"Северный ветер" (2021) Ренаты Литвиновой: матриархат в готических интерьерах

Dec 22, 2021 01:30



В этом году на экраны вышел художественный фильм Ренаты Литвиновой "Северный ветер". И поскольку события, разворачивающиеся в этом фильме, вертятся вокруг ежегодных новогодних торжеств, наверное, фильм в какой-то степени надо считать новогодним.

С одним большим "Нo".

Он новогодне-экспериментальный, со странной матриархально-готической повесткой и из мира, сильно параллельного тому, в котором мы живем. Там даже Кремль какой-то не такой.Визуально “Северный ветер” - красочное, мрачное, завораживающее зрелище.

Мир, в котором происходит действие фильма, называется Третьи Северные Поля. Время действия неизвестно, да оно и не важно. Гораздо более важно, что это - время Матриархата. Здесь правит Северный клан, состоящий из сильных женщин. Им придано для продолжения рода и для контраста немножко мужчин. Ну как мужчин - скорее особей противоположного пола, смешных, нелепых, жалких.



Кадр из фильма "Северный ветер"

Глава клана - величавая красавица Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая). Ее дочь, Маргарита (Рената Литвинова), ведет хозяйство в этом странном доме, представляющем собою что-то среднее между старым замком и большой коммунальной квартирой. Роскошный когда-то паркет потерт, жители дома все время сталкиваются в коридорах, образуя броуновское движение, и ничего удивительного, что в коридоре ни с того ни с сего может оказаться огромный северный (а какой же еще?) олень. И Маргариту больше волнует не то, как он сюда попал, а его пол - “Это мальчик или девочка?” - нервно восклицает она, словно кто-то в этом доме вообще может что-то знать.



Кадр из фильма "Северный ветер"

У Маргариты есть сестра Лотта (Галина Тюнина), тоже нервная и безотрадная. У Лотты есть дочь Ада (Манана Тотибадзе), обладательница такого длинного носа, что им можно рисовать на полу, не наклоняясь. В Аду влюбится пластический хирург по фамилии Жгутик (Никита Кукушкин), женится на ней, укоротит ей нос, а когда Ада уйдет от него к женщине, напичкает ее снотворным и во сне сделает ей прежний нос.



Жгутик и Ада - до операции и после

Еще у Маргариты есть сын Бенедикт (Антон Шагин), безоглядно влюбленный в свою невесту стюардессу Фанни (Ульяна Добровская). Фанни погибает в авиакатастрофе, и Бенедикт, не в силах смириться с гибелью любимой, на всякий случай женится на ее сестре Фаине (Софья Эрнст), всячески пытаясь убедить себя, что где-то в Фаине затаилась Фанни. Он даже через много лет брака дарит жене самолет, как обещал когда-то невесте. “Я куплю тебе самолет - только не улетай сейчас”, - умоляет Бенедикт Фанни перед роковым рейсом.

Фаина рожает Бенедикту сына, которому Маргарита заранее дала имя Мой Хьюго, но и это не способно растопить сердце Бенедикта.

Здесь вообще с сердцами проблема. Сердца героев словно выдолблены из вечной мерзлоты, в какой Северный клан хранит свои деньги. Денег много - целые сундуки, они живут вечную жизнь в вечной мерзлоте - клан не доверяет банкам, - но и там постепенно начинает гнить. Камера Олега Лукичева настолько сама по себе чувствительна и метафорична, что способна передавать даже запах гниения, который идет от сундуков, от этого странного замка-коммуналки, от самого клана, несмотря на красоту героинь.

Поначалу непременно хочется упомянуть про феминистскую повестку - и правда, здешние мужчины очень неважно смотрятся на фоне женщин. Бесхребетный Бенедикт, не захотевший вписаться в реальную жизнь. Хирург-психопат Жгутик, сотворивший из носа жены фетиш. Полоумный кузен Борис (Максим Суханов), проявляющий свою неожиданную влюбленность тем, что отрывает у предмета страсти кусок платья в надежде, что она станет этот кусок искать и так выйдет на него, на Бориса.

