Нашествие Дедов Морозов, или как российский бизнес создает новый фольклор. Часть 2

Dec 13, 2017 11:35



Продолжение темы Нашествие Дедов Морозов, или как российский бизнес создает новый фольклор, где было описано, как создавались и как одеты Русский Дед Мороз в Великом Устюге,татарский Кыш-Бабай, карельские Папакайне и Талви Укко, бурятский Белый Старец Сагаан Убугун  (Саган Убген), удмурдский Тол Бабай и марийский  Юшто Кугыза (Йушто Кугыза)



Номер 7. Мордовский Дед Мороз - Нишке , Мороз Якшамо Атя



В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам - домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом - Дед Мякина, в третьем - пятница, в четвертом - воскресенье, в пятом - зима, в шестом - лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.



Мороз Якшамо Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Сделать из Якшамо Атя Деда Мороза придумали 3 года назад две местные энтузиастки - Ирина Лиясова и Наталья Кузьмина. Последняя вот уже 5 лет исполняет на всех крупных мордовских праздниках роль Масторавы - Матери-Земли. Той самой спутницы Якшамо Атя.

На вопрос, зачем им это было нужно, Наталья отвечает просто: - “Мне захотелось сделать в своем селе сказку”.



Якшамо Атя, хоть и Дед Мороз, но от своего русского собрата все-таки отличается. Даже внешне. Например, одет он не в красную или синюю шубу, а в кафтан с мордовским орнаментом и белую рубаху. Вместо шапки седую голову украшает красное очелье. В руках посох с рогатиной на конце, на которой висят бубенчики. Чисто внешне мордовский дед выглядит даже добрее, чем русский.



Но главное отличие - это спутница. Если у русского Деда Мороза - это внучка Снегурочка, то Масторава для Якшамо Атя - скорее, сестра. Это вытекает из довольно сложной мордовской мифологии, в которой Масторава - "Матерь-Земля" - играет одну из главных ролей. Так что называть ее внучкой зимнего волшебника как-то не с руки. Да и выглядит она куда взрослее хрупкой Снегурочки. Масторава - это степенная барышня в мордовском национальном костюме. В отличие от Якшамо Атя, который фигурирует только в новогодние праздники, его сестра в летнюю «спячку» не впадает. Например, ее можно увидеть в Ульяновске на празднике «Шумбрат» или все в той же Кивати на фестивале "Масторавань морот".



Жилищем Якшамо Атя и Масторавы сейчас "числится" избушка в этнической деревне на окраине Кивати. Отдельную усадьбу сказочным персонажам обещали, но пока не построили. Хотя мордовская изба смотрится в качестве усадьбы просто, но со вкусом. Печка, лавочки, самовар, прялка - детей на зимних каникулах здесь принимать самое то!

Номер 8.  Ямало-Ненецкий Дед Мороз -  Ямал Ири



По ненецки "Ямал Ири" означает "Дедушка Ямала".

Ямал Ири -самый молодой и продвинутый из своих коллег. В 2007 году дочернее предприятие департамента по туризму "Ямал Тур" организовало конкурс "Наш ямальский Дед Мороз", потому что официальный великоустюжский в регион заглядывал редко. Конкурс выиграла девочка из далекого северного поселка. По ее рисунку и был создан образ Ямал Ири. Теперь Дедушка Севера объезжает Ямал, поддерживает общение с коллегами, бывает у губернатора. Ямал Ири живет в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба Яга.

Cудя по фотографиям, концепция, как именно должен быть одет Ямал Ири , все еще в разработке.



Как и полагается настоящему северянину, Дедушка Ямала одет в одежду коренных жителей ямальского Севера - теплую малицу, расшитую ярким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы.
В руках первоначально вместо посоха была лопатка со звенящими колокольчиками. Она помогала старику пробраться через любые сугробы, а звонкие бубенцы разгоняли недобрых духов. Эта специальная волшебная лопатку-посох была изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом.



Сейчас у Дедушки Ямала появился и чудесный посох, а его волшебный бубен отгоняет злых духов.  Бубен и посох нужны Ямал Ири для обрядовых действ. Для посвящения в Северные Братья. И для обряда пересечения Полярного круга. Ведь Салехард - единственный город в мире, стоящий на Полярном круге.



Кроме того одежда Ямал Ири стала слегка красочней, оттенок синего цвета изменили и красного добавили.

