Браслетик Маньки Облигации / "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Jul 26, 2022 00:30



"Красивый, Маня, у тебя браслетик", - говорил великолепный Жеглов.

"Ещё бы. Браслет старинный, цены немалой", - нахально отвечала Манька Облигация. И поясняла с гонором: "Наследство это моё. Память мамочкина".

Потом выяснялось, что не наследство и не мамочкино, а браслет в виде змейки с одним изумрудным глазком оказался из вещей убитой Лары Груздевой. Возникает интересный вопрос, не волновавший, впрочем ни Глеба, ни Маньку: к какой эпохе он мог относиться? Ну, теоретически.

"Ещё бы. Браслет старинный, цены немалой", - нахально отвечала Манька Облигация.

Первое, что приходит на память - эпоха ампира и раннего бидермайера, то есть 1800-1830-е годы, когда в моду вошли символы Египта и Древнего Рима. Кстати, браслет-змея - это и есть древнеримское украшение, появившееся от соприкосновения римской культуры с Востоком. В первой трети XIX века не просто нравились псевдо-древние эстетические обыкновения...



Тимофей Нефф. "Портрет великих княжон Ольги и Марии, дочерей императора Николая Павловича" 1838 г. Государственный русский музей

...Но и создавались новые смыслы - браслет-змейка обозначал мудрость, изящество и - роковую тайну. В те годы писалось очень много художественной "макулатуры", повествовавшей о Клеопатре и всяких жреческих мистериях. Всё подавалось через романтику и - ужасы. Экзотика - сводила с ума. Поэтому браслетик Груздевой мог быть родом из александровско-николаевской эпохи.
               

Яковлев Гавриил Иванович. "Юлия Васильевна Теляковская". 1848 г. Государственный Эрмитаж.

Но в те годы, когда разворачивалось действие "Места встречи..." старинной вещью могли назвать любое дореволюционное творение - время тогда чётко делилось на "до" и "после" Революции, поэтому всё, что до 1917-го - значилось, как "давным-давно" (о психологии ощущения времени написано много парадоксального, но сейчас не об этом). Змейки, как символика, сделались опять популярными на рубеже XIX и XX столетий.
                 

Украшение, созданное для Сары Бернар. Золотой браслет "Медея" с кольцом, 1899 г. Городской Музей в Сакаи, Япония

Тогда началась очередная волна ориентальной (то есть - восточной) экзотики, экзальтации и - "тоски" по жгучим тайнам. В те годы знаменитый художник Альфонс Муха рисовал эскизы для украшений Сары Бернар, а такие умельцы, как Рене Лалик и Жорж Фуке создавали по тем рисункам изысканную "ювелирку". Так вот змея с глазами-камешками была одним из расхожих сюжетов. Но, судя по форме, у Облигации оказалась всё же вещичка 1800-1830-х годов.Отсюда

история, костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up