпицу облачили в светлые струящиеся наряды, так как ее персонаж - юная романтичная девушка из числа золотой молодежи, подверженная всем модным и современным веяниям.



"Повседневная и праздничная обувь, обувь для катания, одежда - все было изготовлено по старинным рисункам. Для всех героев шили зимнюю обувь, чтобы им было не холодно. Коньки, конечно, были не зимние, но лезвия - старинной формы. Костюм для фигурного катания, пожалуй, был самым сложным для нас, потому что его концепция постоянно менялась и все приходилось переделывать", - рассказывает художник по костюмам Анастасия Образцова.



Слева кадр из фильма. Справа Екатерина Шпица и Артур Смольянинов в образе пионеров фигурного катания.

Героиня Екатерины Шпицы - большая поклонница модерна, ходит на тусовки поэтов, лично создает модерновый костюм для выступления.

Поэтому в  новелле  "Фигуристы" есть эпизод с выступлением модных в начале XX века футуристов, одним из которых был поэт Владимир Маяковский. В кадре виден подвешенный к потолку рояль - это взято из реальности (он потом упадет с потолка и чудом не прибьет начальника Петра Кузнецова)



В начале 1914 года Владимир Маяковский и футуристы приехали в Одессу и устроили целое литературное шоу в Русском театре. Обычно стоящий на сцене рояль поэты прикрутили к потолку, а когда их спрашивали, почему они так сделали, отвечали: "Потому что мы на нём сегодня не играем!". При этом на Маяковском была ярко-жёлтая рубашка, а вместо галстука висела морковка.



Некий поэт в желтой рубашке (морковку разглядеть не могу, и создатели фильма поимели совесть не называть его Маяковским ) читает стихи на тусовке футуристов, закончившейся дракой

В фильме "Елки 1914" со сцены звучит стихотворение Маяковского "Хвои", которое на самом деле было написано в 1916 году.


Снова поэт в желтой рубашке, морковки опять не видно, но это уже после драки во время ареста, поэтому морковка могла и потеряться. Если она вообще была



Еще один кадр с тусовки футуристов, чтобы показать, чем вдохновлялась Ксения, когда создавала свой модернистский костюм для выступлений.

Новелла "Медведь"

Новелла, в основу которой лег рассказ Николая Лескова "Зверь", повествует о дружбе деревенского парня Сеньки (Антон Богданов) и дворового медведя, которых пытается разлучить сумасбродный барин (Ян Цапник). Он устраивает охоту на всеобщего любимца, чтобы выслужиться перед графом (Виктор Вержбицкий) и получить должность... но недооценивает смышленость животного.

Центральная роль в новелле досталась медведю Степану, который по числу и известности своих киноработ нисколько не уступает именитым партнерам по фильму. Это он боролся с Владимиром Машковым в картине Алексея Учителя "Край", медвежонком снимался у Никиты Михалкова в "Сибирском цирюльнике", а во взрослом возрасте - в "Орде" Андрея Прошкина. Так что съемки стали испытанием не столько для Степана, сколько для Юрия Быкова, который до сих пор не работал в кадре с четвероногими.



Несмотря на то, что медведь был абсолютно ручной и понятливый, работать с ним было опасно. Степан норовил облизать и обнять актёров не только по сюжету, но и просто по-дружески, а так как весит мишка более 300 килограмм,  это могло закончиться травмами. Игравший с ним Антон Богданов снимался в поясе для тяжелоатлетов

Кроме того, для Антона Богданова специально взяли напрокат овчинный тулупчик, в котором ему было бы удобно работать с медведем. Было потрачено много дублей и нервов, ведь, по словам Яна Цапника, сыгравшего роль нерадивого барина, Степа мог спокойно подойти, лизнуть лицо, слизнув грим и усы, приобнять и аккуратно коготком снять парик. Но результат того стоил! Да и вся остальная группа осталась в восторге от работы с медведем.



"Съемки были сложные, и мы очень волновались, так как в работе участвовал медведь, - рассказывает художник по костюмам Мария Юреско. ― Актер Антон Богданов в большинстве сцен участвовал сам, но все-таки иногда его подменял дублер, а тулупчик у нас был всего один. И весь казус в том, что дублер был немного крупнее, но, к счастью, мы с этим справились.

Отдельно пришлось сшить шапки и венгерки, отделанные мехом, похожим на соболь.

Именно в таких венгерках русские дворяне выходили на охоту в те годы. Эти образы мы подсмотрели на картинах русских художников и на рождественских открытках тех лет. Поэтому все соответствовало тому времени. Но еще немаловажно, чтобы актерам было тепло сниматься и никто из них не замерз".





