Костюмы в фильме: исторический эпос "Сердце Пармы" (2022)

Nov 16, 2022 22:30



На экранах страны сейчас проходит премьера фильма "Сердце Пармы", просмотры которого бьют все рекорды и даже могут превысить просмотры  "Аватара"
В основе фильма лежит роман 2003 года одного из самых популярных современных российских писателей Алексея Иванова. В центре конфликта цивилизаций - судьба православногоп пермского князя Михаила, его любовь к  юной язычнице - ведьме Тиче и  противостояние с вогулами и Москвой



Александр Кузнецов - князь Михаил Ермолаевич, Елена Ербакова - Тичерть

Фильм отличают высокая детализация быта XV века и богатейшая этнографическая фактография. К съемкам привлекали шаманов, переводчиков на коми-пермяцкий, старотатарский и мансийский языки, а также историков, изучающих культуру и религию средневековых народов.
Старинные предметы быта художники по реквизиту собирали по всей России. Очень ценные и прекрасно сохранившиеся артефакты удалось найти в Мурманске, Вологодской и Архангельской областях.
Десятки специалистов работали над созданием костюмов и грима (к слову, статисты, участвовавшие в массовых сценах, не брили бороды по несколько месяцев!).
Всего было пошито около 500 костюмов и изготовлено около 400 париков и бород. В работе художников и костюмеров участвовали историки и научные консультанты. Были продуманы мельчайшие детали, а главной задачей было через костюм создать уникальный портрет каждой народности.

Кольчуги пермяков и московитов плели мастера-оружейники, и вес каждой кольчуги соответствует подлинному весу этого доспеха - около 6 кг.



Кадр из фильма
Одеяния главных героев кропотливо отшивались вручную из натуральных тканей, меха, кожи и богаты уникальной отделкой, орнаментами и узорами. В итоге каждый костюм стал произведением искусства.



Костюм князя Михаила/Михана
Xудожником по костюмам  в фильме работала опытнейшая Екатерина Дыминская ("Троцкий", "Легенда о Коловрате", "Царь", "Остров" и др.). У режиссера и продюсеров сложилось с ней полное взаимопонимание. Екатерина очень тонко прочувствовала атмосферу произведения, переплетение в нем истории и сказочной составляющей, и с удивительной точностью отразила все в образах персонажей.
Екатерина Дыминская, художник по костюмам:
"Работа над костюмами началась примерно за год до съемок. Несколько месяцев я с командой делала эскизы, собирая информацию об угро-финских народах по крупицам. Была проделана огромная и очень интересная работа. Столько народов в одном фильме - это настоящий вызов для художника по костюмам! А вообще, 70-80% костюмов в "Сердце пармы" шились специально для проекта и лишь небольшая часть (в основном традиционные народные и военные костюмы) бралась в аренду".

Федор Бондарчук, исполнитель роли Ивана III:
"Когда облачаешься в роскошные костюмы, гримируешься, видишь реквизит, исторические интерьеры, все это выглядит невероятно убедительно. Но играть в такой тяжелой одежде непросто…"



Федор Бондарчук - Иван III Васильевич, внук Дмитрия Донского и дед Ивана Грозного - "собиратель земли русской", создатель единого централизованного российского государства.



Федор Бондарчук - Иван III, Великий князь Московский, Государь всея Руси

Одна из главных ролей - у возлюбленной Михаила, прекрасной и опасной вогулки Тиче (Елена Ербакова). Дочь местного князя кана Танега, Тичерть родилась обычной девочкой. Но ее ждала судьба ламии. Ламия - это мифологический персонаж, жрица языческой богини Сорни-Най. Та, на кого падал выбор Сорни-Най, становилась оборотнем и получала дар управлять силами природы и дикими зверями.  Главная миссия ламии - исполнять предначертанное Богами Судьбы.  В некоторых сценах Тичерть перевоплощается в оборотня - с длинными волосами и рысьими когтями.



Елена Ербакова - Тичерть (Тиче) , женщина и ламия. Посмотрите на "рысьи" когти на руках

Елена Ербакова почти весь фильм ходит обнаженной (это объясняется тем, что Тичерть ламия, то есть ведьма, чуждая не только условностям, но и законам природы).  Немало смен актриса провела в ледяной воде горных рек. Елену частично спасал гидрокостюм, а на берегу ее интенсивно отогревали пледами, грелками, стельками с подогревом, тепловыми пушками и горячими напитками.



Кадр из фильма

На вопрос, что было самым сложным во время съемок, Елена Ербакова рассказала:
"Мне было холодно, я практически постоянно находилась без одежды, опускалась в ледяную воду горной реки. Сложным, конечно, было раздеться при огромном количестве людей, топлесс. Я поняла, что никто не уберет массовку, каскадеров из-за моего стеснения, пришлось перебороть себя. Костюмеры приносили мой костюм, а на вешалке только нижнее белье. Грим, линзы, длинные волосы не доставляли особых хлопот. Еще пришлось научиться ездить верхом"


Елена Ербакова  о костюмах:
"Костюмы мне понравились безумно! Особенно шуба! Все хотелось себе забрать со съемок, но, увы, ничего не отдали. На самом деле, мои костюмы нравились всем, и все в шутку распределяли, кто и что хотел бы забрать себе. Украшения, натуральные ткани, мех, кожа… Вот от кожи такой был запах живой, животный даже, что ты себя правда чувствовала ведьмой-рысью. Это очень помогало".


