В кинофильмах советской эпохи часто встречается такой персонаж, как домработница или даже домработник типа полотера. Это совершенно не вяжется с идеологией всеобщего равенства, но в то же время как-то органично вписывается в быт той эпохи. Давайте посмотрим на их образы и одежду, а заодно разберемся, как в СССР при запрете на эксплуатацию появились "домашние работники" и почему они пропали позднее?
Я объединила старые и новые фильмы, показывающие одну и ту же эпоху, чтобы лучше было видно, как изменился образ добработницы, ткани, наряды, да и вообще выглядеть они стали как-то ... ну очень сильно культурнее и более стильно
Столкнувшись с тем, что в молодой социалистической республике во многих домах осталась прислуга, правительство вышло из положения. Просто поменяли термин. Теперь те, кто работали в домах, назывались "домашние работники". Работа эта считалась такой же достойной, как любая другая. Людям обещали прописку, обучение в вечерних школах, и часто - место проживания. У домашних работников даже был свой профсоюз.
Домашней работнице гарантировалась городская прописка, ликвидация неграмотности и отсутствие барских замашек со стороны нанимателя, чуть что - можно было и пожаловаться "куда следует". Поэтому домработницами активно становились деревенские девушки, ищущие лучшей доли. Особенно массово это происходило после голодного начала 20-х годов, когда жизнь в деревне была просто ужасна. Были среди желающих занять подобные вакансии и женщины из "бывших", которые тоже хотели хоть как-то устроиться в столь кардинально поменявшейся действительности - услуги последних ценились выше.
Хозяевами, помимо нэпманов в 20-е годы, обычно являлась новая советская советская элита - научная, партийная,творческая. Не стоит забывать и о том, что многие красные военачальники имели дворянское происхождение. Для них иметь "домашних работников" было привычным делом. А было и наоборот - вчерашние дворянки шли в услужение, лишь бы жить в тепле и не подвергаться гонениям. А они были весьма умелы в хозяйстве и часто попадали в дома правящей верхушки.
Позволить себе нанять домработницу могли не только привилегированные, точнее, номенклатурные семьи. По данным СМИ, только в одной Москве в начале 1930-х гг. насчитывалось порядка 1,5 млн человек обслуживающего персонала разного рода. Согласно статистике профсоюза "домашних работников", порядка 70 процентов нанимателей были служащие, а еще 25 - рабочие. То есть найм подобных работниц был рядовой практикой, а не какой-то экзотикой. Домашние помощницы проживали на одной территории с семьей, в которой работали. Порой им приходилось довольствоваться раскладываемой на ночь на кухне постелью, но это мало кого смущало, ведь скромный труд и стабильный доход были в приоритете.
Напомню, что детсадов в то время не было, женщин активно стали трудоустраивать (кто не работает, тот не ест), и если женщина проводила на работе целый день, то времени на полноценное выполнение домашних обязанностей у нее не было и приходилось эти обязанности делeгировать. Воспринимали домашних работников не как буржуйских наемных работников, попирающих советские идеалы, a как рабочий класс, соответствующий социализму.
Хотя, конечно, все люди разные, и иногда домработницам с хозяевами везло, а иногда нет. Ну и наоборот тоже. В частности в фильмах это часто видно даже через одежду. Как прислуга одета, так к ней хозяева и относятся
"Закройщик из Торжка" 1925 год
Вера Марецкая - Катя, домработница лавочника Семижилова. Вот так вот на плоту на речке стирали. Кстати, холостяки в то время часто нанимали если не домработницу, то как минимум прачку - без прачки как без рук...
Лирическая комедия с элементами сатиры, рисующая быт и нравы провинциального городка первой половины двадцатых годов, рассказывает о забавных приключениях домработницы и закройщика, выигравших крупную сумму по облигации госзайма.
Вера Марецкая - Катя, домработница лавочника Семижилова. В этой, комедии, кстати, очень много смешных сценок с животными (но не ковбойского уровня "Веселых ребят", конечно).
В этом фильме эпохи НЭПа отрицательными персонажами являются, конечно же, всякие лавочники как женского, как и мужского пола, не только эксплуатирующие своих домработниц и прочих наемных работников, но и даже иногда их побивающие. И выхода и этой жизни у домработниц особой и не видно, ну если только деньги в лотерею / облигацию госзайма выиграть - и самим стать нэпманшами. Кстати, судя по всему, достаточно популярный это был сюжет в 1920-е годы.
