Помните, я прошлой весной рассказывала, что в Зеленоградске открылся Музей Курортной моды?
Открылся первый в России Музей курортной моды К сожалению, фотографий интерьера в то время никаких не было, кроме фотографий с установки некоторых инсталяций. Так вот этот музей стал одним из архитектурно-реставрационных достижений России этого года, в связи с чем был сделан очень хороший репортаж, которым я поделюсь.
Зеленоградск в Калининградской области в бытность свою частью Пруссии носил название Кранц, имел гордый титул Королевского курорта и вид имел хоть камерный, но самый светский. От этой атмосферы осталось не так много, но все же целые улочки в историческом центре напоминают о прошлом, неспешных променадах нарядной публики, дамах в шляпках и с парасолями и очаровании старого города. Одна из этих улиц сегодня носит название Курортный проспект. И приятно, что именно здесь, в бывшем Кранце, на уютной улице, украшенной историческими домами и старинным Курхаусом, появился Музей курортной моды, в основу которого легла личная коллекция историка моды Александра Васильева, который, к слову, очень любит Зеленоградск и проводит в нем много времени.
Расположился музей, впрочем, не в немецкой постройке, а в здании бывшего кинотеатра "Янтарь", построенном в 1967-м году по типовому модернистскому проекту, многократно повторявшемуся в небольших городках Союза: кирпичный корпус самого кинотеатра дополняет белоснежная входная группа с лихого вида овальным козырьком, нависающем смелой консолью.
После строительства он смотрелся по курортному свежо и романтично, а навес придавал ему футуристичный характер, но уже в постсоветское время здание утратило этот легкий образ и обаяние: в нем разместилась спортшкола, белоснежный вход покрасили цветной масляной краской, а козырек получил дополнительные опоры, видимо "от греха подальше". В 2010-х спортивная школа закрылась, а бывший "Янтарь" превратился в бестолковый вещевой рынок с запущенным фасадом, откровенно портящим переживающий возрождение Курортный проспект.
В 2020 году строение было выкуплено частным инвестором, взявшимся перестроить его под Музей Курортной моды, который вместил бы замечательную коллекцию Александра Васильева, и пригласил для этого московскую студию BURO и архитектора Дарью Басанец. "Мы приехали осматривать объект под снос с кипой эскизов совершенно нового здания. Бывший кинотеатр был совсем плох: старые коммуникации, частично сгнивший пол и лаги, отваливающиеся куски штукатурки, искорёженные временем ступени входа, - рассказывает Дарья. - Но увидев прекрасный козырек в стиле космического футуризма 1960-х годов, мы сходу поменяли концепцию: это здание нужно было не сносить, а восстанавливать".
Входной группе вернулся белоснежный вид, так удачно перекликающийся с темой музея и курортным настроением самого городка. Силуэт овального козырька был восстановлен, хотя дополнительные опоры все же остались и смотрятся на удивление удачно: словно колоннада, неотъемлемая часть любого традиционного музея. Напротив входа встречает рецепция, где можно купить билеты и взять аудио-гид, в котором Александр Васильев лично, своим "фирменным" неспешным и кокетливым тоном рассказывает о коллекции и смене модных тенденций.
Справа - сувенирная лавка, слева кафе, с чуть ироничным ретро-налетом: здесь и старомодные конусы под соки и сиропы, и чай в фарфоровой посуде советского общепита.
В этой части сохранился оригинальный пол тераццо 1960-х годов - неброская, но очень настроенческая деталь.
Экспозиция разместилась в основном объеме здания, который был сперва кинотеатром, потом спортзалом. "Мы сохранили практически все, что было возможно: законсервировали существующие деревянные полы, вскрыли обветшалый потолок, обнажив металлические балки", - делится архитектор.
В результате пространство раскрылось, став достаточно просторным для музея. От спортшколы на полу осталась характерная разметка, как прекрасное и тонкое напоминание о прошлом здания.
Пол вообще выглядит замечательно: два слоя краски - желто-зеленый внизу и протертый голубой сверху - придают пространству с одной стороны историческую аутентичность, а с другой - такую игру цвета, которую специально и не повторишь, не придумаешь.
Здесь видятся и деревянные мостки купален, и блеск солнца на воде, и многочисленные годы спортивных мероприятий, которые этот зал видел на протяжении своей долгой истории.
Основная часть коллекции размещена в стеклянных витринах по периметру и по центру зала: манекены сперва в закрытых купальных костюмах, затем все более вальяжных, в частности шелковых пижамах ар деко и постепенно в привычных нам, но все равно безудержно элегантных круизных коллекциях модных домов нашего времени.
Отдельные приподнятые на подиуме витрины занимают шляпки, веера, булавки, солнечные очки - словом все то, что было необходимо на курортах за последние полтора столетия. Все нужно осматривать под неспешные истории Александра Васильева и музыкальный аккомпанемент хитов курортов XX века.
А по центру висит большой экран, на котором крутятся отрывки из культовых фильмов с фрагментами о курортной моде. "Брюки превращаются… Брюки превращаются… в элегантные шорты".
Напротив расположен подиум для потенциальных показов мод: небольшой, элегантный в окружении парящих "ныряющих" манекенов в купальных костюмах. На фоне стилизованного под советскую эпоху экспозиционного дизайна всего музея (витрины, манекены, уютное бормотание аудиогида-Васильева) - это самая броская и нарядная часть. Привет из нашего динамичного настоящего: когда купальный костюм перестал быть сложным и многослойным, а отдых на море чаще включает активный спорт, чем изысканный флирт в плетенных купальных кабинках.
Отсюда