Путешествует Ямал Ири на оленьей упряжке - нартах. Умеет управлять снегоходом.  Добрый волшебник приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки, помогает попавшим в беду и всех по возможности мирит.

Официальный сайт Ямал Ири   http://www.yamaliri.ru/   http://etnoyamal.ru/

Номер 9.  Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи

Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи расположен в только что открытом и все еще строящемся этнокомплексe “Ясна” д. Кшауши Чебоксарского района Республики Чувашия.  Этнокомплекс “Ясна” является частью "Этнической Чувашии", главного туристического объекта республики, в развитие которого вложены деньги как федерального бюджета, так и местного Министерства Культуры Чувашии.



Не уверена, кто именно первым придумал сделать этот персонаж чувашским Дедом Морозом, возможно кто-то в Министерстве Культуры, чтобы объединить общероссийский Новый год с древним чувашским праздником Сурхури.

Хел Мучи - это "дед-зима". Вот только в словаре чувашского языка не найти такого понятия. Зато есть определение языческого праздника Сурхури, во время которого древние чуваши встречали Новый год. Сурхури переводится как «овечья нога». Отсюда, и главное гадание на праздник: чуваши, захмелев от пива, выходили в хлев и начинали ловить за ногу овечку. Попалась белая - удача ждет в новом году, черная - беда на пороге. Его внучку, местную Снегурочку, зовут Юр Пике

Внешний вид Хель Мучи, как, впрочем, и Юр Пике, тоже до сих пор находится в разработке. Внизу помещена фотография Хель Мучи и Юр Пике до переезда в этнокомплекс, когда их зимняя резиденция находилась в Чебоксарах. Разница очень заметна. Нынешний костюм приобрел видимый национальным вид, например, головной убор Юр Пике стал совсем другим, не похожим на снегурочкин, изменилась цветовая гамма, шубы стали намного темнее. И цвет нечасто встречающийся, видимо для того, чтобы персонаж был узнаваем, так же как это сделано с фиолетовой шубой удмуртского Тол Бабая.



Хель Мучи обладает массой волшебных вещей, например, сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.



Гости чувашского деда Мороза погружаются в мир чувашских сказок: слушают звуки волшебного посоха Хель Мучи, катаются на ледяных горках, взлетают ввысь на старинных качелях, посещают волшебную поляну и делают своими руками новогодние подарки.  http://visitvolga.ru/hel-muchi

Номер 10.  Тувинский Дед Мороз - Соок-Ирей



Соок-Ирей в центре в одежде желто-бело-голубого цвета.

B Туве роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Этот образ пришёл в современность из тувинской “Легенды о сотворении мира”, которая была впервые воссоздана в письменном виде аспирантом Тувинского госуниверситета Ай-беком Соскалом по просьбе директора ансамбля "Эдегей" Кимы Чозаровны Донгак. Для очередной постановки ей необходимо было обосновать: откуда в традиционной тувинской культуре появился Соок-Ирей. Дизайнер и балетмейстер Вячеслав Донгак на основе этой легенды создал костюм Соок-Ирея. Главным исполнителем этой роли в Туве стал директор Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола, Народный артист Республики Тыва Станислав Ириль, больше известный как "золотой голос Тувы".



“В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека - Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош - льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего и желтого цвета, напоминает лёд, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении”.



Разумеется, нынешний Соок-Ирей значительно добрее. Он появляется в национальном костюме в сопровождении Тугэни Энекэн - Матушки-Зимы, и приносит детям подарки. Правда, тех, кто вёл себя плохо, Соок-Ирей грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка.

Костюм Соок-Ирея также явно все еще находится в развитии, по крайней мере тот костюм, в котором выступают в Туве (фотография на лошадях) и тот, в котором встречаются с другими Дедами Морозами, как-то сильно отличается. Шапка совсем другая, и на плечах "нечто", видимо символизирующее солнце и луну/месяц



Своей резиденции у Соок-Ирея пока нет. Планируется, что она разместится на территории строящегося в Кызыле туркомплекса “Бай-Булак”. Интересно, что, помимо резиденции тувинского Деда Мороза и других культурных объектов, на территории “Бай-Булак” будет размещена и резиденция главы республики.

