Ну вот и пришла Масленица
А давайте вспомним, как выглядели масленичные ряженые на театральных подмостках, они же во многих пьесах, операх и балетах присутствуют в качестве персонажей.
Самый знаменитый русский балет, где действие происходит прямо во время гуляний на Масленицу - это балет Игоря Стравинского "Петрушка"
И именно по костюмам этого балета, наверное, лучше всего видно отношение к ряженым в ХХ веке.В 1911 году, когда впервые был поставлен балет "Петрушка", в русском театральном искусстве тема маскарадов, ярмарок, скоморохов, ряженых была настолько популярна и распространена, что почти во всех русских сказках и исторических постановках эти костюмы присутствовали чуть ли не в обязательном порядке
Разницы между скоморохами и ряжеными обычно не делали, скоморохов тоже часто ряжеными называли. Костюмы у ряженых могли быть как самые что ни на есть традиционные типа козы или аиста, так и достаточно экзотические или западно-маскарадные. Например, в 1911 году был создан костюм под названием "Ряженый -поваренок" ну совершенно какого-то не традиционного деревенского русского вида. Но для городского маскарада вполне сойдет, а почему нет... Часто присутствовал и поводырь с медведем и барабанщиком или еще каким-то музыкантом
Бенуа А. Н. Два эскиза костюмов ряженых для балета И.Стравинского "Петрушка". 1911 год. Из коллекции И.С. Зильберштейна. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Слева: Бенуа А. Н. Эскиз костюма Ряженый (коза) для балета "Петрушка" 1911 год. Частная коллекция Справа: Бенуа А. Н. Эскиз костюма Ряженый (аист) для балета "Петрушка" 1911 год. Частная коллекция
Шеи такие им нужны были специально, чтобы эти костюмы было видно даже с галерки
Бенуа А. Н. Эскизы костюмов к балету "Петрушка" И.Ф.Стравинского. 1911 г. Слева Ряженые "Журавль и коза". Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства". Справа Ряженый - поваренок. Государственный Русский музей
Два эскиза мужского костюма "Ряженый (коза со скрипкой))" для балета "Петрушка" в Большом театре, постановка 1921 года. Слева из Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина - Бенуа А. Н. (автор эскиза), Арефьева Л. Справа из Музея Государственного академического Большого театра России - Бенуа А. Н. 1911 год
После революции эта традиция некоторое время еще сохранялась, но недолго, и заметно, что начались проблемы просто с наличием костюмов и материалов для их изготовления. В постановке 1921 года уже заметно, что пользуются тем, что доступно. Присутствует костюм под названием "Ряженый кормилицей", черт почему-то становится ряженым, а еще появляется нечто похожее на кота и с маской, похожей на итальянскую карнавальную
Бенуа А. Н. (автор эскиза), Арефьева Л. Два эскиза мужского костюма "Ряженый" для балета "Петрушка" в Большом театре, постановка 1921 года. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Бенуа А. Н. (Автор эскиза) , Арефьева Л. Эскизы костюмов к балету "Петрушка" Большой театр 1921 г. Слева: Ряженый кормилицей, справа: Ряженый Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
При постановках за границей масленичную толпу часто одевают, подстраиваясь под вкусы и представления иностранной публики. Представляют они, что в России медведи по улицам ходят, - сделаем поводыря с медведем и коромыслом, а мальчику-барабанщику дадим дудку и оденем ряженым, иностранцам этого будет достаточно
Судейкин С. Ю. Эскизы костюма Медведя и костюма Дрессировщика медведя к балету "Петрушка" И.Ф.Стравинского. Метрополитен-опера Нью Йорк 1925 г. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Судейкин С. Ю. Эскиз костюма Поводыря медведя, играющего на флейте и костюма Петуха к балету "Петрушка" И.Ф.Стравинского. Метрополитен-опера Нью Йорк 1925 г. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
А потом балет "Петрушка" в СССР особо часто и не ставили. А если ставили, то для костюмов главных героев пользовались эскизами Бенуа, а массовку одевали по остаточному принципу. С костюмами ряженых в СССР было как-то проблематично, как и вообще с маскарадами. Смотришь на фотографии "Масленицы" на сцене, а там какие-то совершенно обычные костюмы того периода, в каком угодно балете или опере использовать можно
Но вот недавно начали художники свое собственное новое рисовать. Креативят.
Анастасия Калинина. Эскизы костюмов Ряженых - Корова и Коза. Балет И. Стравинского ''Петрушка" 2017 г.
Мало того, что корова, так еще и на коньках!
Балет И. Стравинского ''Петрушка" на открытии VI Санкт-Петербургского международного культурного форума 2017 г. Мариинский театр