О цветовой дифференциации штанов / Как создавали образы в фильме "Кин-дза-дза!" (1986)

Jul 28, 2022 00:30

- Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели...



В 1986 году на экраны вышла снятая режиссёром Георгием Данелией двухсерийная фантастическая трагикомедия "Кин-дза-дза!". Сначала фильм не очень хорошо был встречен публикой, но спустя несколько лет разошелся на цитаты и стал очень популярным. В настоящее время этот фильм возглавляет топ список самых полюбившихся россиянам советских фантастических фильмов


Почему именно этот фильм? Ну вот могу предложить очень хорошую статью с разбором советской кинофантастики Памяти великого мифа
Цитата: Позднесоветский фильм "Кин-дза-дза" уже откровенно издевается над космической романтикой: вы стремились к социальному идеалу, а пришли к иерархизированному, негибкому и несправедливому обществу (ясно же, что Кин-дза-дза - это СССР).

Кстати, затронутая в фильме тема настолько глубока и актуальна, что многое из сюжета накладывается не только на общество позднего СССР, но и на глобалистскую пока еще однополярную сегодняшнюю действительность (с энным количеством встроенных туда российских олигархов, согласно их собственной дифференциации условных штанов). Отсюда, наверное, и растут ноги у сегодняшней популярности фильма.

С точки зрения костюмов фильм сделан откровенно на помойке, но сделан до такой степени гениально, что нельзя не посвятить этому отдельный пост.  И не восхититься талантом и творческими способностями создателей фильмаРассказывает Георгий Данелия  (из книг "Тостуемый пьет до дна" и "Кот ушёл, а улыбка осталась".  )

Как только обезьяна слезла с дерева и у нее отвалился хвост, она стала смотреть в небо с надеждой, что прилетит оттуда кто-то очень умный и очень добрый, наведет порядок и наступит на земле сытость и благость. А мы с Резо Габриадзе подумали - почему оттуда должны прилететь обязательно умные и добрые? В этой Вселенной наверняка есть бесконечное множество планет, на которых живут существа, подобные нам. И есть, очевидно, такие планеты, где эти существа в своей цивилизации намного обогнали нас. Вот на такую планету мы с Резо и решили отправить наших героев, чтобы выяснить, стоит ли их с надеждой ждать?
СЮЖЕТ. Двое землян - парнишка из Батуми Гедеван и строитель из Москвы Машков - попадают на планету Плюк в галактике Кин-дза-дза, где леса, реки, моря и траву давно уже превратили в топливо и остался только песок. Словарный запас для простоты сократили до одного слова “Ку”. А для удобства определения, кто есть кто, вместо огромного количества национальностей, на которые делятся люди Земли, разделили всех обитателей этой галактики на пацаков и чатлан. А чтобы не путаться, сконструировали прибор (визатор). Наводишь визатор на пацака, зажигается зеленый огонек, наводишь на чатланина - оранжевый. Удобно.

Поскольку на Плюке чатлане считались коренными обитателями, пацаки должны были носить в носу колокольчик и перед чатланами шлепать себя по щекам, приседать и говорить “Ку”. Социальный статус определялся по цвету штанов. Зеленые штаны - для шушеры, желтые - для значительных, а для избранных - малиновые штаны. У кого были малиновые, перед тем не только пацаки, но даже чатлане должны были делать “Ку”! И его эцилопп не имел права ночью бить! Никогда.
Желтые штаны имел право носить тот, у кого было КЦ, а малиновые - у кого было много КЦ. (Что такое КЦ, мы не знаем.)



Вместо надгробия на Плюке были разноцветные воздушные шары, привязанные к колышкам (того же цвета, какого были штаны у усопшего).

Вместо надгробия на Плюке были разноцветные воздушные шары, привязанные к колышкам (того же цвета, какого были штаны у усопшего). Принято было считать, что это последний выдох ушедшего. Правил этой планетой чатланин ПЖ.. И над центром, где у него был единственный на всей планете бассейн, парил огромный малиновый километровый шар, этот шар круглосуточно накачивали насосами через бесчисленные шланги десятки тысяч пацаков.



