Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)

Apr 08, 2022 00:30



Легендарный  фильм Александра Сокурова “Русский ковчег” (2002) известен в первую очередь тем, что снят  одним дублем без остановки камеры и без последующего монтажа.

Как и многие другие фильмы Сокурова снят был “Русский ковчег” специально для Каннского кинофестиваля (где остался без призов), в России вышел всего на 2 экранах и до сих пор мало известен отечественной публике, но в американском прокате стал хитом, после чего был объявлен шедевром

Сюжет... За чуть менее чем полтора часа маркиз де Кюстин (Сергей Дрейден) проходит 3 века русской истории, встречает известных правителей в камерной и парадной обстановке и попутно любуется картинами в Эрмитаже. Художники по костюмам ― Лидия Крюкова, Тамара Сеферян, Мария Гришанова ― проделали большую работу для фильма и получили за нее премию “Ника”

В картине было занято около тысячи исполнителей. И как это это почти всегда бывает, только часть костюмов, около 360, была пошита специально для фильма. Остальное - “из подбора”. Например, для первого бала использовались наряды “Звезды пленительного счастья” (1975) и других картин "Ленфильма". Еще 20 костюмов отобрано в Мариинском театре.

Этот пост будет посвящен только использованию в фильме русских придворных платьев XIX века

Один из эпизодов ― аудиенция персидских послов у Николая I. В августе 1829 года 16-летний персидский принц Хозрев-Мирза в Зимнем дворце вручил Николаю I шахскую грамоту - "извинительное письмо" за убийство русской дипмиссии и А.С.Грибоедова.





При этом, как мы видим, в фильме множество придворных дам на аудиенции одеты в так называемое “русское придворное / парадное платье”. Художники по костюмам здесь пошли на анахронизм.  Николай I  регламентировал парадную одежду придворных дам только в 1834 году, через 5 лет после аудиенции.



Фасон парадного придворного платья был одинаковый. Это бархатное распашное верхнее платье с удлиненными разрезными рукавами и белая юбка. Отличались только цвета и шитье. Так, штатс-дамы и камер-фрейлины носили зеленое с золотым шитьем, наставницы великих княжон синее с золотым. У фрейлин Ее Величества были платья “пунцового цвета” с золотным шитьем, а у фрейлинам ― тоже пунцовые, но с серебряным. Фрейлины великих княжон могли пошить светло-синие платья с золотным шитьем, а  платье бархатное светло-синего цвета; юбка белая; шитье золотое, того же узора, а гофмейстерины при фрейлинах малиновое с золотом. Приезжающие ко Двору “городские” дамы могли использовать любые цвета, кроме уже назначенных придворных дамам. При этом покрой должен быть тот же. И всем дамам полагался кокошник, а девицам ― повязка на голову.

[Русские придворные платья на картинах и в музеях]

Слева: Придворные дамские наряды, альбом 1834 года. Фрейлины императрицы в красном “сарафане” с белой юбкой, золотым шитьём и резным золотым кокошником.  Справа: Гербовый зал Зимнего дворца (фрагмент). А. Ладюрнер (1834)



Слева Соколов П.Ф. Мария Петровна Кикина-Волконская изображена в русском придворном платье фрейлины, 1839 г. Справа Княжна Ольга Николаевна Репнина-Волконская, в замужестве герц. Лейхтенбергская (1872-1953). 1890-е годы



Слева парадное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О. Бульбенковой, конец XIX-нач. ХХ вв, Эрмитаж. Справа Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835, Эрмитаж.



Русские парадные платья с выставки в Историческом музее, Москва



Слева платье придворное парадное статс-дамы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX века. Бархат, атлас, металл, золоченая нить, бить, блестки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Покрой платья соответствует требованиям к парадному дамскому костюму, определенным Указом императора Николая I в феврале 1834 года.
В центре платье придворное парадное фрейлины императрицы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX - начало XX века. Бархат, атлас, золоченая нить, бить, фасонные плашки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Справа придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, ателье "Изамбар Шансо", вышивка - мастерская "А.Ламан", 1880-ые гг. Бархат, шелк, золоченая нить, бить, канитель, металл; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Изамбар Шансо - глава петербургской модной мастерской дамского платья конца XIX - начала XX веков, выполнявший парадные придворные шлейфы. Именно эта мастерская получила почетный заказ на изготовление нескольких платьев императрицы Марии Федоровны для коронационных торжеств 1883 года. В их числе было и данное платье.
               

Русские парадные платья с выставки в Историческом музее, Москва




В фильме два придворных бала с разницей в чуть меньше столетия: эпохи Николая I и Николая II (1904 года), и придворные платья использованы на обoих.



Бал 1830-х гг.



Бал начала XX века



Одно из использованных платьев можно увидеть на постоянной экспозиции в Ленфильме. Как гласит легенда, это подлинное  придворное платье, приобретенное Г.А. Александровым, создателем сада “Аквариум” еще в 19 веке (театр “Аквариум” в последствие “перерос” в киностудию). Платье использовалось в театре на сцене, на съемочной площадке. Естественно, что бархат истерся, и золотое шитье осыпалось. Для "Русского ковчега" бархат отреставрировали, а на белой юбке  использовали уже не золотное шитье, а золотую печать.





Аналогичного типа платье на статистке



Отсюда

А вы смотрели "Русский ковчег"?

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up