Костюмы фильма "1612: Хроники смутного времени" (2007)

Feb 23, 2022 00:30



В 2007 году на экраны вышел российский историко-приключенческий фильм "1612: Хроники смутного времени", фоном для сюжета которого являются события Смуты.


Идею снять картину на эту тему режиссёр Владимир Хотиненко вынашивал 25 лет, впоследствии такие же планы возникли и в администрации президента, так как вектор развития страны сменился с объединения всех трудящихся Земли в борьбе с классовыми угнетателями на объединение населения России  в условиях Новой Смуты, которая продолжается и сейчас .

Поэтому и вспомнили про Смуту предыдущую, раз раньше это была Польша и Лжедмитрий, а в наше время англосаксы и условный Ходорковско-Навальный.


Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени"

Финансировал фильм Виктор Вексельберг, вложивший в его производство около пяти миллионов долларов.

Сразу после выхода фильма на экран в Польше последовала мощнейшая истерика на тему - "они все врутЬ!"  и "как они смеютЬ!"

И это несмотря на то, что фильм является  больше "костюмным", нежели "историческим" и снят не совсем как сказка, конечно, с "настоящим" белым Единорогом, но в стиле фильмов типа "Три мушкетера", "Графиня де Монсоро" или "Гардемарины, вперед!"

Поскольку фильм "костюмный", то на костюмы давайте и вглянем Тем более что художники по костюмам Наталья Дзюбенко и Сергей Стручев были за работу в этом фильме номинированы как на премию "Ника", так и на "Золотой орел", но проиграли достойнейшему сопернику - фильму "Монгол"
Рассказывает художник по костюмам Наталья Дзюбенко:
"Когда мы с Сережей Стручевым вместе начинали проект "1612" (у нас было три месяца подготовки), то первое, что я попробовала сделать, это разработать сцены по цвету.



Кадры из фильма "1612: Хроники смутного времени"

Не было времени сделать нормальные эскизы: делала наброски по цвету, силуэту и все.  В фильме должны были быть просто группы.



Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени". Группа русских

Группы поляков, определенные по силуэту и по цвету, группы русских, определенные по силуэту и по цвету, "расшивы"  (это бандиты - разбойники), они должны были быть наиболее колоритные и разнообразные, и когда эти группы правильно угаданы, то оттуда вычленяется герой, который в этой концепции и выстраивается: в цветовой, колористической и фактурной.



"Расшивы". Справа Александр Балуев в роли Осины, атамана разбойников

Поскольку сценарий дописывался до последнего дня, до запуска, то актеру Михаилу Жебровскому (польский гетман Кибовский), которому предполагалось по сценарию 5 костюмов, мы их сшили 12, а снялись 10.
                 

Михаил Жебровский в роли польского гетмана Кибовского



Михаил Жебровский в роли польского гетмана Кибовского

Костюм Ксении развивался таким образом: русский, походный, польский. Сначала их гамма достаточно спокойная, потом - яркая вспышка, а за этим загасание.



Виолетта Давыдовская в роли Ксении Годуновой. Русский костюм



Виолетта Давыдовская в роли Ксении Годуновой. Походный костюм



Виолетта Давыдовская в роли Ксении Годуновой. Походный костюм



Виолетта Давыдовская в роли Ксении Годуновой. Польский костюм



Виолетта Давыдовская в роли Ксении Годуновой. Польский костюм

Мне показалось, что в сцене со скоморохами Ксения должна была выглядеть, как сошедшая с парадного портрета (дамы на них выглядели очень богато).



И я сшила ей роскошное платье с огромным золотым воротником из кусочков ткани с эйзенштейновской картины (они сохранились у меня с тех пор, когда на студии их выбрасывали).

Поскольку снимали сцены не последовательно, режиссер не сразу понял мою идею, решил, что платье чересчур нарядное, но потом, при монтаже, оценил задумку.

Польские гусары - это отдельная история.



Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени". Польские гусары

Как сделать 50 комплектов за 3 месяца - было непонятно. Я поехала в Измайлово, купила крыло фазана за 200 долларов и поняла, что никакая смета это не потянет, к тому же, перья фазана все разные, это нам не подходит. Мы позвонили Майклу О'Коннору (примечание: художник по костюмам, работавший с ассистенткой Наташи Асель Шалабаевой на фильме "Кочевник". Майкл же делал костюмы к фильмам "Герцогиня", "Джен Эйр" и "Гарри Поттер и тайная комната"), и он нам выслал адрес ребят - англичан, которые делали доспехи. Они согласились. В Лондоне за 3 дня нашли доспех, сделали форму для литья, через 1,5 месяца мы получили все комплекты!
(Интервью отсюда)



Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени". Польские гусары

Крылатые гусары, или Гусария - это элитная тяжелaя кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой ((упразднена в 1775 году)

Гусария была создана на рубеже XV-XVI веков и представляла собой отряды  кавалерии со специфической тактикой, вооружением, комплектованием и имела легко узнаваемые отличительные атрибуты - крылья, которые крепились различными способами за спиной всадника, очень длинные пики с прапорцами и звериные шкуры.