Обуви нет. Хозяин, возможно, обувь и выдал, как профсоюз велел, но обувь может быть не того размера. Или Катя обувь бережет и на грязной работе ее не носит
Наниматель, обязан был выдать прислуге / домработнице одежду - 2 ситцевых платья, 2 фартука, 2 полотняных платка и одну пару ботинок сроком на год. Если прислуга увольнялась ранее пяти с половиной месяцев, всю одежду было необходимо вернуть. Это был минимум. Если хозяева были побогаче и подобрее и относились к домработнице как к члену семьи, то подобным минимумом гардероб, наверное, не ограничивался. Так же как и оплата бани всего 2 раза в месяц, вполне можно в баню было и чаще посылать.
Нарядный вид - выход в люди
Хозяин может и трепку задать, если ему что не нравится
В этом случае домработница может обратится в профсоюз. В кадре Владимир Уральский - профсоюзный работник
"Собачье сердце" 1988 год, события происходят в 1925 г
Не думаю, что надо кому-то рассказывать сюжет.
Нина Русланова - Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора. Ольга Мелихова - Зинаида Прокофьевна Бунина, горничная и помощница профессора при операциях
Данные дамы выглядят как условные "члены семьи", а гражданка Бунина, хоть и называется горничной, но, судя по тому, что помогает профессору в операциях, она из "бывших".
У этих дам нет проблем с грамотностью, образованностью и чтением газет, одеты они тоже очень опрятно и даже стильно. Ну ладно Бунина из "бывших", а кухарка вот тоже в бусах щеголяет, вся в белоснежно белом да еще и с какой-то странно "буржуйской" прической. По идее вроде платок обязан быть, кухарки тогда платки носили. А тут просто какая-то "гнилая интеллигенция", а не кухарка.
Нина Русланова - Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора. Ольга Мелихова - Зинаида Прокофьевна Бунина, горничная и помощница профессора при операциях
"Девушка с коробкой" 1927 год
Ева Милютина - Марфушка, прислуга в модном московском магазине по продаже шляпок. Именно поэтому у нее и очень опрятная прическа, и одежда "на уровне", для клиентов магазина это важно.
Только не смейтесь, но эта комедия эпохи НЭПа была специально поставлена с целью пропаганды государственных выигрышных займов ака лотереи. Хотя фильм получился комедийно-лирическим, о любви. Главная героиня, правда, не домработница, а шляпница, но у непманши - владелицы модного магазина, в услужении есть прислуга / домработница, вот такая.
“Не может быть!” 1975 год события происходят в 1927 г
Прекрасная кинокомедия Гайдая, снятая по трем новеллам Зощенко, объединённых темой мещанской "любви"... Про этот фильм был пост
Революция 1920-х в фильме "Не может быть!" (1975) Татьяна Кузнецова - кухарка Дарья
Нас интересует новелла "Свадьба", где главный герой сделал предложение руки и сердца после целых 4 свиданий на улице и, опоздав на собственную свадьбу, без пальто и головного убора невесту узнать не может. В семье невесты есть колоритнейшая кухарка Дарья, в которую невозможно не влюбиться, до такой степени образ удался.
Не совсем удалась, ИМХО, одежда, ткань какая-то ну совершенно не из 1920-х годов. Непонятно, где они такое вообще взяли и чем вдохновлялись. И еще сережки и брошь очень странно смотрятся. Откуда у кухарки такие деньги?
А, может быть, я ошибаюсь и одежда, наоборот, удалась, потому что это не историческая реконструкция, а стилизованные комедийные образы
"Дом на Трубной" 1928 год
Дом на Трубной заселен мещанской, нэпмановской публикой. Парикмахер Голиков решает нанять домработницу, но только - не члена профсоюза. Его выбор падает на приехавшую из деревни в Москву Параню...
Вера Марецкая - домработница Параня Питунова. Вот видите, опять животные. Любимая тема 20-х и 30-х годов, публике животные в комедиях очень нравились и на такие фильмы с удовольствием ходили
В фильме высмеиваются эксплуатация и классовые отношения. Комедийность ситуации заключается в том, что вскоре после найма Парани на работу дом на Трубной потрясает известие о том, что Прасковья Питунова избрана депутатом Моссовета от профсоюза горничных.
Вера Марецкая - домработница Параня Питунова
Вера Марецкая - домработница Параня Питунова
Вера Марецкая - домработница Параня Питунова
Ада Войцик - Феня, активистка профсоюза горничных
"Трактир на Пятницкой" 1978 год, события происходят во времена НЭПа (1921-1928 гг)
Этот фильм я включила, потому что очень его люблю и решила, что пусть будет.
