Крампус
В фольклоре альпийского региона Европы существует легендарная фигура чудища Крампуса. Он является спутником и одновременно антиподом Святого Николая. Крампус сопровождает Св. Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, - тем самым он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Считается, что, когда Крампус находит капризного ребёнка, он кладёт ему под подушку уголь или засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.
Св. Николай, окруженный Крампусами (по идее должен быть только один)
Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Боцен (Больцано)) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности.
Арт инсталляция "Крампусы"
Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции, католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Св. Николая.
В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию. В 1950-е годы правительство распространяло памфлеты на тему "Крампус - порождение зла". Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остаётся популярной. При этом в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей и было решено, что это ОК.
Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в течение первой недели декабря, а особенно в ночь с 5 (День Крампуса) на 6 декабря (День Св. Николая) и бродят по улицам, пугая детей цепями и колокольчиками. Этот обходной обряд с 5 на 6 декабря также носит название Крампус.
Часто Крампуса изображают на специальных рождественских открытках.
Рождественские открытки.
Ну это все информация из википедии чисто для того, чтобы понять, с чем столкнулись мусульманские беженцы с детьми, в последние годы переехавшие в Европy и осевшие в этом самом альпийском регионе, где парад Крампусов стал рождественской традицией и одной из главных местных достопримечательностей для привлечения потока туристов. Рождественские ярмарки то везде есть, ими уже никого не удивишь, а вот рогатые и мохнатые чудища ночью с факелами ходят далеко не везде.
Парад Крампуса в Граце
Парад Крампуса в австрийском городе Граце, например, является одной из крупнейших туристических достопримечательностей мира на Рождество и рекламируется как один из лучших рождественских парадов.
Click to view
Австрийские ритейлеры используют его имя, чтобы продавать шоколад, игрушки или рога. Издательство National Geographic опубликовало книгу на немецком об этом рождественском звере. Ночь Крампуса отмечается очень широко: люди напиваются, одеваются в шкуры и бегают за пешеходами на улицах.
Эксперты по мифологии говорят, что Крампус для людей - это способ соприкоснуться со своей дикой, животной стороной. Они уверены - это Хэллоуин для взрослых.
Фанаты Крампуса объясняют свою любовь к демону тем, что они устали от обычного, насквозь коммерческого Рождества, а потому будут чествовать кого-то с рогами, темной шерстью и клыками.
Парад Крампусов в деревнях слегка отличается от городских. Там нет заграждений, отделяющих зрителей от участников процессии, и Крампусы могут в ходе театрального действия напасть на зрителя и прижать его к земле, имитируя похищение. С учетом того, что многие к тому времени уже набрались и сильно навеселе, это иногда выглядит как потасовка.
Крампус тащит зрителя из толпы.
Ну и вот представьте себе каких-нибудь сирийских или иракских деток, которых поселили в австрийской деревушке, а там ночью бегают шайтаны лохматые с красными рожами и рогами и, говорят, что они могут украсть ребенка, чтобы его съесть.
В 2015 по Австрии прокатилась волна скандалов по маленьким городкам и деревушкам, где проходили парады и жили беженцы, а в Тироле из-за протестов мусульман даже рассматривали возможность запретить ежегодный парад. Но потом туристический потенциал и деньги перевесили, и были приняты программы по знакомству Крампуса и мусульманских беженцев. Им рассказывали, что Крампус не настоящий шайтан, а только притворяется, красть он никого не будет, на ужин кушать тоже, и вообще он добрый и хороший, а розги он с собой носит ради шутки, а людей на землю валит тоже понарошку. В общем, выделили довольно большие деньги на фольклорное образование.
Дело в том, что за посещение парада обычно надо платить 12-15 евро ($14-18) за взрослый билет, а количество посетителей даже в маленьких городках измеряется тысячами. Поэтому как бы беженцы не вопили, но в этом вопросе им бюргеров не прогнуть.
Крампусов и Св. Николая знакомят с мусульманскими беженцами.
И в этом же 2015 году начались столкновения людей, одетых в костюмы Крампуса с какими-то подростками, национальность и этническая принадлежность которых не всегда называется.
Говорят, что подросткам не нравятся Крампусы и они их специально задирают. Один раз взрослые Крампусы в результате драки в районе Зальцбурга пятерых подростков избили так, что тех пришлось отправлять в больницу и гипсовать поврежденные конечности. Напомню, что Крампусы носят с собой плетки и прутья и стукнуть могут очень больно, особенно если пьяные и плохо соображают. Подросткам было от 15 до 18 лет, среди них были девочки.
В 2016 году драки продолжились. В одном случае конфликта между турецкими подростками и пьяными Крампусами с плетками и цепями пришлось вмешаться полиции, облить всех перцовым спреем и арестовать одного 15-летнего мальчика. Пьяных взрослых дядек с цепями, прутьями и плетками арестовывать не стали.
Помимо драк с подростками Крампусы часто дерутся между собой, у них существует некая конкуренция, как и у футбольных фанатов. Ежегодно местные газеты полны историй, где они что побили и повредили, как орали, кого напугали и с кем подрались, часто с увечьями и госпитализацией.
Драка Крампусов.
Психотерапевты говорят, что в начале декабря у них увеличивается поток клиентов, которые боятся выходить на улицу.
Открытка с Крампусом и другими рождественскими персонажами и надписью "Счастливых драчливых дней" от разработчика видеоигр Blue mammoth games
Крампусы начали даже устраивать протесты по поводу негативного освещения их пьяных похождений в прессе, требуют, чтобы о них хорошо писали.
И еще в отношении Крампусов получило распространение слово 'angstlust' - "удовольствие от страха".
Ну вот такой Крампус. Костюм решила не описывать, просто выложила фото.
Не знаю, как там с сатиром, по-моему, на русского черта похож.
А про его появление. Ну Санта Клаус со Св. Николаем стали уже такими потребл*кими персонажами с основным смыслом праздника "купи-купи-купи", "потрать-потрать-потрать", что смысл праздника как какого-то духовного события полностью вымылся. И нематериальная или духовная сторона, которая празднику всегда нужна для осмысления "а с какой стати гуляем и чему радуемся" нашла воплощение вот в таком "удовольствии от страха".
Бывает же!