Почему-то не попали в рейтинг. Якутские Деды Морозы  - Чисхан и ЭхээДыыл

Самая большая административно-территориальная единица мира - родина целых двух Морозов. Якутия, щедрая душа, приняла обоих. Пока гонку на выживание и славу выигрывает Чысхаан, даже вопреки местному министерству туризма.- В министерстве сказали, что это частный проект, и сочли, что поддерживать его не нужно, - говорит Ирина Прокопьева (Арбугаева), Чысхаанова хозяйка, то есть владелица бренда.

Чысхаан - персонаж еще более удивительный, чем Паккайне. По своей сути он вообще не homo sapiens, а бык. В легендах у него нет имени, чысхаан - нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». "Вот и чысхаан наступил", - говорят в Якутии, когда начинается зима.



Чысхаан и ведет себя не по-человечески: не отвечает на письма, не водит хороводы. Он - символ стихии, страшной, неприступной. "Очеловечился" лишь недавно, когда начал общаться с Дедом Морозом и другими волшебниками. Получеловек, полубык, дед Минотавр - таким получился образ, созданный якутским модельером Августиной Филипповой. Самая заметная часть костюма Чысхаана - рога. Ведь именно в рогах соль легенды:

- Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, - плавно рассказывает Ирина Прокопьева. - С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте - голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан.
Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога.



Теперь Бык Холода встречает туристов в своей резиденции на Полюсе Холода, в Оймяконе - самом холодном обитаемом месте на Земле, куда к нему иногда приезжает великоустюжский Дед Мороз. и Чысхаан вручает ему символ зимы в поддержку идеи "зима начинается в Якутии".



- Чысхаан - символ Полюса Холода, - объясняет Ирина. - Еще по современной легенде Чысхаан - хранитель вечной мерзлоты. Вся территория Якутии, собственно, в царстве вечной мерзлоты находится...

Чысхаан принимает гостей в ледяной пещере в Оймяконе, и больше всего гостей, включая других дедов Морозов, приезжает к нему в марте, на фестиваль "Полюс холода"

image Click to view



У второго якутского Деда Мороза сложное имя - Эхээ Дьыл, и большая семья. Жена, принцесса Кысын (Зима), три дочери - Саасчана (Весна), Сайыына (Лето), Кусуунэй (Осень). Внук Тыалчаан (Ветерок) - шустрый невидимый парнишка, который ведает информационной почтой своего деда, письмами и звонками. Любимая внучка Хаарчаана (Снегурочка). Ездовое животное - тот же самый Бык Зимы, Бык Дьыла. У Быка есть пастух Чюснаа. Имя пастуха переводится как "холодный злой ветер", и никто его не любит, он ладит только с Быком Зимы.

У всей компании есть названый отец - Гавриил Спиридонович Угаров, доктор биологических наук и писатель. Он сам играет роль деда Дьыла, каждый год облачается в костюм и поздравляет детей. Он же написал книги о своих персонажах в 1999 году - год оказался урожайным на подобные идеи и в Великом Устюге, и в Олонце.

Легенда о деде Дыыле тоже частично завязана на быке. 14 октября, в начале зимы, он выходит из моря. Рога растут, потом медленно отламываются, и 22 мая во время ледохода бык уплывает к Северному Ледовитому океану. А чем занимается Эхээ Дьыл? Он управляет в Срединном мире временами года.

Гавриил Угаров объясняет:
- Всего существует пять времен года: весна, лето, осень, зима и дьыл - зима плюс весна, самый тяжелый и холодный период, стойловый, когда скот кормится заготовленным сеном. С 14 октября по 22 мая. У якутов, собственно, есть свой Новый год: это 22 мая, начало лета. С этого дня в Якутии начинает оживать и пробуждаться природа. Раньше 22 мая якуты встречали свой день рождения. Ведь никто не знал точной даты своего рождения, да и праздновать бы не стали. Просто 22 мая прибавляли себе еще один прожитый год. Говорили - "у меня на плечах столько-то снега стаялo".



Живет Дед Дьыл в районе поселков Оймякон и Томтор, где зимой температура воздуха порой опускается до - 71,2 С.

Честно говоря, просмотрев кучу статей и фотографий, я так и не поняла, чем один якутский Дед Мороз внешне отличается от другого. Костюм у них явно от одного дизайнера. Но 2 имени зарегистрированы на 2 враждующих предпринимателей, власти не вмешиваются в разборки, а один из самых красивых этнических Дедов Морозов даже не попадает в туристический рейтинг, видимо во избежание... Вот так-то бывает, когда 2 предпринимателя договориться не могут.