Единственный на всей планете личный бассейн ПЖ
Не исключено, что этот гигантский шар (последний выдох ПЖ) появился у нас по ассоциации с огромными портретами нашего ПЖ - Брежнева, которые в то время украшали державу от киля до клотика в бесчисленном множестве.
Инопланетян играли Евгений Леонов и Юрий Яковлев. Землян - Станислав Любшин и Леван Габриадзе (сын Резо). Художниками были Шенгелия, Самулейкин и Тэжик.

Недостатки - в достоинства!

Дорогой читатель, я не утомлял тебя производственными подробностями, но на этом фильме было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что не могу не поплакаться.
Главная декорация “Ракета Пепелац” оказалась не в Небит-Даге, куда мы ее отправили, а во Владивостоке. Декорацию “Корабль в песках” разнесло ураганом. Подземный Пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал “лихтваген” (водитель был в стельку пьян). Ракета, которую нам сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. И еще! И еще!
Между прочим. Паша Лебешев [оператор-постановщик] был уверен, что нам пакостят инопланетяне, о которых мы снимали фильм. Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду.
Иногда и я так думаю.

Эскизов костюмов у нас было предостаточно.


Первый авторский эскиз костюмов, нарисованный Георгием Данелия.

Их начинала делать Алина Спешнева, продолжил ее муж Николай Серебряников, а закончила Света Кахишвили. Но когда мы сдавали постановочный проект, в производственном отделе “Мосфильма” сказали, что пошивочный цех перегружен и поэтому он ничего для нас сшить не сможет. (В то время на “Мосфильме” снимался “Борис Годунов” и еще какие-то сложнопостановочные, важные картины.)



Эскизы к фильму "Кин-дза-дза!"

Нас отправили в мастерскую художественного пошива при Большом театре. Там было очень дорого, и мы смогли сшить всего несколько костюмов. Больше смета не позволяла. А костюмов надо было много: в фильме есть кадры с тысячной массовкой. И мы написали плакат и повесили его у меня в кабинете: “Превратим недостатки в достоинства!” А Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы “Заря”. Майки и кальсоны.



Кадр из фильма "Кин-дза-дза!" Чатланин Уэф (Евгений Леонов) и пацак Би (Юрий Яковлев) одеты в  теплое нижнее белье фирмы "Заря"

Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Неоценимым вкладом оказались добытые Бицем летные костюмы. Один я притащил домой и, когда разобрал, понял - это сокровище! Там оказалась масса изумительных деталей. Пружинки, подушечки, тесемочки, сеточки, металлические колечки, нейлоновые мешочки, молнии…
Пружинки носили во рту эцилоппы, как боксеры капу. Подушечки прикрепили к задам инопланетянок, и выглядело это завлекательно. Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков надели лямочки, которые отпороли от летного костюма. Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил:
- А это не для того, чтобы летчики в них писали?
- Нет, - сказал я, но трубочки на всякий случай срезал.



В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной “Мосфильма” и на помойках в пустыне Кара-Кумы, где мы снимали этот фильм.
Таким образом, на Уэфе оказались надеты - брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы “Заря”, полусапожки из фильма “Тиль Уленшпигель”. А перед самой съемкой я нашел на помойке блямбу непонятного назначения, я ее вымыл и приклеил клеем “Момент” к заду матросских штанов чатланина.
На той же помойке я нашел покрышку из стеклоткани для повозки Цан. Время над ней поработало, и она была поразительной красоты. Я был в таком ажиотаже, что забыл, что там могут быть тарантулы и скорпионы.



Кадр из фильма "Кин-дза-дза!" Повозка Цан

На Яковлева еще в Москве решили надеть летный костюм и вязаную шапочку. Когда приехали в Небит-Даг, цвет костюма показался мне ярким, и я решил этот костюм перекрасить. Наполнил водой ванну, вылил бутылку чернил, положил туда костюм, а утром достал. Когда костюм высох, то оказался такого же цвета, какого и был.
Когда актриса Ирина Шмелева (она играла Цан) прилетела в Небит-Даг, оказалось, что костюма на нее вообще нет. Заказали, сшили, но деньги вовремя не перевели. И костюм нам не отдали. Костюмерша Света завернула актрису в кусок ткани, и получилось что надо!