Но по мере продвижения сюжета понимаешь, что женщины Северного клана выглядят так величественно на фоне совсем уж затхлых мужичков, а без них, без этих мужичков, величие северных владычиц сильно поблекло бы. Поэтому если уж и говорить о матриархате в фильме, то в его последней стадии. Что будет потом - никому не известно. Главное - что все постепенно гниет, хоть и гниет красиво.



Все гниет "красиво"

И меньше всех это известно героине, женщине с вечным именем Маргарита, в конце фильма под песню Земфиры мчащейся куда-то в снег на изящной дорогой машине. Довольно символичный финал - режиссер (она же и автор сценария), как и ее героиня, немного заплутала в собственной фантазии.

Довольно быстро наступает момент, когда вдруг понимаешь: смысл стал заложником красивого действия, а красивое действие стало самодовлеющим. Красота победила, похоронив напоследок робкие режиссерские мысли. Впрочем, не так уж это и страшно - красота и сама по себе есть немалый смысл.  Отсюда
Давайте теперь взглянем на персонажей, их одежду и их стиль

В костюмaх героев фильма нашли отражение сразу несколько разных эпох. Гротескные образы, смешение стилей, обилие аксессуаров - всё это собиралось по крупицам и дополнялось прямо во время съемок.

"Пробовали всё, что в голову приходило, не было никаких классических вариантов. Мы творили и сумасбродствовали. Рената доставала очень красивые винтажные наряды из своих закромов, кто-то приносил какие-то бусины в волосы, цветы. Иногда всё это кололо и натирало, но выглядело потрясающе", - делится впечатлениями Светлана Ходченкова, сыгравшая в фильме актрису Матильду.

В 2019 году Рената Литвинова самолично вышла на подиум во время показа Balenciaga весна-лето 2020, поскольку креативный директор дома Дэмна Гвасалия является ее близким другом. И специально для этого фильма Дэмна Гвасалия создал образы главной героини "Северного ветра", Маргариты, выбрав для нее вещи из коллекций, созданных им для Balenciaga на протяжении последних пяти лет.



Слева Рената Литвинова на показе Balenciaga весна-лето 2020, справа Рената Литвинова в роли Маргариты в одном из платьев, выбранных Дэмной Гвасалия для фильма

В кадре Рената Литвинова сменила около 10 нарядов Дэмны, которые "полностью и многосторонне отражают дизайн-эстетику Гвасалии, современную элегантность и так называемый шик".

"В них во всех выражена женская сила, недоступность и строгость, ведь по сюжету фильма царит матриархат", - рассказывает Гвасалия.

Не думаю, что надо объяснять, что это значит. Oversize в виде объемных платьев - мешков и платьев - одеял и ugly - уродская мода в виде странных и неестественных форм прекрасно вписались в эстетику фильма


Рената Литвинова в роли Маргариты в фильме "Северный ветер". Дизайнер похожего на связанный жгутами мешок платья - Дэмна Гвасалия

Почти всегда это наряды в мрачных оттенках черного и темно-синего - тех, что подчеркивают трагичность образа Маргариты, вечно скорбящей по ушедшей несбывшейся невестке Фанни, вечно ждущей звонка и прихода любимого, вечно надеющейся на лучшее в будущем.



Рената Литвинова в роли Маргариты в фильме "Северный ветер". Дизайнер платья Дэмна Гвасалия

Вспышки цвета в нарядах Маргариты мы видим лишь трижды - в красном платье во время ссоры с племянницей, с бирюзовыми туфлями в ванне и в кульминационной сцене в полосатом черно-белом платье.