Здеcь у нас, во-первых, появляются половые, пусть они будут некие нэпмановские условные "домработники"
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой". Виктор Перевалов - Николай Панин, половой "Рыжий" (чекист под прикрытием)
А во-вторых, у нас здесь есть приехавшая из деревни девушка Алёнка, которой был бы прямой путь в домработницы, если бы ее не ограбили на вокзале и она не познакомилась бы с вором-щипачем Пашкой-Америкой.
Александр Галибин - вор-щипач "Пашка-Америка", Марина Дюжева - Алёнка
Обувь Аленки нам камера не показывает (исторически это были зимой валенки, а летом лапти, пока хозяин башмаки не выдаст), Пашка-Америке подружку принаряжает красивой шляпкой, ну а потом вообще ее приодевает, о деревенском прошлом напоминает только платочек, шляпка не прижилась.
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
И вот тут вот тоже как и в фильме "Не может быть!" слегка удивляют совершенно современные, какие-то полусинтетические ткани
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
Не знаю, можно ли такие ткани и материалы списать на некий дефицит 70-х, что в фильме "Не может быть!" (1975), что в "Трактире на Пятницкой" (1978)
"Веселые ребята" 1934 год
Про этот фильм только что был пост, повторяться не буду
Aмериканские образы "Веселых ребят" (1934) Любовь Орлова -Анюта, домашняя работница
“Утомлённые солнцем” 1994 год, события происходят в 1936 г
Светлана Крючкова - домработница Катя Мохова
Режиссер Никита Михалков сам из семьи "новой советской элиты", соответственно вырос в доме с домработницей. И есть у меня почему-то подозрение, что многое в образе Кати Моховой он со своей собственной домработницы и списал.
Кадр из фильма “Утомлённые солнцем”
Поэтому я не совсем уверена, показан здесь образ из 1930-х или все-таки из 1950-х. Домработница явно не из "бывших", как у профессора Преображенского, а деревенская, но при этом щеголяет в разнообразных бусах, вроде как золотых сережках, не носит обязательного платка, но зато имеет на голове какую-то слишком городскую и модную прическу. В 50-х такое представляется на раз, а вот в 30-х - с трудом
Кадр из фильма “Утомлённые солнцем”
"Мастер и Маргарита" 1994 год события происходят в 1937 г
По ссылке пост про одежду Маргариты
Анастасия Вертинская и микс 1930-х с 1990-ми в фильме "Мастер и Маргарита" (1994) Татьяна Ряснянская (Донская) - Наташа, домработница Маргариты
Специально дала ссылку, чтобы было понятно, что этот фильм не пытался отобразить в одежде советскую реальность 1937 года. Домработница здесь вообще одета не по-советски, а как-то по-западному. А уж прическа то и вообще! Смотришь на эту "домработницу" и представляешь себе американский образ из "Великого Гэтсби"
"Мастер и Маргарита" 2005 год события происходят в 1937 г
Ксения Назарова - Наташа, домработница Маргариты
Здесь тоже нет вообще ничего советского из 1930-х. Наташа выглядит некой западной горничной, да еще и c современной прической
“Подкидыш” 1939 год
Про этот фильм был пост
Модный "Подкидыш" (1939), где образ домработницы совсем никак не раскрыт, ну вот сейчас попробуем
Рина Зеленая - домработница Ариша, слова из которой "сыплются как горох"
Рина Зелёная была соавтором сценария этого фильма, ей на момент выхода фильма было 38 лет, то есть по возрасту ее домработница в принципе могла попадать в категорию "бывшей" городской прислуги, которая была трудоустроена еще до революции.
Мы в фильме не видим отца девочки Наташи, а ее мама выглядит как обеспеченная и хорошо (трудо)устроенная женщина, которая не только имеет домработницу, но и снимает дачу на лето. Можно предположить, что отец - военный и находится в 1939 году где-то на фронтах. Не знаю, какого ранга военный, из бывших или нет, но домработница Ариша - явно городской вариант прислуги, а не деревенский. И не из бывших сословий хозяев, а из бывших сословий слуг.
Кадр из фильма "Подкидыш"
Роль Ариши - это, как высказались критики в 1930-х, "скорее дивертисмент" (концертный номер в дополнение к основному спектаклю)
Рина Зелёная создала очень карикатурный портрет болтливой и бестолковой домработницы, пытающейся повсюду высказывать свои взгляды по поводу справедливости и даже не заметившей, что ребенок пропал. Внешний вид у нее для домработницы тоже слегка карикатурный, она собиралась взять выходной, навела марафету - и прическу накрутила, и приоделась... а выходной то ей и отменили
“Светлый путь” 1940 год
Любовь Орлова - Татьяна Ивановна Морозова неграмотная деревенская девушка, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи.