Ирина Шмелёва - Цан, женщина на самоходной тележке

Рассказывает Ирина Шмелёва:
"С Данелия было безумно интересно. В голову мне он втыкал тьму всяких пружинок, и все ему было не так. Ветер ужасный, и на голове у меня полный кошмар, но ему этого не хватало - недоставало совсем кошмарного зрелища, поэтому на меня надели жуткий, нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые ему были необходимы. А Данелия все не хватало моей головы, разных болтов и всяких других глупостей, чтобы сделать из меня уже полное безобразие! По сути, одна-единственная значительная женская роль в картине! И в каком там виде - нос облупленный, губы потрескались, да еще в рот пружинки вставили!.. Моя "тачанка" была феноменальным агрегатом, и возили её, как положено, за веревку. Было так интересно, что я не замечала жары. Да и костюмчик-то у меня - тряпочка на талии, что-то еще сверху, и все это из какого-то мешочка. А вот Леонову придумали напялить на голову всякие штучки - чтоб не напекло. Леонов еще все время пел бесконечную песню, по принципу "что вижу, то пою". Примерно так: "Я люблю свою жену-у-у... Потому что она - хороша-а-ая..."



Прораб Владимир Николаевич Машков ("дядя Вова") и Цан, женщина на самоходной тележке (Ирина Шмелёва)

Колокольчики для пацаков мы купили в магазине “Рыболов-спортсмен” (это колокольчики для донок).

Кадр из фильма

Для сцены в объекте “Торговый зал” для шлемов эцилоппов (эцилопп - представитель власти, полиция / police наоборот) требовалось двести ярких лампочек, которые отсутствовали на складе “Мосфильма”, а покупать их за наличные было запрещено. Режиссёр Данелия в поисках лампочек обращался за помощью к первому секретарю Московского горкома КПСС Виктору Гришину, который ему не помог. После увольнения Гришина в 1985 году Данелия обратился к новому первому секретарю Московского горкома КПСС Борису Ельцину, которому сказал, что Гришина сняли с должности именно из-за лампочек. В результате помощники Ельцина занимались поиском этих лампочек для костюмов эцилоппов. Лампочки в итоге достал сотрудник аппарата ЦК КПСС Леон Оников.



Черноусый эцилопп, летающий на пепелаце (Валентин Букин)



Седоусый эцилопп-мздоимец Игорь Боголюбов

Пепелац, бандуру, на которой летают наши герои, “Мосфильм”  отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов мы с художником Теодором Тэжиком отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона “Мосфильма”, Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков, умелец, мастер на все руки. Он же сделал повозку Цан.



Читается это быстро, а ушла на все уйма времени! Когда закончился подготовительный период и мы должны были выезжать в экспедицию, выяснилось, что ехать нельзя: многое не готово, а кое-чего и вовсе нет. И через год, когда мы должны были выезжать в экспедицию, оказалось, что опять многое не готово и кое-чего как не было, так и нет! Я подумал: “Делай что должно, а там - будь что будет!” И мы выехали в экспедицию в Туркмению, в город Небит-Даг.
Приехали. Главной декорации “Пепелац” - нет (ее отправили во Владивосток). Колесо обозрения, которое где-то раздобыл замдиректора Сережа Сендык, еще не поставили.



Кадр из фильма

Декорация “Катер” не готова. Комбинированные кадры не можем снимать - нет пультов управления. А мы привезли с собой: Станислава Любшина - ведущий актер МХАТа, Евгения Леонова - ведущий актер “Ленкома” и Юрия Яковлева - ведущий актер Театра имени Вахтангова. Главные режиссеры этих театров пошли мне навстречу и освободили артистов. Но только на месяц. Месяц кончается, все актеры здесь, а я снимаю проходы и пейзажи. Нужные и ненужные. Жара, градусов, наверное, шестьдесят.