Рената Литвинова в роли Маргариты в фильме "Северный ветер". Дизайнер платья, похожего на красное одеяло, - Дэмна Гвасалия
         

Это бирюзовые туфли Balenciaga Knife Shoes, которые в фильме показаны очень крупным планом, видимо, в рекламных целях

Кроме Дэмны Гвасалия в создание костюмов для фильма внес свой вклад известный дизайнерский дуэт Алисы и Юлии Рубан. Ранее бренд Ruban никогда не работал с представителями кино, и дизайнеры отмечают, что это был уникальный опыт.

Постоянно менялось видение кроя платьев героинь, декоративных элементов. Черновые наброски отрисовывались прямо в мастерской бренда Ruban под строгим руководством режиссёра. Финальный вариант также подвергался безжалостной критике, так как было важно правильно передать характер героев.

В результате было пошито более десятка нарядов. Но в финальную часть вошла лишь половина. Самые красивые наряды в фильм не вошли, к сожалению, потому что характеры героинь совсем не красивы, а наоборот.



Эти платья бренда Ruban в фильм не вошли, слишком красивые для некрасивых характеров героинь

Ярким образом в фильме стала актриса Матильда, роль которой сыграла Светлана Ходченкова. Для нее было пошито платье в бельевом стиле молочных оттенков. Полупрозрачная ткань и плотный корсет обтянули  фигуру, а изюминкой стала вышивка ручной работы, которая сымитировала разметку на лекалах.



Светлана Ходченкова в роли актрисы Матильды в платье сестер Ruben

Актриса, которую наняла Маргарита, чтобы та донимала Фаину звонками, изображая Фанни, была похожа на ту, кого играла, только голосом (поэтому ее и наняли на эту роль). Внешне же она напоминала несбывшуюся невесту Бенедикта разве что цветом волос. Но все же в костюме удалось подчеркнуть их схожесть, пусть и номинальную. За платье Матильды, как и за костюм Фанни - единственный, в котором мы ее видели, отвечали сестры Алиса и Юлия Рубан. Образ дополнила маскарадная маска с яркими кристаллами, ведь в этом сюжете Матильда выдает себя за другую.

Ещё один образ - для героини Фаины, которую на экране воплотила Софья Эрнст, - представил собой жакет из плотного материала (тафты) цвета фуксии с баской, а также прямая юбка до колена.



Софья Эрнст в роли Фаины

Также впечатляет строгий и лаконичный костюм стюардессы Фанни, которую сыграла Ульяна Добровская.  Сама Литвинова принимала активное участие в разработке образов своих героинь и даже сама нарисовала эскиз.



Слева Ульяна Добровская в роли стюардессы Фанни, костюм от сестер Ruben, Темно-зеленый цвет, выбранный для этого образа, намекает на ощущение тоски, в которое погрузится весь клан после ухода Фанни. Cправа эскиз Ренаты Литвиновой

Кроме модельеров над образами фильма работали и известные художники по костюмам

Надежда Васильева (фильмы "Брат" и "Брат-2", "Мастер и Маргарита", "Салют-7", "Скиф", "Конек-Горбунок", кинопремия "Ника" за фильмы "Замок" и "Матильда")
и
Наталья Иванова (Фильмы "Мужики", "Васса". "Рецепт ее молодости", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Утомленные солнцем", кинопремия "Ника" за фильмы "Андерсен. Жизнь без любви" и "Орда", кинопремия "Золотой орел" за фильм "Орда")

По словам Надежды Васильевой Рената Литвинова на съемочной площадке была всем - режиссером, оператором, художником по костюмам и по реквизиту. Полный контроль.

Художникам по костюмам в  каком-то смысле даже повезло, что Демна Гвасалия сделал для нее все костюмы. Проблема была лишь в том, что художник должен быть на съемках, а он не смог приехать и не попал под разборки. А художникам по костюмам иногда прилетало: "Смотрите, Демна какой молодец, как все выполнил! А вы…" Приходилось подсобираться.

Самыми сложными  костюмами фильма были платья Ренаты и Ульяны Добровской из сцены их встречи во сне: ассистенты Надежды Васильевой вчетвером делали их два месяца.