Как считает продюсер Дарья Лаврова, костюмы фильма получились на уровне "Игры престолов".
"Художник по костюмам Екатерина Дымарская проделала огромную работу. Все созданные для съёмок костюмы - словно произведения искусства. Это высокая мода, почти подиумные модели. Это модные сейчас кафтаны с вышивкой, платья с этническими орнаментами…. Даже подумываем после съёмок провести выставку, на которой покажем их"
Образы прорабатывались тщательно. В фильме много народностей, каждый из которых нужно было сделать непохожим на другие, с отличительными чертами во внешности. В итоге каждый костюм стал произведением искусства.

УРОС

"Водяной" город Урос - вымышленный. Люди Уроса  в фильме предстают чем-то вроде российских эльфов: высокие, с длинными белыми волосами.


Кадр из фильма

Костюмы жителей Уроса сшиты из настоящей рыбьей кожи. Подобные наряды действительно носили многие северные народы, издревле жившие в Приамурье. Из прочной кожи тайменя, ленка и сома шили нижнюю часть обуви, а из мягкой кожи кеты - промысловую и повседневную одежду.



Кадр из фильма
Екатерина Дыминская, художник по костюмам:
"Костюмы водного народа создавались практически с нуля. Мне показалось логичным сделать их одежду, используя рыбью кожу. И потом я выяснила, что, оказывается, такой вид одежды реально существовал: в древности народы Приамурья использовали рыбью кожу".

Илья Маланин - Мичкин, князь Уроса

ВОГУЛЫ

Вогулы - прежнее название народа манси, в прошлом объединенного в Вогульское княжество, известное с XV века под названием Пелымского государства.


Вогульских воинов сыграли артисты государственного цирка Бурятии Буянто Цыренов, Баир Гуржапов, Николай Гармаев, Артём Бадмаев, Евгений Павлов и Алексей Жигжитов

"Это было ещё до пандемии. Наш земляк Александр Балсанов, актёр театра и кино, театральный педагог и музыкант входил в режиссёрскую группу фильма "Сердце Пармы". Им нужны были мужчины азиатской внешности в хорошей физической форме и владеющие навыками джигитовки и езды на лошадях. На этапе отбора актёров он пришёл к нам и посмотрел на наших ребят и выбрал шестерых, - рассказывает художественный руководитель цирка Бурятии Туяна Догданова.



Кадр из фильма

Костюмы племени вогулов изготовили из шкур животных, а их доспехи - из костяных и деревянных пластин, скрепленных кожаными шнурами. А в одежды воинов "гвардии Асыки", чтобы подчеркнуть их агрессивность, ярость и запал, вмонтировали рога, кости и зубы животных. Примечательны и амулеты вогулов, выполненные в традиционном пермском "зверином" стиле.






Валентин Цзин - Асыка, вогульский князь.



Народный артист РБ Буянто Цыренов сыграл роль верного воина главного героя Асыки.
"Мы снимались в пригороде г. Губаха Пермского края. Я три раза ездил на съёмки, играл роль воина главного героя Асыки, был его телохранителем. Съёмочный день начинался со сложного грима, мне накладывали бороду, надевали сценический костюм, он был тяжёлым: из кожи, меха и других деталей. Много съёмок было на лошадях, снимали сцены сражений. Было непросто, конечно. Лошади были цирковые, долго привыкали друг к другу. В один съёмочный день мы сидели на лошадях четыре часа, не вставая. Было много дублей, - рассказывает Буянто Цыренов.
КОЧА



Алексей Кравченко - вождь воинов Искора, князь Коча, или Качаим


Массивные силуэты отличают их от остальных. В костюме используется больше шкур диких животных. Кабаньи головы, клыки. Ткани с грубым, несложным переплетением. Отделка костюма и доспеха крайне проста. Цветовая гамма более глухая: темно-коричневый, хаки, темно-серый.



Владимир Любимцев - Бурмот, искорский воин, соратник Михана. Сын искорского вождя Качаима.

МОСКОВИТЫ

Московиты - именно так называли жителей Московского княжества и Российского царства вплоть до эпохи Петра I.




Виталий Кищенко - Федор Пестрый, воевода Великого князя Ивана III



В целом костюм по крою, тканям и отделкам богаче и сложнее, чем у северных народов. Цветовая гамма: красно-коричневый, терракотовый, золотой. Доспех ламинарный с зерцалом изготовлен более профессионально, состоит из кольчуги, шлема с бармицей и наручей. Искусные отделки и сложные формы.





УШКУЙНИКИ

Ушкуйники - новгородские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан. Вооруженная дружина, снаряженная новгородскими купцами и боярами, передвигалась на парусно-гребных лодках - ушкуях - и занималась торговым промыслом и набегами на Волге и Каме. По большому счету это были наследники варяжской Руси, те морские дружины, которые в государство не встроились, а предпочитали или быть наемниками, или заниматься речным разбоем





ПЕРМЯКИ

Пермяки - народ финно-угорской группы, проживающий в России. До 1920-х гг. называли себя пермичами, пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Проживают на северо-западе Пермского края.



Александр Кузнецов - Михаил (Михан), князь Великопермский



Сергей Пускепалис - Полюд,  богатырь, воевода Чердыни. Наставник и правая рука князя Великопермского

Чердынь - столица Пермского княжества, где княжил Михаил. В наши дни Чердынь, городок на Северном Урале с населением всего 4500 человек, каждый год принимает у себя около 100 000 туристов.


Костюм простого кроя, отделанный тесьмами, кожаными шнурами и мехом. Фактурные, грубые ткани. Доспех состоит из кожи с металлическими пластинами, элементами кольчуг (вес каждой кольчуги соответствует подлинному весу этого доспеха - около 6 кг). Шлем простой, с незамысловатой отделкой. В декорировании костюма пермяков используется всеми известный пермский звериный стиль. Основная гамма: серо-зеленый, табачный, глубокий синий, холодный коричневый.










Александр Кузнецов - Михаил (Михан), князь Великопермский

Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up