Казачий Дед Мороз.



Особые приметы:  кафтан с эполетами, вместо пояса - кушак, на нем - кавалерийская шашка.
К сожалению создатель этого образа Василий Петрович Пестряк-Головатый, который проживал в Калининграде, скончался, и возьмет ли кто на себя миссию продвигать данный образ в будущем, я не знаю.

************************************************************

Ну а теперь перспективные Деды Морозы, за раскрутку чьих имен еще всерьез не взялись.

Ханты-Мансийский Ики Морозович

Жители Югры традиционно встречали Новый год в январе. В это время пеклись из теста фигурки зверей и взрослые угощали ими детей,  из цветных лент женщины плели дорогу жизни на целый год, чтобы он был удачным и добрым.

В наши дни, придерживаясь традиций, ханты украшают елку (ранее это был священная береза или березовый шест) платочками, ленточками, бисерными лентами,  большими бусинками. В "старые времена" священному дереву или шесту приносили в "жертву" мясо, хлеб, напитки.

Сейчас некоторые ханты все еще поддерживают данную традицию "жертвоприношений" уже для новогодней елки.

Еще одним из атрибутов хантыйского Нового года является волшебный бубен. При помощи такого бубна югорские шаманы отгоняют злых духов и притягивают к себе долголетие и удачу.



B Центре национальных культур Нижневартовска встречают Новый год по-хантыйски

Mестный аналог Деда Мороза зовут Ики Морозович. В хантыйском языке слово "Ики" означает "Морозный", то есть в буквальном переводе на русский язык имя югорского Деда Мороза будет звучать как "Мороз Морозович". Хантыйскую Снегурочку зовут Эви Йоли или "Девочка Снега"

Самый известный Ики Морозович Югры - художественный руководитель Нижневартовского центра национальных культур Роман Соловьев, который предстает в образе хантыйского новогоднего дедушки уже около 20 лет. Роль его "внучки" Эви Йоли обычно исполняет Ольга Березина, которая работает в городской библиотечной системе Нижневартовска.



Нижневартовские  Ики Морозович (Роман Соловьев) и Эви-Йоли (Ольга Березина) прославились на всю страну, став победителями на новогодней передаче "Поле чудес"

Столица Югры Ханты-Мансийск в 2017 году был объявлен новогодней столицей России и там был проведен всероссийский слет Дедов Морозов и Снегурочек,  поэтому там провели конкурс, как в должен выглядеть костюм и сам персонаж, чтобы показать местную этническую специфику.

Вот сайт http://www.khantynewyear.ru/

Один из вариантов костюма на конкурс местных Дедов Морозов в Ханты-Мансийске

Я не совсем уверена, на чем, собственно остановились.

Нижневартовск - самый крупный город Югры, Ханты-Мансийск - столица. Какой Ики Морозович в Югре в конце концов приживется, даже и сказать не могу.

Калмыцкий Дед Мороз -  аав Киитн (дед Холод)

Новый год - это еще и праздник пастухов и скотоводов. А поскольку ААв Киитн (так зовут калмыцкого брата Деда Мороза) считается самым главным пастухом, то на праздник к детям он приходит в традиционной калмыцкой одежде скотовода. Он одет в длинный тулуп или шубу, на голове большая заячья шапка треух, к трем концам которой пришиты красные ленты. На поясе у ААва Киитына сумка, в которой табакерка, кремень и огниво, а в руке - длинный кнут. Это древние принадлежности кочевника, который не боится странствий и одиночества. Едит он на телеге запряженной сайгаками.

Краткая новогодняя энциклопедия: Новогодним хозяйством у калмыков заведует целая семья. Главе семейства помогают разносить подарки помощники - внучка Цасна кююкн, имя которой переводится, как снежная девочка, то есть практически Снегурочка, и мальчик Шина Джил (мальчик Новый год). При этом в Калмыкии встречают Новый год не в полночь, как принято, а рано утром, в первый день нового года.

Какого-то специального визуального образа для туристических целей для этого персонажа пока не разработано.

Коми - Кöдзыд Пöль.