Сцена встречи во сне

Платья клеили, шили, жгли, расписывали и вязали около двух месяцев, чтобы достичь желаемого результата. Образы "мрачных принцесс" дополнили не менее эффектные короны.

"Рената принесла альбом с украшениями, которые использовали в фильмах старого Голливуда. А я - альбом рисунков морских организмов Эрнста Геккеля. Насмотревшись и вдохновившись, мы сделали свои варианты корон под эти платья - с жемчугом, гальванизированными цветами, битым стеклом под бриллианты и простыми портновскими булавками", - рассказывает Надежда Васильева.

"Это абсолютно кутюрного уровня вещи: внутреннюю конструкцию собрали из железок из магазина с арматурой, верх заливали жидким силиконом, на клей разбрасывали бисер. Там все сочетается - силиконовые змеи и крысы, натуральные и синтетические ткани, которые художники обжигали, чтобы они слились друг с другом и образовали новую структуру.  А сколько всего не вошло в финальную версию! Русалки, пришельцы, драконы, которые ломают дом".



Татьяна Пилецкая в роли Вечной Алисы

"У каждого героя есть свой атрибут, - продолжает Надежда Васильева: Импульс всегда исходит от режиссера. Рената задает вектор: “Наша бабуся - глава клана”. Я начинаю поиск ассоциаций. Клан - королева - Елизавета.



Слева направо: Королева Елизавета; Елена Гоголева - графиня Анна Федотовна "Пиковая дама" (1982); Татьяна Пилецкая  - Вечная Алиса

Что связано с Елизаветой? Идеально уложенная прическа на седых волосах, элегантные неяркие костюмы. Но должно быть что-то сказочное. Горностай! Где его взять? На что Рената вдруг говорит: “У меня уже два года в холодильнике лежит мешок с горностаем. Вот и сделай из него что-нибудь”. Я думаю: “Ну не мантию же шить”. Соображаю, какие есть еще мощные старушки. И тут меня осеняет: Пиковая дама!



Кадр из фильма. Вечная Алиса в горностае из холодильника Литвиновой. Обратите внимание на указательный палец Литвиновой

Сразу на ум приходит капор из цельных шкурок. А чтобы он стал кутюрным, его надо соединить с противоположным материалом, для меха - это холст. Получился капор, который стал не только символом царственности, но и своеобразной защитой персонажа: королева-мать в него прячется от реальности".

"Мы работали вдвоем с замечательным художником Наташей Ивановой, которая для меня очень дорогой человек: у нее потрясающее чувство юмора, что невероятно важно на съемках. - продолжает Надежда Васильева: Мы с ней делили героев и смены: я брала ночные, а Наташа - утренние. Только Рената могла выдержать и те, и другие.



Кадр из фильма.Лотта - Галина Тюнина

Разрабатывая образ Лотты, которую воплотила Галина Тюнина, я думала про север и вьюгу. Стало понятно, что надо закутать Лотту как ребенка. Мы связали огромные кружевные платки и ввели многослойность - шляпку, платки, накидку из каракуля 1940-х годов. Это не только блокадный образ, но и что-то японское, как в старой коллекции Kenzo, где модели были укутаны во множество ярких шалей. Похожий прием я подсмотрела, когда изучала одежду якутов для фильма “Река”. Была в Якутске, сидела в местных музеях и выяснила, что чем больше голова, тем лучше: там женщины носят до восьми платков одновременно. Я обожаю краеведческие и художественные музеи в маленьких городах России: хранители так счастливы, когда это еще кому-то нужно. Я приезжаю и просто рыдаю от восторга над тем, что хранится в запасниках".

13 лет упадка показаны в фильме как через загнивание и обветшалость интерьеров, так и через одежду персонажей.

