После длительного отсутствия из-за всяких коронавирусов к нам вернулась одна из главных культурных традиций американского Рождества - балет "Щелкунчик".
Сходили на представление, получили бодрую порцию позитива. Делюсь.
Прежде чем перейти собственно к тому, что мы видели на сцене под названием "Щелкунчик", я расскажу про то, как, почему и в каком качестве этот балет стал в США настолько популярен.
Без рассказа об этом рассказ про само представление кому-то может показаться смешным приколом, а кому-то даже издевательством над балетом
"Щелкунчик" на музыку Чайковского был впервые поставлен в Мариинском театре хореографами Мариусом Петипа и Львом Ивановым в 1892 в классическом французском стиле и критиками первоначально был встречен очень прохладно, хотя публике вроде и понравилось. До США этот балет добрался в 1944 году и впервые был поставлен в Сан-Франциско Уильямом Кристенсеном, который никогда российской версии этого балета в классической постановке Петипа не видел, поэтому в процессе репетиций много консультировался с русскими иммигрантами - балериной Александрой Даниловой и хореографом Джорджем Баланчиным, у которых за плечами был не только опыт классического балета во французском стиле от Мариинского театра, но и Русские сезоны Дягилева с совершенно другим балетом типа Стравинского, плюс понимание, что Америка - не Россия, люди совсем другие и вкусы тоже. Постановка в Калифорнии имела успех и замечательную прессу.
Сан Франциско хоть и являлся одним из немногочисленных американских городов, где был стационарный театр для оперы и балета, в то время не являлся культурным законодателем мод, особенно в каком-нибудь балете. Поэтому широкое признание "Щелкунчика" американскими народными массами состоялось только десять лет спустя, в 1954 году, когда Джордж Баланчин поставил балет в Нью Йорке, создав свою собственную, "классическую американскую" хореографию.
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра
Балет Баланчинa был поставлен в феврале и еще никак особо не ассоциировался с традициями рождественских праздников, но сразу же полюбился публике и принес абсолютно беспрецендентную прибыль.
Успех и прибыль были такими ошеломляющими, что с тех пор "Щелкунчик" стал ежегодным рождественским балетом и приносит не только балетным группам Нью Йорка, но и других городов стабильный доход и финансовую безопасность, позволяя им нести творческие риски остальную часть года, если какой-то другой балет провалится.
Я где-то видела информацию, что один только "Щелкунчик" в рождественский сезон приносит балетным группам от 40% всех их денежных поступлений года
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра. Клара
В чем же секрет такого успеха постановки Баланчина по сравнению с Петипа, особенно с учетом того, что в СССР России и к балету и вообще к театру всегда относились с огромным уважением, ах, работники искусства!, а в США театры часто на уровне самодеятельности и в балетные групы кого угодно учиться танцевать берут.
Секрет - в детях.
Баланчин, прекрасно понимая американский менталитет и скудные ресурсы для поиска балетных талантов в США (он сам был основателем балетной школы) создал в балете "Щелкунчик" огромное количество ролей и танцев именно для детей - 12 ангелов, 19 солдатиков, 13 детей - гостей рождественской вечеринки, 8 полишинелей (это маленькие клоуны, которые выходят из огромной юбки-кольца Имбирно-пряничной матери, чтобы исполнить короткий танец), 8 карамельных тросточек.
Из-за такого хореографического разворота и возможности танцевать огромному количеству детей из балетных школ и студий, пусть даже непрофессиональных, только в нашем городе до коронавируса ставилось разными балетными группами разной степени профессионализма около 10 балетов "Щелкунчик". На главные мужские партии студии приглашали профессиональных танцоров, а женские партии танцевали самые способные ученицы этих балетных школ. В массовых сценах были заняты дети помладше и родители.
А уж сколько этих балетов ставилось по всей стране, никто и сосчитать не может
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра. Чтобы было все как в жизни...
То есть балет "Щелкунчик" в США - это семейное развлечение, где родители с удовольствием помогают и с декорациями, и с костюмами, и массовку на сцене поизображать совершенно не прочь. И поскольку детские танцы в балете очень простые, то даже в труппы не любительских, не самодеятельных, а именно профессиональных театров могут набрать детей по прослушиванию / просмотру и задействовать и их, и их родителей в постановке.
Даю слово танцовщику и хореографу Аркадию Ороховскому:
"Щелкунчик" тем и хорош для постановки в местных условиях, что в нем можно поменять все, что хочешь. Сама структура балета дает возможность приспособить постановку к любым условиям и исполнителям. Можно даже внести цирковые элементы, если позволяют бюджет и техническая оснащенность. Для участия в первом акте традиционно привлекаются родители, дедушки и бабушки, дяди и тети и прочие, худо-бедно танцующие родственники. Этот элемент семейной вовлеченности направлен на поддержку юных талантов, укрепляет семью и стимулирует местные бизнесы отстегивать деньги на рождественские развлечения комюнити. Это как семейное пение в церковном хоре.
