Как создавали образы телесериала "Золотая орда" (2018)

Apr 03, 2022 00:30



"Золотая Орда" - это 16-серийный российский телесериал 2018 года, где общий сюжет разворачивается в XIII веке, но к реальным историческим событиям не имеет почти никакого отношения


"Золотую Орду" мы задумали совместно с "Первым каналом" - рассказывает генеральный продюсер сериала Рубен Дишдинян. - Советовались, выбирали тему, которая может привлечь разную аудиторию не только в России, но и за ее пределами. Период расцвета Золотой Орды показался нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу".

Создатели сериала изучали исторические свидетельства, общались с консультантами-историками, но...

"Выслушав третьего, я понял - хватит, - говорит режиссер Тимур Алпатов. - Каждый из них вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими или, наоборот, такими. Не поймешь, что происходило на самом деле".



Рамиль Сабитов в роли хана Берке и Дина Тасбулатова в роли его третьей жены Айжан

В итоге, чтобы не расходиться с историческими реалиями, создатели сериала решили... вовсе от них отойти.

"Хотя действие происходит на Руси в конце ХIII века, по жанру "Золотая Орда", скорее, фэнтези, чем реалистичная историческая драма. Все герои фильма вымышленные, - рассказывает креативный продюсер Елена Денисевич. - Мы не ставили своей целью наведение некоего своего порядка в истории, у нас нет каких-то новых и личных прочтений существующих фактов. Мы фантазируем по другому поводу: нас больше волнуют художественные предположения о том, какие люди жили в это время, чем они отличались и чем были похожи на нас".

"Несмотря на то, что у нас "фэнтэзи", в основе нашей работы над проектом лежал все-таки не вымысел, а художественный домысел. Задача перед творческой группой фильма ставилась очень конкретно: атмосфера, в которой разворачивается сюжет, коль скоро мы выбрали историческое прошлое, должна быть достоверной. Двенадцать консультантов - специалистов по быту, костюму, оружию, по вопросам религии и истории - помогали всем департаментам огромной съемочной группы проекта "Золотая Орда". Но нужно понимать, что наш сериал - это не научное пособие по изучению истории, это художественное произведение, которое должно и увлечь зрителя, и развлечь, и отвлечь, если хотите", - считает продюсер.

К подбору костюмов отношение было не менее скрупулезное. Костюмы тщательно разрабатывались в соответствии с исторической основой, но с креативным подходом художника по костюмам Марии Юреско.



Художник по костюмам Мария Юреско на съемках сериала "Золотая орда"

"Вообще, кино - дело коллективное, это как звенья одной цепи. И от художника по костюмам тоже очень многое зависит, ведь его работа хорошо видна в кадре, - рассказывает Мария Юреско. - Поскольку "Золотая орда" - проект большой, костюмов у нас тоже большое разнообразие, около двух тысяч. От пяти до десяти на каждого актера. Хотя раньше, когда начинались съемки первых исторических сериалов, так не увлекались. Если был придуман интересный образ, его фиксировали одним-двумя костюмами. Но со временем мы стали подглядывать за красивыми западными сериалами, и теперь стараемся соответствовать".

Я старалась максимально изучить колорит того времени, - поделилась художник по костюмам  - При подготовке к "Золотой орде" мы брали идеи с гравюр того времени, икон, музейных экспонатов, советовались с консультантами. Ориентировалась в первую очередь на книги исторического музея. Художественный цех сшил около 200 вещей, кое-что мы брали в аренду, часть покупали и подгоняли под актеров. К примеру, взяли старые костюмы для хазар, которые использовали еще в советском фильме "Руслан и Людмила". Мы их реконструировали, и они придали колорит кадрам. Всего из сказочно-исторического гардероба  "Мосфильма" взяли 10 костюмов, которые снимались в фильмах "Руслан и Людмила" (1972)  и "Садко"  (1952 )



Кадр из телесериала "Золотая орда".

Для массовых сцен покупали вещи в Китае. Там много фактурных тканей, которые изготавливают специально для кинопроизводства. Оттуда мы привезли халаты с вышивкой и доспехи для актеров и каскадеров из пластика.