"Мы жили в небольшой совминовской гостинице на семь номеров, сами готовили еду на кухне, - рассказал  Леван Габриадзе, сыгравший в фильме роль Скрипача. - Однажды ночью кто-то зашёл в номер к Леонову и унёс все его вещи. Он остался в одних красных трусах, в которых спал. Кто-то дал ему брюки, кто-то - рубашку, кто-то - обувь. Так Леонов и ходил в чужих вещах. Кстати, ему всё подошло. Он был совсем нетолстым, как выглядел с экрана".
Наконец пришел Пепелац! (Пока разыскали и привезли, прошло несколько недель.)
В первый же день, когда поставили Пепелац на точку и собрались снимать, Тэжик сказал, что Пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась! (Пенополиуретан оказался материалом легко воспламеняющимся.) Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Что делать? Через неделю актеры улетят.
- Будем снимать так, - решил я.
Но Биц каким-то чудом раздобыл у военных компоненты А и В (составляющие пенополиуретана). Ночью Самулейкин с Тэжиком залатали Пепелац, и к утру его можно было снимать.



Кадр из фильма
В первую экспедицию в Кара-Кумах мы все снять не успели, пришлось выезжать туда еще раз.

Спецэффекты
С самого начала главной нашей заботой было то, что летательные аппараты должны летать, а повозки ездить. Сейчас это просто: загнал в компьютер - и все летает и едет.
Сложность заключалась в том, что до “Кин-дза-дзы” на “Мосфильме” уже лет десять никто не снимал фильмы с комбинированными кадрами и мы пришли в совершенно разоренный цех.
Поэтому я хотел, чтобы комбинированных кадров было как можно меньше, и пытался добиться, чтобы все летало само. Связались с конструкторским бюро крупнейшего авиационного завода страны. Они нам все разработали, начертили и принесли. Мы увидели, что инопланетные летательные аппараты стали похожи на обычные вертолеты и самолеты. Это нам не подходило. Они сказали, что поищут другое решение.
В первый год, когда мы должны были ехать в экспедицию, это решение еще не было найдено. И на второй год не было найдено. И я решил, что полеты летательных аппаратов снимут наши комбинаторы - оператор Александр Двигубский и художник Павел Хурумов. А конструкторов попросил разработать только ракету, которая вылетает из-под песка.
За зиму авиаторы ракету сконструировали и сделали. И теперь, для того чтобы она вылетала из песка, нужны были специальный электрический домкрат и пульты дистанционного управления. Это оборудование “Мосфильм” через Министерство внешней торговли приобрел для нас в Японии. Но когда мы приехали в “Шереметьево”, на таможне нам ничего не отдали. Сказали - не хватает бумажки. Сначала эту бумажку пытался получить Коля Гаро, потом я, потом Сизов, потом Ермаш, но никто ее так и не получил.
Думаю, наш домкрат и пульты до сих пор валяются на таможне в “Шереметьево” в красивых ящичках с иероглифами.
Мы привезли ракету в пустыню и попытались запустить ее сами, без японского оборудования. Вырыли яму, поставили ракету на направляющую ферму, подсоединили бикфордов шнур к зарядам, засыпали песком, зажгли, и… взрыв! Ракета разлетелась на мелкие кусочки. Слава Богу, никого не убило!



Кадр из фильма
А в фильме ракета из-под песка у нас все-таки вылетает. Гена Давыдов (замдиректора картины) взял ржавую водопроводную трубу, наварил на нее ушки, а по бокам привязал пионерские заряды, которые купил в Москве, в магазине “Пионер”. Далее, мы поставили две высокие мачты на расстоянии ста метров друг от друга. На них натянули струну, к центру этой струны посредине прикрепили еще одну струну, перпендикулярно. Потянули ее на камеру и продели струну в уши трубы. Дальше взяли фанерный стол, в середине стола вырезали квадрат. Постелили кальку. На кальку насыпали песок. Поставили камеру, и дальше комбинаторы работали “на совмещении”. Песок на столе должен был по цвету и свету совпадать с песком пустыни. Гена залез под стол и рукой выдавил свою трубу из песка. Я спичкой поджег заряды. Отбежал. Ракета полетела. А поскольку она на этой струне могла лететь только прямо, так она и летит в кадре. Правда, немного вихляет туда-сюда, но это даже хорошо.
Таким же искусным способом сняты и все остальные пролеты ракет, проезды повозок и т.п.
Молодцы Александр Двигубский и Павел Хурумов! Молодец Геннадий Давыдов!
Худо-бедно, все, что задумали, сняли.
И наши следы давным-давно уже засыпало песком и только торчит в Кара-Кумах огромное колесо обозрения, ив его кабинках поселились праправнуки и праправнучки скарабеев и ящериц, которые видели, как мы снимали здесь кино.