Кöдзыд Пöль второй слева с кучерявой белой бородой

В начале 2017 года Кöдзыд Пöль (Холодный Парень) с персонажами коми легенд Райдой, Яг-Мортом, Войпелем и Перой-Богатырем наконец получил место под свою резиденцию в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района Коми.







Раньше они перед Новым Годом ездили по Коми на специальном новогоднем поезде. Фотографии как раз из этих поездок по разным городам и рядом с поездом.

Сайт этнопарка http://www.ethnopark-rk.ru/

Hовогодний волшебник у саамов - Мунь Каллса.

Резиденция Муня Каллсы открылась в 1990-е. Он проживает в Лапландском заповеднике в Мурманской области.
http://www.laplandzap.ru/pages/22



Терем Муня Каллсы в Лапландском государственном природном биосферном заповеднике. (Мончегорск)






По сети гуляет вот такой прикольный стишок

Для саамов чудеса
Исполняет Мунь Каллса,
Как приходит Новый Год,
Поспешает он в народ.
Чтоб подарки получить,
Надо Деда удивить.
Соревнуются тут люди,
Новогодний Мунь их судит.
Кто стреляет метко с лука
И кидает свой аркан,-
Получает лично в руки,
За победу, талисман.
-
Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2014

Не знаю, связано ли это традиционно как-то с зимними саамскими играми, где саамы как-раз проводят подобные спортивные соревнования.  Эти игры  обычно проводятся в феврале.

Вроде как в 2010 году в Мурманске появился новый международный культурный проект, когда на Новый год в город стали приглашать не только российского Деда Мороза, но и его скандинавских коллег. Поскольку именно саамы традиционно проживают на территории как России, так и Норвегии, Швеции и Финляндии, то под это дело организаторами мероприятия специально был придуман вот такой вот образ саамского  Мунь Каллса - в серенькой шубке и с волшебным котлом.



Мунь Каллса на новогоднем фестивале в Мурманске танцует саамскую кадриль.

Слева направо русский Дед Мороз, саамский Мунь Каллса и финский Юлениссен на новогоднем фестивале в Мурманске



Русский Дед Мороз и норвежские братья Ниссе с саамским Мунь Каллса на новогоднем фестивале в Мурманске. (Ниссе - это такие бородатые скандинавские гномы ростом не выше 90 см, которые в наше время начали ассоциироваться с Рождеством и Новым годом). Это фестивали разных годов, русский Дед Мороз не такой, как на картинке выше, и братья Ниссе не самые традиционные гости в России.



По саамскому обычаю разожгли большой костер, в который каждый желающий мог бросить записку с самой заветной мечтой. Мунь Каллса пообещал, что все исполнится.

Какой из этих образов саамского Деда Мороза станет официальным и узнаваемым, сказать тяжело. Подозреваю что серая шуба может выиграть.

Кавказские Деды Морозы не очень знамениты.

Кабардино-Балкарский  Дед Мороз - Уэс-Дадэ
(“дадэ” - значит «дедушка») - личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец - с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную  шубу Деда Мороза.



Тут его, судя по всему, одели во что-то национальное, но описания никакого нет.

Чеченский Гор Дада - благообразный старик с седой бородой. До присоединения к России на Кавказе не праздновали Новый год. Последние 15 лет роль главного сказочника исполняет актер Султан Исламов.



Осетинский Дед Мороз -   Артхурон - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон.




Это имя переводится как "Огонь, сын Солнца". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.

А в Дагестан наведывается из соседнего Азербайджана волшебник Шахта Баба с внучкой Гар Гызы.



Алтайский край Дед Мороз -  Соок-Таадак



В сети первоначально нашлась вот такая картинка и совсем никакого описания.

Update через 2 года:  ежегодно зимой в Барнауле открывается резиденция Деда Мороза, так вот Дедов Морозов, судя по картинке, там два. Подозреваю, что тот, который слева - это как-раз алтайский Дед Мороз -  Соок-Таадак, каким его изображают в Барнауле (Алтайский край).



А вот другая картинка, подписанная уже конкретно "Алтайский Дед Мороз - Соок-Таадак", но девочка только фото в альбоме выложила, без описаний, где это, в Барнауле или еще где-то. https://fotostrana.ru/valyaandreeva2015/album/138732764/photos/



В общем, простор для творчества еще явно есть.