Слева Ян Цапник в роли барина Александра Аркадьевича, справа Виктор Вержбицкий в роли графа Вострикова



[Selyanka1 ON:Рождественские открытки с медвежьей охотой имеют мало общего, поэтому я затрудняюсь понять, что именно надо искать, какие рождественские открытки. Что касается картин, то на картинах начала ХХ века медвежья охота выглядела вот так, а нарядно-парадно-выходные венгерки как в фильме художники начали изображать  только на современных картинах в ХХI веке-Selyanka1 OFF]



Евгений Александрович Тихменев. Медвежья охота. 1900 г.


Евгений Александрович Тихменев


Лебедев Клавдий Васильевич Сострунка медведя в лесу 1907 г.

Для большего соответствия эпохе для съемок специальные мастера изготовили валенки, варежки и даже лапти. Дух того времени также удалось передать благодаря антикварным платкам, которые художники по костюмам покупали в Измайлово.

Деликатесы в кадре
Кстати, все аппетитные блюда, которые мелькают в кадре - съедобные. В их изготовлении авторам картины помогли повара из кафе на "Мосфильме". Именно они и приготовили фаршированных перепелов, свиные ноги и прочие закуски.



Кадр со съемок фильма
    "Рецепты этих блюд мы брали в старинной кулинарной книге, которую нам предоставила библиотека "Мосфильма". Еда того времени не сильно отличается от сегодняшней - практически все то же самое: языки, квашеная капуста, гречневая каша, салат оливье. Они немного отличались рецептурными свойствами, было больше ингредиентов, ведь сегодня наша пища более простая, и мы не тратим столько времени на приготовление", - говорит художник по реквизиту Аля Симоненко.

Новелла "Добровольцы"
Ее действие разворачивается в Перми  и Екатеринбурге. Мечтая о лаврах героев, друзья-студенты (Александр Домогаров и Александр Головин-мл.) записываются в добровольцы. Но перед отъездом на фронт ребята решают навестить свою знакомую Катю (Анна Хилькевич), которая уехала и зовет друзей к себе на праздники. Просит только захватить с собой ее соседку бабу Маню (Галина Стаханова). Студенты еще не знают, каким экзаменом обернется для них эта поездка, потому что баба Маня - родная бабушка Кати и хочет проверить, кто для Кати лучший жених.



Александр Головин, актер: "Несмотря на другие исторические условия, мой персонаж остался таким же разгильдяем, каким был в предыдущих "Ёлках". Да, он изменился внешне: появились накладные усы, стала более короткой стрижка, ну и, само собой, у меня теперь исторический костюм. Изменения коснулись не только костюма, но и речи наших с Сашей героев. Хотя они стали заметно культурнее, мы по-прежнему постоянно спорим и обзываем друг друга, только теперь другими словами, например, таким забавными как "дуботолк". Так что конфликт, который был между лыжником и сноубордистом остался, просто он перестал быть спортивным».



Новелла "Шаляпин"
По сюжету новеллы, накануне праздника Глаша и ее маленький брат Гриша как никто другой нуждаются в рождественском чуде. Их мать в лихорадке прикована к кровати и не может заниматься швейным делом, обрекая детей на поиск пропитания. Но все их мысли - как добыть деньги на лекарство, пока маме не стало хуже.



Люди добрые не спешат помочь, но случай сталкивает детей с колоритным барином. Им невдомек, что перед ними великий Шаляпин...



Pоль великого оперного певца Фёдора Шаляпина сыграл оперный бас, солист Мариинской оперы и обладатель двух премий "Грэмми" Ильдар Абдразаков. Костюм для героя фильма скопировали с портрета артиста кисти Бориса Кустодиева, а вот трость в руках Абдразакова на самом деле когда-то принадлежала Шаляпину. Несколько лет назад её выкупил на аукционе поклонник певца Михаила Шуфутинского и подарил своему кумиру, который и одолжил реликвию для съёмок. В "Ёлках 1914" Ильдар Абдразаков поет старинный романс "Очи чёрные" и написанную специально для фильма песню на стихи Александра Блока "Девушка пела в церковном хоре…"


Слева Ильдар Абдразаков в роли Шаляпина, справа Борис Кустодиев "Портрет Ф.И. Шаляпина" 1922 г. (авторские названия - "Новый город", "Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе"; также - "Ф. И. Шаляпин на ярмарке", "Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде")

Отсюда Отсюда Отсюда

костюм, Россия, праздник, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up