Каждый Новый год здесь будет все беднее и тревожнее. Столовый хрусталь сменится стеклом и жестяными кастрюлями, изысканные блюда - вареной картошкой; потускнеют цвета не только в убранстве дома, но и в нарядах всех, кто его населяет; почти ничего не останется от блеска украшений. Хаотичный бурьян, покрывший весь дом, прорастет и в его хозяевах в виде ветвей в волосах, которые из гладко уложенных превратятся в спутанные гнезда. Меха сменятся на шали и свитера со спущенными петлями и дырами.
               

Кадр из фильма.

"Дом некогда богатых фабрикантов постепенно ветшал. Так и платья с высокими воротниками, корсетами, кринолинами, украшенные змеями и крысами, были состарены с помощью паяльных ламп, силикона, связанных и потом разодранных кусков материи, усыпанных блестками", - рассказывает Надежда Васильева.

"Шали и свитера поддерживают ощущение холода севера. Все они как паутины, опутывающие этот увядающий мир, некогда роскошный", - продолжает она.

В итоге и традиция несмотря ни на что встречать каждый Новый год вместе и обмениваться подарками просто распадется - ровно как сам Северный клан. И в облике каждого отдельного героя этот распад отразится по-своему.
   

Кадр из фильма.

13 лет жизни Северного клана, как нам рассказывает сама Маргарита, - это время вечного матриархата. Поэтому мужских персонажей здесь не так много и все они скорее второстепенные. Они появляются в отдельных сценах, лишь чтобы дать импульс для решений женских персонажей или поучаствовать в их интригах, но лишь в качестве исполнителей воли женщин. Иногда мужчины "Северного ветра" и вовсе пропадают из вида, будто их нет. Такая податливость и инертность отразилась и в костюмах мужских персонажей в мрачных оттенках черного, темно-синего и фиолетового. Они почти не различаются по цветам и напоминают халаты и будто накинутые на плечи одеяла.



Кадр из фильма. Антон Шагин - Бенедикт

В большинстве своем мужчины в "Северном ветре" невидимы, как "невидимые слуги", образы которых придумала Наталья Иванова.

"На них черные шапочки с полумасками и узкие черные пальто. Это такие таинственные и фантастические брейгелевские персонажи", - рассказывает Надежда Васильева.



Кадр из фильма. Слева "Невидимые слуги". Справа Вечная Алиса с Тенью

Почти невидимым для нас остается и образ главного мужчины Маргариты, которого она вечно ждет. Его эфемерность проходит через весь фильм вплоть до финала, когда зритель так и не понимает, встретила его в итоге Маргарита на "Станции Тринадцатой" или нет.


Кадр из фильма. Маргарита едет на "Станцию Tринадцатую" в параллельном мире параллельного московского метро
Отсюда     Отсюда

Ну вот, собственно, и всё с пересказами других источников, осталось добавить что-то от себя.

Мнения по поводу этого очень эстетского и элитарного фильма из серии "это очень высокое искусство, оно не для всех", как всегда разделились.

Народ попроще назвал это бредом.
Иноагент "Медуза" выдала следующую рецeнзию:
"Эта живая руина, сентиментальный женский Мордор вырастает над помойкой бесконечной банальности, царящей в отечественном кинематографе, и на фоне этого унылого ландшафта смотрится чрезвычайно эффектно да и просто красиво"
Ходили слухи, что этот фильм могут послать от России на Оскар, потому как "Абсолютный Шедевр".

A я вот тоже думаю, что это шедевр.
Ведь абсолютно же гениальный в своем саморазоблачении фильм. как плохо, одиноко, несчастно жить женщине с указующим перстом в два раза больше обычного размера в окружении мужчин, которые почти невидимы, до такой степени они слабы, ничтожны, бесхребетны и ... почти бесполы.
Всё вокруг гниет, даже деньги...

Огромное спасибо Ренате Литвиновой за показ Матриархата и собственного образа без прикрас. И в уродских платьях Гвасалии, и с указующим перстом в два раза больше обычного  размера.

Всегда полезно увидеть и сравнить, какие они бывают... Иконы Стиля...
               

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up