Рейтинг российских Дедов Морозов с ТурСтата http://turstat.com/bestdedmorozrussia2018

Update

Екатеринбургский Урал Мороз
Благодаря вопросу блоггера haritonoff нашла еще одного сказочного персонажа по имени Урал Мороз



Проживает Урал Мороз в Теремном дворце в п. Арамиль Свердловской области в сказочном месте "Парк Сказов", посвященном творчеству Бажова.





У него есть супруга  Весна-Красна, которой он передает управление хозяйством, когда зима заканчивается.
Придумали этот персонаж, судя по всему, владельцы парка и видимо только в этом году.
Официальный сайт  http://parkskazov.ru/

Байкальский Дед Мороз



Благодаря наводке  rusavinka  обнаружила еще одного Деда Мороза - Байкальского.
Бренд зарегистрирован как социально ориентированная некоммерческая организация- частное учреждение культуры, спорта и туризма Слюдянского района Иркутской области. Деда Мороза играет Александр Морозов.
Слюдянка - туристический центр на Байкале, население 18 тысяч человек. Резиденции у этого Деда Мороза нет. Все контакты - в соцсетях. https://vk.com/baikalmoroz


Легенда излагается следующим образом[Spoiler (click to open)]

Откуда я взялся?
Давно это было…. Так давно, что никто уже тех времён и не помнит. Только учёные могут восстановить былое, изучая геологическое строение нашей с вами планеты Земли. Был я тогда мо-лод, жил на берегу далёкого и холодного северного моря, страшно любил путешествовать и всё исследовать. Заинтересовался как-то, куда это по реке Лене уходит наш северный тюлень? Ухо-дит, а обратно не возвращается. Вот и отправился я в большой научно-исследовательский поход. Дедом я тогда ещё не был, а силу волшебную имел. Потому решил - не пойду дремучей тайгою, лучше буду намораживать себе ледяной путь прямо по реке. Так и сделал - заморозил поверхность Лены и отправился вслед за нерпой в неведомые края. Плутала, извивалась моя дорога среди гор, лесов, степей. Много красот посмотрел я и всё радовался - до чего же красивая она, Земля наша!
По дороге встречались мне здоровенные бурые мамонты и шерстистые носороги, а одна-жды на меня попытался напасть самый настоящий пещерный лев. Но не знал хищник, с кем свя-зался, пока не дунул я на него своим ледяным дыханием. Остановился лев, попятился и поспешил скрыться с глаз моих.
Вышел я к Байкалу вовремя. Именно тогда, когда я оказался на его берегу, произошло сильнейшее землетрясение. Объединились в одно северная и южная котловины озера, заполнив водой всю байкальскую впадину. Поднялись на берегах высокие хребты. А река Лена, что привела меня сюда, навек была отрезана от Байкала горами и повернула свой сток к северу. Вот и остался я на Байкале точно так, как это сделала нерпа. Привык со временем, полюбил все красоты байкаль-ские. Такой вот своеобразный эндемик получился - байкальский дед Мороз.
Вслед за мной устремились на Байкал арктические ветра. Уж и постарались мы с ними! Похолодало так, что наступил период великого оледенения. Вокруг озера раскинулись огромные ледниковые поля. Вымерли от холода и пещерные львы, и мамонты, и носороги. Потом, пока я отдыхал и путешествовал, на время теплело и ледники таяли, наполняя чистой водой чашу Байка-ла. Но целых четыре раза мне удавалось окружать всё озеро огромными ледниками.
С возрастом стал я сентиментален. Почувствовал, что жаль мне зверьё, трудно ему живёт-ся, если вокруг только холод и лёд. Подобрел я и стал каждый год на время уходить на север, где далеко в горах есть у меня свой ледяной дом - маленький кусочек древнего ледника.
Теперь меня называют Байкальским дедом Морозом. А мой зимний терем находится в самой южной части великого озера-моря, в городе Слюдянка. Думаете, если юг, то там тепло? Ничего подобного! Зима здесь настоящая, сибирская, с ветрами, холодом и снегом. На южном Байкале, особенно на хребте Хамар-Дабан, всегда выпадает много осадков. В том числе и снега. Это-то мне здесь и нравится.

https://vk.com/doc-137544065_443211944?dl=c5f4c86d0dd3f3f76d

брендирование, костюм, Россия, праздник, бренд

Previous post Next post
Up