Наиболее вероятно, что на экипировку и внешний вид крылатых гусар оказали влияние турецкие "дели" (буквально - "безумные").



Слева направо: Турецкий всадник  "дели".Гравюра датского художника-графика Мельхиора Лорка (1576). Турецкие "дели". Рисунок неизвестного автора, ок. 1590, Венский кодекс (Codex Vindobonensis). Дели, гравюра Никола Николе (1579)

Так назывались воины конных отрядов, использовавшихся в авангарде турецкой армии. Они обычно набирались правителями пограничных районов из балканских народов - южных славян, албанцев и т. д., подвластных Османской империи. Дели отличались "безумной" храбростью, вместо доспехов они носили шкуры диких зверей и украшали себя крыльями хищных птиц. По примеру дели похожим образом начали себя украшать и европейские гусары (венгерские и польские)

Первоначально гусары были лёгкой кавалерией и не носили доспехов, поэтому  по образцу турецких "дели" декоративные крылья из перьев диких птиц могли прибиваться к щиту


Слева направо: Гравюра Авраама де Брейна, альбом 1578 года. На гравюре изображен польский гусар, пика удерживается током, за спиной всадника закреплен асимметричный венгерский щит, конь украшен плюмажами. Гусарская хоругвь. Фрагмент картины "Битва при Кирхгольме в 1605 году", Питер Снайерс, (ок. 1630). Коллекция замка Саснаж, Франция. Польский всадник в стиле "дели". Гравюра Стефано делла Белла (1633)

Когда же была создана Гусария, то эти гусары начали носить латы и крылья, изготовленные из перьев хищных птиц, чаще орлов, стали прикреплять к спине доспеха. Хотя некоторые особо парадные крылья могли делать и не из орлиных перьев, а из чего-нибудь очень экзотического типа перьев страуса
           

Слева: Гусарский доспех с крыльями сер. XVII век, из экспозиции Мирского замка (Белоруссия).  Справа: гусарские полудоспехи середины XVII века, Национальный музей в Кракове (Польша)

Гусария (тяжелая кавалерия) была подразделением народного авторамента - наёмного войска польской военной традиции. Наиболее многочисленной и боеспособной частью польско-литовского войска была кавалерия, в которой гусария составляла бо́льшую часть. Остальные рода войск играли в те времена в польско-литовских войсках вспомогательную роль, взаимодействие пехоты и артиллерии с кавалерией было налажено плохо. Поэтому кавалерия и самая её боеспособная часть гусария являлись основной военной силой Речи Посполитой. Длительное время гусария не имела себе равных в Европе, и её атаки не раз приносили победу Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому
             

Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени"



Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени"

В самом начале XVII века (время Смуты) гусары составляли 75% всей польской кавалерии и считались непобедимыми.



Участники массовки на съемках фильма "1612: Хроники смутного времени" в 2006 году

Что касается русских доспехов, то их в фильме не так уж много, стрельцы, например, доспехов не носили.

Самый запоминающийся вид у князя Пожарского в исполнении Михаила Пореченкова, щеголяющего к очень красивых шлемах, их у него несколько разных


Михаил Пореченков в роли князя Пожарского



Михаил Пореченков в роли князя Пожарского

Шлемы эти сделаны по типу русских шлемов того времени, которые назывались "шапка ерихонская", В России ерихонских шапок сохранилось 6 штук, выставлены они в Москве, в Оружейной палате, и не все царские, две принадлежали князьям Мстиславскому и Львову. Шапки ерихонские русских царей

Я царские шлемы не буду показывать, никто с драгоценными камнями на поле боя воевать не ходил. Покажу два шлема попроще.



Слева ерихонка ("шапка ерихонская") князя Ф.И. Мстиславского турецкой работы конца XVI века. Оружейная палата. Он тоже парадный и не для поля боя.
Справа трофейный русский шлем начала XVII века из собрания Музея Войска Польского в Варшаве. А вот этот шлем попроще и значительно больше подходит для военных действий



Михаил Пореченков в роли князя Пожарского



Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени".

Я затрудняюсь перечислить всех мастеров, кто участвовал в изготовлении русских доспехов для фильма.

В интервью Наталья Дзюбенко упомянула, что в фильме работал очень известный художник по металлу из Белоруссии Олег Седловский, который  часто делает доспехи к историческим фильмам и очень много где отметился,.

А еще нашла вот такую интересную статью о мастерах из Москвы, которые изготавливали доспехи для трех российских исторических фильмов - "1612: Хроники смутного времени",  "Царь" и "Орда".  Полмиллиона за доспех. Кто покупает рыцарскую экипировку


Кадр из фильма "1612: Хроники смутного времени".

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up