Этот образ я уже сравнивала с образом домработницы из "Веселых ребят". Вот здесь мы видим типичный советский вариант жизненного успеха для выходца из деревни - заслужить любовь и уважение учебой, трудом и трудовыми достижениями.
И в этом фильме очень реалистично показаны будни домработницы, например, та же сажа на лице. Если ты самовар раздуваешь, таскаешь дрова и топишь печку дровами/ углем, да еще и готовишь в этой печке, то сажи вообще никак не избежать. Сравните с чистенькой, принаряженной кухаркой из фильма "Не может быть!", мало того, что она разодета на грязной кухне, как будто на свидание пошла, а не дрова таскает и не свадебный ужин готовит, да еще и с серьгами в ушах. Сравните с кухаркой профессора Проображенского, которая вся в белом и с бусами... тоже вроде рядом с печкой. Вся в белом!
Кадр из фильма “Светлый путь”
“Весна” 1947 год
Фаина Раневская - Маргарита Львовна, экономка Ирины Петровны
В этом фильме у нас не домработница, а целая экономка, причем явно из бывших. Один халат чего стоит! И шляпка! И отношения между хозяйкой и экономкой достаточно близкие и семейные, экономка ведет себя как член семьи
Кадр из фильма "Весна"
Кадр из фильма "Весна"
Кадр из фильма "Весна"
Начиная с 50-х ситуация с образами домработниц в кино сильно меняется. В 20-е и 30-е годы домработницы были своего рода обязательным элементом индустриализации. Крестьянка приезжала из деревни в город и вставала в ряды пролетариата, занимаясь необходимым и общественно полезным трудом. После войны постепенно начала меняться экономическая и общественная ситуация. Повысился уровень грамотности и образованности населения, выросло несколько поколений детей, в обязательном порядке ходивших в школу. Появились детские сады, появились прочие услуги, разгрузившие женщину от домашнего труда. Стиральные машины может и внедрялись медленно, но в городах в домах были газовые плиты без дров, центральное отопление и вода в кране. Стирать на речку стало ходить не нужно. Так же как и печку топить и в ней готовить. Пылесосы появились, холодильники (а это значит, что продукты можно было хранить, а не готовить свежее каждый день, тратя время как на готовку, так и на поход на рынок за покупкой тоже свежего) и прочая домашняя техника.
И начали заканчиваться деревенские кадры для переезда. Большинство уже и так в город переехало.
В результате людей, имеющих дома домработниц, стали в фильмах все чаще показывать избалованными, испорченными, эгоистичными людьми, отрицательными персонажами.
“Обыкновенный человек” 1956 год
Александра Панова - домработница Параша
Например, у домработницы Параши хозяин зазвездившийся оперный певец
Сюжет: известный певец Ладыгин, снискавший успех и славу, живёт в просторной квартире, увешанной картинами, обставленной предметами роскоши. Внезапно к Ладыгину приезжает старый фронтовой друг - крупный учёный Свеколкин. Поняв, что для Ладыгина чины и звания дороже человеческих качеств, Свеколкин говорит приятелю, что работает простым кассиром. Это приводит к ряду недоразумений и комических ситуаций…
“Урок жизни” 1956 год
Валентина Ананьина - Нюра, домработница Ромашко
В этом фильме домработница служит в семье крупного заводского инженера Сергея Ромашко, который строит очень успешную карьеру и так занят, что у него даже на собственную семью нет времени.
Его жена-домохозяйка, бросившая в свое время учебу, уехав на стройку к мужу, уходит от него доучиваться и устраивается на работу учительницей. А Сергей же, после сатирического фельетона на методы его руководства, прозревает, и получив "урок жизни" понимает, что ему нужна Наташа, которая также всё это время продолжала любить его…
Домработница здесь просто встроена в сюжет как бытовая подробность - крупному хозяйственнику такое по статусу положено...
"Девушка без адреса" 1957 год
Светлана Карпинская - Катя Иванова.
В Москву к дедушке, работающему вахтером в райсовете, приезжает внучка Катя, желающая стать актрисой в театре оперетты.
После того, как с театром оперетты не складывается, Катя устраивается на работу лифтером в собственном доме, но после ссоры с дедом уходит из дома, чтобы доказать ему, какая она самостоятельная. И у нее начинается с работами огромное и большое приключение.