По воспоминаниям Данелии, к нему обратился американский режиссёр, впечатлённый спецэффектами картины, с предложением делать похожие спецэффекты для его картины. На это предложение Данелия отшутился: "А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу. Мы поставили её на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом". Он и обратился. Потом мне позвонили из Министерства обороны и наорали: "Вы что дурака валяете?". Я им: "Вы должны радоваться, что американцы всерьёз думают, что у вас такая супертехника, способная любую громаду в воздух поднять!"

Цветовая дифференциация штанов
Цветовая дифференциация штанов в фильме "Кин-дза-дза!" - это система, позволяющая жителям планеты Плюк демонстрировать свой социальный статус. Заключалась она в ношении штанов разного цвета. В переносном смысле под цветовой дифференциацией штанов понимается любая кастовая система, где социальный статус подчёркивается какими-либо внешними атрибутами. Цвет штанов - всего лишь удачная метафора видимых атрибутов, символов, в которых нуждается власть.



Каждому цвету штанов соответствуют определенные привилегии.
Голубые штаны имеет право носить высшая элита Плюка: правитель планеты (возможно, также некоторые высокопоставленные чиновники) и лица, обладающие очень большим количеством КЦ (по сценарию фильма - 3 грамма) . К привилегиям относятся личный бассейн (у Господина ПЖ) и собственная охрана. В фильме голубые штаны носит Господин ПЖ, а также VIP-персоны в толпе в сцене "Чемпионат по игре в плюку".

Малиновые штаны имеют право носить состоятельные жители Плюка, владеющие большим количеством КЦ (по сценарию - 2 грамма) Перед владельцем малиновых штанов пацаки и чатлане обязаны приседать (пацак - два раза, а чатланин - один). Кроме того, владельцы малиновых штанов имеют статус неприкосновенности (эцилоппам запрещено их бить по ночам).
В фильме малиновые штаны носит мама Господина ПЖ, а также разбогатевший главарь контрабандистов, обманом укравший у землян коробок спичек.



Мама Господина ПЖ (Нина Тер-Осипян)

Кадр из фильма

Жёлтые штаны имеют право носить зажиточные жители Плюка, имеющие 1 грамм КЦ. Перед владельцем желтых штанов пацаки должны приседать и говорить "Ку" не один, а два раза. В фильме желтые штаны носит карлик



Кадр из фильма

Помимо перечисленных разновидностей цветных штанов, персонажи фильма носят штаны и некоторых других цветов, однако, являются ли эти штаны символом статуса и дают ли какие-либо привилегии их обладателям - неизвестно.
Белые штаны носят чатланин Уэф, эцилопп-судья (отправивший Уэфа и Би в эцих), эцилопп с намордниками, личный пацак Господина ПЖ. Также в белых штанах любит появляться на голограммах и сам Господин ПЖ, демонстрируя свою любовь к народу.



Кадр из фильма



Кадр из фильма



Господин ПЖ (Николай Гаро) с личным пацаком (Игорь Боголюбов) на голограмме 
Оранжевые штаны носят усатый пилот-эцилопп, чатланин-диссидент Кырр (автор фразы "пацаки чатланам на голову сели"), трусливый пилот-эцилопп ("я сразу на каппу нажал"), пацак Би.



Кадр из фильма



Кырр, чатланин-диссидент, живущий на катере (Лев Перфилов), одет не только в оранжевые штаны, но и в найденное на помойке пальто, специально испачканное и разорванное.

Чёрные штаны носят главарь контрабандистов (до того, как он разбогател), охранник эциха, толстый чатланин в поезде, некоторые плюкане у колеса обозрения.

Серые штаны носят Цан (женщина на тележке), пацак-сторож со змеевиком на голове, некоторые плюкане у колеса обозрения.
Сиреневые штаны носит подружка разбогатевшего главаря контрабандистов



Зелёные штаны носит разбогатевший однорукий контрабандист, эцилопп в штатском. В книге "Тостуемый пьёт до дна" Георгий Данелия сообщает, что "зелёные штаны - для шушеры".

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up