Американский балет, вообще, существенно отличается и от российского, и от европейского. В российской традиции в балете все должно быть символично. В американской - реалистично. Все должно быть как в жизни. Неслучайно многие американские постановщики в первом акте "Щелкунчика" заменяют танцевальные партии на так называемые "steps".(шаги). Гости-взрослые в доме доктора Штальбаума ходят, общаются, вполноги танцуют. Это создает некую атмосферу домашней непринужденности, расслабленности. А, кроме того, позволяет принять участие в спектакле всем желающим родителям. В российском балете участие непрофессионалов не приветствуется, и все партии - строго танцевальные.
У американского балета другая целевая установка. Здесь балет, прежде всего, - удовольствие и развлечение. А если присутствуют и элементы высокой техники, то это просто сенсация. Благодарный зритель отбивает ладони в аплодисментах. В России же профессиональная техника - норма любого балетного спектакля, даже если это спектакль детской студии."
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра. В конце первого акта вместо заснеженного леса и танца снежинок под елкой у нас тут Царство Снежной королевы и с белыми медведями, и с пингвинами в одном и том же почему-то лесу
Ну а теперь перейдем к "Щелкунчику" в нашем местном профессиональном театре (никакой самодеятельности, все танцоры из гильдий).
Надо сказать, что я первый раз попала на "Щелкунчика" именно в этом театре. До этого мы на "Щелкунчика" ходили только на гастрольного, когда из Нью Йорка к нам приезжали, а когда так и вообще из России (и жаловались, что сцены тут маленькие, не попрыгаешь в "классическом стиле", никаких особых па). Дело в том, что, когда я сюда только переехала, я пошла на местный балет (названия уже не помню) и пришла в такой ужас, что больше и не ходила, потому что это был очень странный балет, не как я привыкла. Так что только гастроли и ничего кроме них.
Но сейчас выбирать не приходилось и вообще здорово, что можно было вообще куда-то пойти, а то вот в Нью Йорке отменили все рождественские балеты и концерты. А у нас всего лишь на cцене в масках танцевали, ну или шаги изображали в балетном стиле. Но все-равно красочно и какое -никакое развлечение и позитив.
Шоколад (испанский танец). Вместе с этим танцором по сцене бегал некто в костюме быка
Чай (китайский танец). Кроме дракона там еще был некто в костюме панды, в юбке причем
Танец пастушков (датский марципан). Эту даму в танцах и прочих передвижениях по сцене сопровождал костюмированный волк
Лично мне показалось, что в этой постановке очень многое заимствовано из "Петрушки" Стравинского, не только толпа народа на сцене во время семейных гуляний, не только танцы из смеси балета и чего-то народного, но даже театр с любовным треугольником (Щелкунчик и Крысиный король - соперники за любовь феи Драже). Причем сюжет был такой странный с этим любовным треугольником, что и непонятно даже, а принц Клары то кто был, тоже Щелкунчик, или Клара была и феей Драже тоже (их разные балерины танцевали, а принц был только один) А вот с класическим французским балетом Петипа общего нет вообще почти ничего.
В историю были внесены разные рождественские и сказочные персонажи, Например, в конце первого акта Клара попадала в лес в царство Снежной королевы с пингвинами и белыми медведями. А во втором акте вместо бала сладостей куча разных иностранцев-рождественскиx послов прибыли на бал с подарками. Китайцы с пандой, арабы почему-то со львом, датчане с волком, англичане с бульдогом, французы с лягушкой и русские с медведем. Они танцевали трепак вот в таких костюмах карамельной трости
И помимо соло-партий главных героев именно этот трепак вызвал какой-то невероятный шквал аплодисментов, я даже удивилась.
Вальс цветов
По сюжету это должны быть Фея Драже и принц Оршад, но в этой постановке это Фея Драже и принц Щелкунчик так выглядит в принцевом обличье
Фея Драже
В общем, все было очень детским, очень....не балетом, а в стиле балета, ну то есть шагали многие граждане балетным шагом и на пуантах. Ну это помимо кувырканий, акробатических трюков, какой-то собаки, которая у всех под ногами мешалась и у камина дрыхла
И тем не менее это все было необыкновенно мило и по-доброму сделано. Неудивительно, почему на этот балет ходят толпами, а на какое-нибудь "Лебединое озеро" вовсе нет. И неудивительно, что именно такой уровень представления и является однoй из главных семейных традиций американского Рождества.
Общий вид фойе с елкой, куда стояла толпа народа фотографироваться
Ёлка, сувенирный мышиный король
Щелкунчик в буфете
В общем, все скромненько в этом году, никаких излишеств, но народ безумно радовался этому представлению и действительно получил массу позитива