Одежда пачкалась в грязи, намокала, заливалась бутафорской кровью, рвалась, мы заранее подготовили дубли костюмов, чтобы актеры могли быстро переодеться для следующего кадра. Еще когда идет подготовка к проекту, мы продумываем и проговариваем, сколько надо иметь про запас одинаковых костюмов - столько ранений, падений, серьезных повреждений будет. И сразу после дубля чистим, стираем, сушим, восстанавливаем одежду. Как правило, актеры, операторы, режиссер понимают, что в таких случаях они должны снять сцену максимум со второго, третьего раза, и особых хлопот это не доставляет"

Худoжник по костюмам рассказала интересные детали о кольчугах, которые носит большинство героев в этом фильме. Кольчуги в фильме двух видов. Кому повезло, носят облегченный вариант из алюминия, а кому нет - из стали. Вес такой кольчуги начинается от 12 кг.

"У нас Сережа Пускепалис - герой, конечно. Ему достались настоящие металлические доспехи и стальная кольчуга. И он снимался, протерпел в них весь фильм, его полный боекомплект весил порядка 40 кг. А еще и лошадь Сережи одевали в латы…", - рассказала Юреско.



Сергей Пускепалис в роли воеводы Еремея

Сам Сергей Пускепалис, сыгравший воеводу Ерему, вспоминает: "Роль требовала определенной подготовки, мой меч весил восемь килограммов, а кольчуга - около двадцати. Я впервые сел на лошадь, так что до съемок пришлось чуть-чуть подучиться. С конем мне "повезло": его "одели" в железо, в броню. Выглядело это очень эффектно, однако бедный конь еле-еле передвигался, а мне еще требовалось на нем что-то изображать".



Александр Устюгов в роли Великого князя Владимирского Ярослава Александровича

"Мой герой, князь Ярослав, - собирательный образ, - рассказал Александр Устюгов. - Он начал совершать подвиги, когда ему было всего 18. Поэтому на поле боя ему легче, чем в политике. По одежде он простоват, ему чужды красивые наряды. Он сам чистит своего коня, сапоги - то, чего ни за что не станут делать ни его старший сын Владимир, ни другие князья.  Мои доспехи весили 40 килограммов - это плащ из кольчуги, наручи, шлем. Физически находиться в таком обмундировании по 12 часов в день тяжело. Еще и сидеть в седле. За каждую смену я скидывал килограмма по полтора".



Александр Устюгов в рооли - Ярослава Александровича и Аружан Джазильбекова в роли Наргиз

Холодное оружие и доспехи изготовил для фильма художник Сергей Микульский. У Сергея - уникальная коллекция мечей, копий, сабель, доспехов из стали, титана и бронзы, которая в России является основой при создании исторических фильмов, фэнтези и сказок.



Кадр из сериала "Золотая орда"



Кадр из сериала "Золотая орда"
Актриса Юлия Пересильд, сыгравшая главную роль - Устиньи, рассказала, с каким трепетом шла работа над ее внешним видом:
"Художником по костюмам на "Золотой Орде" работала Мария Юреско, и я рада, что она была в нашей истории. Наверное, у каждого творческого человека бывают разные периоды - и спады, и подъемы. Так вот Маша сейчас в таком периоде, когда у нее уже колоссальный опыт, но она еще не устала доказывать и себе, и другим, не устала "рыть землю". Это уникальное состояние.



У меня были красивые костюмы, но многослойные.  Головные уборы необычные - высокие и тяжелые, килограмма по три. Согласитесь, если женщины в кино некрасивые, то кому будет это интересно смотреть? В "Золотой Орде" у нас все невероятно красивы. Мы с Машей Юреско, художником по костюмам, много обсуждали мои наряды и по цветам, и по сочетаниям.





Очень хотелось, чтобы в образе моей героини было много красного - мы определили для себя, что это ее цвет. Или, что будут сочетания красного и голубого. Вообще, костюмы на проекте удивительные, изощренные! То количество бусинок, которые художники пришивали своими руками, наверное, перевалит за десятки тысяч.".
Отсюда Отсюда   Отсюда   Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up