Первой ее работой становится работа домработницы, там же жилье предоставляют. Уволиться ей оттуда приходится довольно быстро - после потопа, устроенного в квартире мужем хозяйки. Насколько хозяева неприятные люди, можно увидеть на кадрах.
Кадр из фильма "Девушка без адреса"
Кадр из фильма "Девушка без адреса"
“У тихой пристани” 1958 год
Елизавета Лилина - Фёкла Иннокентьевна, домработница
В комедии "У тихой пристани" главному герою Колючкину не сидится на пенсии и он пытается чем-то заняться, в частности, оформляет бабушку, которой помог на улице, в дом пенсионера. Старушка жалуется ему на неудавшуюся жизнь, которую она прожила в качестве домработницы
"Приходите завтра…" 1963 год
Надежда Животова - Мария Семёновна, домработница
В Москву из глухой сибирской деревни Ельцовки приезжает Фрося Бурлакова, желающая стать певицей. Останавливается она у малознакомого скульптора Николая Васильевича, который учился в школе в Запорожье, где работал их общий знакомый - школьный завхоз, затем переехавший в Сибирь. Ну по-простому так, по-деревенски...
У Николая Васильевича есть приходящая домработница Мария Семёновна,специализирующаяся на "работниках творческих профессий" и даже слегка над ними потрунивающая.
Все кончается хорошо и для Фроси, которую взяли на учебу, и для Николая Васильевича, который благодаря Фросе разобрался в собственных личных проблемах (творческом кризисе)
Надежда Животова - Мария Семёновна, домработница
В это время начинают массово появляться условные "домработницы" и "домработники", нанятые через специализированные организации, ну, например, няни или специализированные уборщики
“Я шагаю по Москве” 1964 год
Мария Виноградова - домработница, "хозяйка" собаки
Домработница пошла выгуливать хозяйскую собаку, а забрела в церковь.
Владимир Басов - полотёр
Знаменитый домработник -полотер в исполнении Басова. Тоже дивертисмент своего рода, можно отдельным номером смотреть
“Короткие встречи” 1967 год
Нина Русланова - Надя.
Деловая и успешная женщина Свиридова, работающая в администрации райкома, замужем за свободолюбивым романтиком Максимом, геологом, человеком очень модной по тем временам профессии, постоянно пропадающим в экспедициях.
В одной из командировок в него влюбляется провинциальная девушка Надя, работающая в чайной, которая затем, отправившись на поиски возлюбленного в город, устраивается к его жене домработницей, тайно ожидая возвращения Максима. Вживается в семейную драму... ну и уезжает обратно в свою чайную
Кадр из фильма "Короткие встречи". Кира Муратова (режиссер) в роли Валентины Ивановны
"Следствие ведут ЗнаТоКи". Дело № 6 "Шантаж" 1972 год
Валентина Березуцкая - домработница Настя
Данная колоритная домработница имеет специфическое происхождение, она дочка денщика атамана Дутого. И работает она на хозяйку, замешанную в деятельности подпольной сети по сбыту краденного на приисках золота
"Монолог" 1972 год
Евгения Ханаева - Эльза Ивановна, домработница академика Никодима Васильевича Сретенского
Я не смотрела этот фильм и не знаю, это частная домработница или из агентства, и озвучено это как-то в фильме или нет. Работает она на одинокого академика.
Кадр из фильма "Монолог"
“По семейным обстоятельствам” 1977 год
Анатолий Папанов - пенсионер-свистун, няня для Леночки
В этом фильме у нас агентство по найму нянь. И целых три няни - старушка, вульгарная девица и дедушка пенсионер
Наталья Мартинсон - молодая няня
Клавдия Грищенкова - Ефросинья Фёдоровна, пожилая няня
"Карнавал" 1981 год
Ирина Муравьёва в роли Нины Соломатиной (с метлой)
Нина Сломатина приехала в Мскву из небольшого провинциального городка Оханска, провалилась на вступительных экзаменах в театральное училище и в силу обстоятельств устроилась на работу в фирму "Заря" - няней, помощницей по хозяйству, курьером. Сама она живёт в школе, куда её пускает ночевать сторожиха.
Кадр из фильма "Карнавал"
В 1970-е эпоха частных домработниц в СССР окончательно закончилась, государство все поставило под свой контроль и стало оформлять через фирмы типа "Заря" или ЖЭК. Вернутся частные домработницы обратно уже после развала СССР вместе с капитализмом и гастарбайтерами вместо жителей деревни